КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Голодова Екатерина Геннадьевна

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

     Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является весьма распространенным нарушением детского возраста. Для него характерно раннее начало (до 7-летнего возраста), и сочетание сверхактивности, неуправляемого поведения с выраженной невнимательностью, отсутствием устойчивой концентрации, нетерпеливостью, склонностью к импульсивности и высокой степени  отвлекаемости.   Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. В качестве возможных причинных факторов изучаются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и другие. Есть мнения, что решающую роль в возникновении этого нарушения играет все же генетическая предрасположенность, а степень тяжести, сопутствующая симптоматика и продолжительность течения тесно связаны с влиянием среды (Barkley, 1989).

    СДВГ проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении.

Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.

Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.

Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным     действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается “импульсивный тип работы”: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Эта склонность к риску часто становится причиной травм и несчастных случаев.
В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом; она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго.

Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, сибсами, учителями и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.


Проявления СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВГ.

Таким образом, выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.

Далее приведены примеры психокоррекционных игр, которые можно включать в свою работу с гиперактивными детьми.

 

С чего начать

Не стоит предлагать ребенку сразу играть в игры, где нужно иметь хотя бы какую-то усидчивость. Если ребенок постоянно бегает, кричит, ломает игрушки – его не заинтересуют такие игры. Приучать к ним нужно постепенно. Начинайте с естественных для ребенка процессов. Он любит двигаться - предложите ему потанцевать под энергичную музыку вместе с мамой, друзьями или любимым плюшевым Мишкой. В следующий раз предложите ребенку взять в руки флажки, воздушный шарик, барабан и попробовать танцевать вместе с этим предметом или подыгрывать музыке. Такие занятия можно начинать с детьми раннего возраста. Это подвижные игры, которые развивают крупную моторику, учат ребенка одновременно сочетать движения рук и ног, вслушиваться в мелодию, концентрировать свое внимание на определенном действии. Таким образом, ребенок двигается осмысленно.

Игры под музыку могут иметь самый разнообразный смысл. Например, музыку можно внезапно выключать и участники игры должны замереть на месте в какой-то позе. Двигаться под музыку можно изображая какое-либо животное, автомобиль, поезд. Для этого можно положить изображения различных предметов в мешок или шляпу, по очереди вынимая эти картинки, все участники по-своему подражают ему в танце. Получается довольно смешно! Можно повторять различные движения за одним из участников, получится своеобразная групповая гимнастика. Кстати, танцевальные упражнения дети лучше осваивают в группе.

Если ребенку требуется просто побегать и покричать - обязательно давайте ему такую возможность, но объясняйте при каких обстоятельствах и в каких местах так вести себя категорически нельзя.

Игры на концентрацию внимания

Когда ребенок уже научился двигаться осознанно и останавливать внимание на некоторых предметах, предложите ему более спокойные игры.

Переливание воды. В этой игре возможны разные варианты. Можно менять предметы в которые переливают воду, брать прозрачную посуду и окрашивать воду в различные цвета, давать что-то для размешивания, например кофе в стакане воды. Эта игра нравится практически все детям, но недалеко не все родителям. Ведь комната где играют очень быстро наполняется водой. Для собственного спокойствия оденьте на ребенка большой непромокаемый фартук, тапочки на ноги, запаситесь тряпками для вытирания воды. С каждым разом ребенок будет проливать все меньше воды. Ведь все приходит с опытом. Играть таким образом можно в ванной комнате, взяв в руки тазы, ведерки, различные ковши и кружки. Эта игра отлично тренирует внимание ребенка, успокаивает его.

Сейчас продаются различные комплекты для детских игр в ванной, так же можно взять резиновые игрушки, пластмассовую посуду и устраивать заплыв в тазу или ванной.

Пересыпание различных предметов. Предоставьте ребенку несколько тарелок, большую ложку и мелкие сыпучие материалы. Это может быть различная крупа, макароны, пуговицы и проч. Ребенку нужно переложить предметы из одной тарелки в другую при помощи ложки. Эту игру можно превратить в детское соревнование, где участники быстро и не просыпая предметы, перекладывают их из одной тарелки в другую. Так же как и переливание воды, учит ребенка концентрировать свое внимание, задумываться о своих действиях.

Зрительное внимание. Отлично тренируют зрительное внимание игры «найди десять отличий», логические головоломки, собирание пазлов.

Нарисуйте на листке бумаги какой-то предмет. Пусть это будет Заяц из мультфильма. Затем ребенок отворачивается и вы дорисовываете какую-то деталь- бантик, цветочек или что-то другое не слишком крупное, но понятное ребенку. Затем ребенок ищет ее.

Разложите несколько мелких предметов на столе, пусть ребенок посмотрит на них, затем накройте их  и предложите ребенку перечислить  все предметы. Так же можно доложить или убрать один из предметов, ребенок должен назвать его. Эти игры похожи на игру в прятки, которую дети очень любят.

Слуховое внимание. С раннего возраста ребенку полезно давать для прослушивания различные музыкальные композиции. Это могут быть спокойные композиции перед сном, активная музыка для игр. Помимо развития музыкального слуха, более гармоничного проведения времени, расслабления, музыкальные занятия тренируют слуховую память. Когда музыка со словами, ребенок легче осваивает основы языка, пытается подпевать, подыгрывать на подручных инструментах, танцевать.

В методике развития Марии Монтессори встречается занятие «слушаем тишину», оно проводилось ежедневно в ее школе. Выключите музыку, телевизор. Сядьте вместе с ребенком и помолчите несколько минут. Затем предложите ребенку перечислить звуки, которые он слышал во время тишины. Если ребенок затрудняется с ответом - подсказывайте: «Ты слышал, что происходило по улице?», «Как ты думаешь, о чем говорили нам часы?», «Что произошло на кухне?».

Все занятия с ребенком нужно проводить при желании ребенка и столько времени, сколько он сам хочет в это играть. Если вы видите, что ребенок взял другую игрушку, вертится, поглядывает вокруг. Остановите игру и вернитесь к ней позже. Главное вызвать первоначальный интерес к занятию, тогда ребенок сам попросит вас поиграть вместе с ним в новую интересную игру.

 

 

 

 

Мельница

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто остается в игре последним. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е. задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

 

 

“Найди отличие”(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания.

Условия игры. Ребёнок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

Тишина

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция: “Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех).
Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Фасоль или горох?

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

 

 

Самый внимательный

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Условия игры. Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно по тематике: “Животные в зоопарке”, “Дети на прогулке”, “Профессии” и т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами и изменяют позы. Ведущий должен сказать, кто как стоял.

Снежный ком

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например, “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Скучно так сидеть

Цель: развитие внимания.

Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает.
Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.

Не пропусти мяч

Цель: развитие внимания

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

Мишки и шишки

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. ПО полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цельконтроль импульсивности.

Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”. И.т.д

Передай мяч

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена.
Варианты передачи мяча:

·                    над головой;

·                    справа или слева (можно чередуя лево-право);

·                    внизу между ног.

Аисты – лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов, передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем сверяется полученное сообщение с исходным и находится игрок, который исказил его.

 

 

Поиграем с предметами

Цельразвитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.

Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

1.                Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.

2.                Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

3.                Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

4.                Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

5.                Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.

6.                Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.

Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_igry_dlya_giperaktivnyh_detey.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

     Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является весьма распространенным нарушением детского возраста. Для него характерно раннее начало (до 7-летнего возраста), и сочетание сверхактивности, неуправляемого поведения с выраженной невнимательностью, отсутствием устойчивой концентрации, нетерпеливостью, склонностью к импульсивности и высокой степени  отвлекаемости.   Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. В качестве возможных причинных факторов изучаются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и другие. Есть мнения, что решающую роль в возникновении этого нарушения играет все же генетическая предрасположенность, а степень тяжести, сопутствующая симптоматика и продолжительность течения тесно связаны с влиянием среды (Barkley, 1989).

    СДВГ проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении.

Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.

Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.

Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным     действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается “импульсивный тип работы”: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Эта склонность к риску часто становится причиной травм и несчастных случаев.
В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом; она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго.

Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, сибсами, учителями и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.


Проявления СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также 
нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВГ.

Таким образом, выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.

Далее приведены примеры психокоррекционных игр, которые можно включать в свою работу с гиперактивными детьми.

 

С чего начать

Не стоит предлагать ребенку сразу играть в игры, где нужно иметь хотя бы какую-то усидчивость. Если ребенок постоянно бегает, кричит, ломает игрушки – его не заинтересуют такие игры. Приучать к ним нужно постепенно. Начинайте с естественных для ребенка процессов. Он любит двигаться - предложите ему потанцевать под энергичную музыку вместе с мамой, друзьями или любимым плюшевым Мишкой. В следующий раз предложите ребенку взять в руки флажки, воздушный шарик, барабан и попробовать танцевать вместе с этим предметом или подыгрывать музыке. Такие занятия можно начинать с детьми раннего возраста. Это подвижные игры, которые развивают крупную моторику, учат ребенка одновременно сочетать движения рук и ног, вслушиваться в мелодию, концентрировать свое внимание на определенном действии. Таким образом, ребенок двигается осмысленно.

Игры под музыку могут иметь самый разнообразный смысл. Например, музыку можно внезапно выключать и участники игры должны замереть на месте в какой-то позе. Двигаться под музыку можно изображая какое-либо животное, автомобиль, поезд. Для этого можно положить изображения различных предметов в мешок или шляпу, по очереди вынимая эти картинки, все участники по-своему подражают ему в танце. Получается довольно смешно! Можно повторять различные движения за одним из участников, получится своеобразная групповая гимнастика. Кстати, танцевальные упражнения дети лучше осваивают в группе.

Если ребенку требуется просто побегать и покричать - обязательно давайте ему такую возможность, но объясняйте при каких обстоятельствах и в каких местах так вести себя категорически нельзя.

Игры на концентрацию внимания

Когда ребенок уже научился двигаться осознанно и останавливать внимание на некоторых предметах, предложите ему более спокойные игры.

Переливание воды. В этой игре возможны разные варианты. Можно менять предметы в которые переливают воду, брать прозрачную посуду и окрашивать воду в различные цвета, давать что-то для размешивания, например кофе в стакане воды. Эта игра нравится практически все детям, но недалеко не все родителям. Ведь комната где играют очень быстро наполняется водой. Для собственного спокойствия оденьте на ребенка большой непромокаемый фартук, тапочки на ноги, запаситесь тряпками для вытирания воды. С каждым разом ребенок будет проливать все меньше воды. Ведь все приходит с опытом. Играть таким образом можно в ванной комнате, взяв в руки тазы, ведерки, различные ковши и кружки. Эта игра отлично тренирует внимание ребенка, успокаивает его.

Сейчас продаются различные комплекты для детских игр в ванной, так же можно взять резиновые игрушки, пластмассовую посуду и устраивать заплыв в тазу или ванной.

Пересыпание различных предметов. Предоставьте ребенку несколько тарелок, большую ложку и мелкие сыпучие материалы. Это может быть различная крупа, макароны, пуговицы и проч. Ребенку нужно переложить предметы из одной тарелки в другую при помощи ложки. Эту игру можно превратить в детское соревнование, где участники быстро и не просыпая предметы, перекладывают их из одной тарелки в другую. Так же как и переливание воды, учит ребенка концентрировать свое внимание, задумываться о своих действиях.

Зрительное внимание. Отлично тренируют зрительное внимание игры «найди десять отличий», логические головоломки, собирание пазлов.

Нарисуйте на листке бумаги какой-то предмет. Пусть это будет Заяц из мультфильма. Затем ребенок отворачивается и вы дорисовываете какую-то деталь- бантик, цветочек или что-то другое не слишком крупное, но понятное ребенку. Затем ребенок ищет ее.

Разложите несколько мелких предметов на столе, пусть ребенок посмотрит на них, затем накройте их  и предложите ребенку перечислить  все предметы. Так же можно доложить или убрать один из предметов, ребенок должен назвать его. Эти игры похожи на игру в прятки, которую дети очень любят.

Слуховое внимание. С раннего возраста ребенку полезно давать для прослушивания различные музыкальные композиции. Это могут быть спокойные композиции перед сном, активная музыка для игр. Помимо развития музыкального слуха, более гармоничного проведения времени, расслабления, музыкальные занятия тренируют слуховую память. Когда музыка со словами, ребенок легче осваивает основы языка, пытается подпевать, подыгрывать на подручных инструментах, танцевать.

В методике развития Марии Монтессори встречается занятие «слушаем тишину», оно проводилось ежедневно в ее школе. Выключите музыку, телевизор. Сядьте вместе с ребенком и помолчите несколько минут. Затем предложите ребенку перечислить звуки, которые он слышал во время тишины. Если ребенок затрудняется с ответом - подсказывайте: «Ты слышал, что происходило по улице?», «Как ты думаешь, о чем говорили нам часы?», «Что произошло на кухне?».

Все занятия с ребенком нужно проводить при желании ребенка и столько времени, сколько он сам хочет в это играть. Если вы видите, что ребенок взял другую игрушку, вертится, поглядывает вокруг. Остановите игру и вернитесь к ней позже. Главное вызвать первоначальный интерес к занятию, тогда ребенок сам попросит вас поиграть вместе с ним в новую интересную игру.

 

Мельница

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто остается в игре последним. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е. задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

 

 

“Найди отличие”(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания.

Условия игры. Ребёнок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

Тишина

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция: “Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех).
Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Фасоль или горох?

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

 

 

Самый внимательный

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Условия игры. Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно по тематике: “Животные в зоопарке”, “Дети на прогулке”, “Профессии” и т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами и изменяют позы. Ведущий должен сказать, кто как стоял.

Снежный ком

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например, “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Скучно так сидеть

Цель: развитие внимания.

Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает.
Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.

Не пропусти мяч

Цель: развитие внимания

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

Мишки и шишки

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. ПО полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цельконтроль импульсивности.

Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”. И.т.д

Передай мяч

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена.
Варианты передачи мяча:

·                    над головой;

·                    справа или слева (можно чередуя лево-право);

·                    внизу между ног.

Аисты – лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов, передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем сверяется полученное сообщение с исходным и находится игрок, который исказил его.

Поиграем с предметами

Цельразвитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.

Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

1.                Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.

2.                Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

3.                Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

4.                Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

5.                Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.

6.                Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.

Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

- игры для развития внимания- игры для релаксации- игры, развивающие навыки волевой регуляции- коммуникативные игры...

Консультация для родителей "Коррекционные игры для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Коррекционные игры для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее, не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка....

"Коррекционные игры для гиперактивных детей"

"Коррекционные игры для гиперактивных детей"...

Коррекционные игры для гиперактивных детей на релаксацию.

Коррекционные игры для гиперактивных детей...

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Вашему вниманию представлены некоторые популярные и эффективные игры...

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог н...