Развитие лексико- грамматических и фонетико- фонематических компнентов речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Репина Надежда Александровна
Развитие лексико- грамматических и фонетико- фонематических компонентов речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к недоразвитию речи и всех ее функций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
 
    Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. 
 
    Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексико- грамматических и фонетико-т фонематических компрнентов речи у дошкольников с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.

   Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к недоразвитию речи и всех ее функций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

 

    Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза.

    Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.

    Дети с нарушением умственного развития имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве. Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности проявляются в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи той или иной степени, а также имеют низкий уровень овладения графомоторными навыками. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). В большинстве случаев у обучающихся наблюдаются нарушения как устной, так и становление письменной речи. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, восприятия речи, зрительной памяти.

    Развитие лексико- грамматических и фонетико- фонематических компнентов речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей с системным недоразвитием речи:

 развитие понимания речи;

 активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

 формирование артикуляционной базы речи для дальнейшего развития произносительной стороны речи, фонематических представлений;

 развитие самостоятельной фразовой речи.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1. активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2. подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3. постановке отсутствующих звуков (при возможности), их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Развитие понимания речи

  • Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, вступать в контакт с собеседником.
  • Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
  • Формировать понимание обобщающего значения слов.
  • Готовить детей к овладению диалогической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка 

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много), согласовывать числительные с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов т.д.)

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -к.

 Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности \ неодушевленности.

Учить навыку использования в речи прилагательных.

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода.

Учить понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы.

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он поет, они пишут).

 Учить подбирать слова к названному предмету по ассоциативному принципу (санки – зима, портфель – школа).

Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал.), основных цветов(красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов( резина, дерево, железо, камень и т.п.)

Учить составлять простые предложения, распространять предложения.

Развитие самостоятельной фразовой речи

Формировать у детей навыки составления простых предложений по модели «Кто? Что делает? Что?».

Учить запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушивать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу, учителю.

Учить самостоятельному формулированию вопросов.

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Формировать умение заканчивать предложение, начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она). Учить составлять предложения, рассказы из 2-3 предложений (по вопросному плану). Лексические темы:«Части тела», «Геометрические фигуры», «Основные цвета», «Игрушки», «Семья», «Режим дня», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Осень», «Сезонные изменения в природе»», «Деревья», «Грибы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Зима», «Зимние забавы» «, «Новогодний праздник», «Семья», «Весна», «Професии», «Лето», «Насекомые», «Ягоды», и др.  

  Развитие произносительной стороны речи, фонематических представлений 

Учить различать речевые и неречевые звуки.

Учить определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Учить вызывать отсутствующие звуки.

Автоматизировать поставленные звуки на уровне логов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией.

Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пэ), и из разных согласных и гласных звуков (па – то – ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та – кта, по – пто).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для родителей по теме "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников"

Описание речевых особенностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Картотека игр по теме "Игра как средство по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников"

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из...

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.  с  помощью  занимательного  игрового  материала  сделать  процесс  обучения  занимательным, весёлым, высокоэффективным;2. развивать  речевой...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

           Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в детском саду Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, г...