Логопедические игры
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

логопедические игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игры для дошкольников47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры

Развитие речи начинается в 3 м-ца с гуления. Это этап подготовки артикуляционного аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется развитие понимания речи, т.е формируется импрессивная речь. Малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К 9-10 м-цам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа, баба) К 1 году словарь достигает 10-12 слов, иногда и больше (киса, дай, на, дядя, кака)

На 2-м году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством общения, т.е. формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль играет речевая среда в окружении его. Чистая, четкая, грамматически правильная речь взрослых. Не следует искажать свою речь, имитируя детскую речь.

В этот период следует развивать пассивный словарь ребенка. Постепенно будет развиваться и активный словарь.

К 2 годам активный словарь состоит из 250-300 слов. В это же время начинает формироваться фразовая речь. Сначала это простые фразы из 2-3 слов.

Постепенно к 3-м годам фразы усложняются. Активный словарь составляет уже 800-1000 слов.

К 5-ти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается звукопроизношение.

При нормальном развитии речи к 4-5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К 6-ти годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный объем словаря и практически владеет грамматическим строем речи.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

«Звукоподражание»

«Оооо» - болят зубки у мишки.

«Уууу» - воет волк.

«Иии» - ржет лошадка.

«Эээ» - дразнится кто-то.

«ыыы» - плачет малыш.

Постановка звуков по подражанию

М МЬ Н НЬ Б БЬ П ПЬ  В ВЬ Ф ФЬ Г ГЬ  К КЬ Х ХЬ Д ДЬ Т ТЬ

С СЬ  З ЗЬ  Ц  Ш  Ж  Ч  Щ  Й  Л  ЛЬ  Р  РЬ

С насос синий

СЬ струйка воды

З звенит комар

ЗЬ маленький комарик

Ц тише, палец к губам

Ш шуршат мыши, листья

Ж жужжит жук

Ч стрекочет кузнечик

Щ змея ползет, щетка

Й подметай, убирай

Л летит самолет

ЛЬ льется вода

Р рычит собака

РЬ рычит щенок

Б барабан

П пар пыхтит

В волк воет

Ф футбольный мяч сдулся

Г гусь гогочет

К курица кудахчет

Х греем холодные ручки

Д дятел долбит

Т топор стучит

М мычит корова

Н ноет нытик

При постановке звуков должны быть задействованы все возможные анализаторы:

  • Зрительный
  • Слуховой
  • Двигательный
  • Тактильный

Сочетание речи с движением при закреплении звуков

 в словах, слогах, в предложениях, в текстах.

 «Пальчики здороваются»

Пальцы поочередно прикасаются («здороваются») с большим пальцем  на одной руке, затем на другой, и двумя руками вместе. На каждое прикосновение ребенок повторяет за логопедом или взрослым слоги: са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс, аса, осо, усу, ысы, ста, сто, сту, сты, спа, спо, спу, спы, сма, смо, сму, смы, сва, сво, сву, свы, сна, сно, сну, сны.

Пальцы могут прикасаться к одноименным пальцам рук.

«Игра на пианино»

Руки лежат на столе. На каждый слог приподнять и опустить каждый палец на одной, затем на другой руке. Например слоги со звуком З: за, зо, зу, зы, зда, здо, зду, зды, аза, озо, узу, ызы.

«Где звенит колокольчик?»

Взрослый звенит колокольчиком, а ребенок пальцем показывает, где он слышит звук.

«Отгадай, какие музыкальные инструменты»

Взрослый за спиной ребенка играет на разных музыкальных инструментах, а ребенок отгадывает.

«Скажи, сколько раз» или «Повтори»

Взрослый отбивает ритм на ложках, а ребенок считает звуки или повторяет за взрослым ритмический рисунок.

«Тихо, громко» или «Большие и маленькие ноги»

Взрослый играет на бубне или ложках то тихо, то громко, а дети то идут на носочках, то топают ногами.

«Жмурки с колокольчиком»

У водящего завязаны платком глаза, он ищет колокольчик. Дети по очереди звенят и убегают.

«Угадай по голосу»

Дети по очереди подают голос (зовут водящего по имени), а он не видя детей, отгадывает, кто его позвал.

«Цепочки»

Дети повторяют за взрослым: па-ба, на-га, ва-та, га-да, са-за, ша-жа, ча-ща, ка-га.

Затем более сложные: ма-ма-па, да-та-да, ва-та-га, га-ка-га, па-па-ба, ва-фа-ва и пр.

«Изобрази»

Взрослый произносит заранее оговоренные звуки, а дети выполняют движения. Например, «Ко-ко-ко» - ходят, как курочка. «Га-га-га» - вытягивают шею (руку), как гусь.

«Кто внимательный?»

На столе лежит картинки на смешиваемые звуки (лук-люк, уточка-удочка, речка-редька, цвет-свет, мишка-мышка, миска-мишка и пр.). взрослый называет слово, а ребенок должен найти картинку.

«Добавь слог, получи слово, найди картинку»

Ли-са, ко-са, о-са, ча-сы, ве-сы, но-сы, бу-сы, коле-со, колба-са

«Составь предложение из слов»

Саня, санки, снег. Сеня, сеет, семена. Зоя, знает, замок, змея. Зина, зима, зимний, одела, комбинезон. Цапля, цыплята, цветы, искать.

«Подбери слово к рифме»

СА-са-са …(хитрая лиса; длинная коса; колбаса; летит оса)

Со-со-со…(где колесо; лассо)

Су-су-су…(купи колбасу; найди лису; заплети косу)

Сы-сы-сы…(нет лисы; две косы; на стене часы; мамины бусы)

Дифференциация звуков (б-п, в-ф, к-г-х, д-т, ж-ш, з-с-ц, л-р, м-н, ч-щ)

«Подбери картинки с этими звуками»

«Назови слова с данной парой звуков»

«Угадай, какой звук в слове»

Дифференциация звуков (б-п, в-ф, к-г-х, д-т, з-с, л-р, м-н)

«Подбери картинки с твердым звуком Б и мягким БЬ»

«Найди место звука в слове» (начало, середина, конец слова)

«Подели слова на слоги и укажи, где находится заданный звук, определи он мягкий или твердый»

«Кто больше»

Дети по очереди называют слова с заданным звуком и отбивают мяч от пола и ловят его руками.

«Звенит, жужжит»

Дети делятся на команды: комары и жуки. Когда взрослый или выбранный ребенок произносит: «Зззззз», «летают» комарики, когда жужжит, то жуки.

«Деление слов на слоги»

Взрослый называет слова или раздает детям картинки, а они по очереди делят слова на слоги, отстукивая.

«Угадай»

Игра наоборот предыдущей игре. Кто-то отстукивает количество слогов, а кто-то отгадывает, называет слова с данным количеством слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем и обучаем (логопедические игры)

Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...

Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....

Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома.

Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома....

Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"

Оформление логопедического уголка, информация для родителей....