Рабочая программа коррекционного курса для детей с ОНР.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционного курса для развития речи у дошкольников подготовительной группы с ОНР (III-IV уровень) направлена на развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения. Курс ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет, обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kk.docx | 58.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 121 комбинированного вида»
Принято: На педагогическом совете Протокол № _____ от ___________ | Утверждено: Приказом № ______ от ____________ Заведующий МБДОУ №121 ___________ О.В. Давыдова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III – IV уровня речевого развития).
Подготовительная группа
Автор-составитель:
Колегова Наталья Андреевна
Красноярск 2020 г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР III - IV уровня).
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III-IV уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР III уровня; второй - для воспитанников с ОНР IV уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 30 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР III уровень) | II вариант (ОНР IV уровень) |
1. Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. | 1.Развитие выразительности речи. Интонации, темпа речи. |
2. Совершенствование навыков ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. | 2.Совершенствование лексических средств языка для мало употребляемых слов. Работа с пословицами, антонимами, синонимами |
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. | 3.Продолжать закреплять умение составлять рассказы описания, загадки. |
4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. | 4.Продолжается работа по составлению рассказов по серии картин. По выстраиванию что сначала, что потом. |
5. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. | 5.Совершенствование навыков пересказа, так как дети могут путать последовательность событий или удерживать линию сюжета. Плохо выделяют главное. |
6. Развитие коммуникативной функции речи. | 6.Совершенствование коммуникации, т.к. ребенок не всегда может правильно и четко спланировать свое высказывание. |
Описание места курса в содержании ООП.
Содержание курса «Развитие речи» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Грамматика», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание работы в других образовательных областях опирается на темы, изучаемые в курсе «Развитие речи». Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки словообразования и словоизменения, сформированные в рамках коррекционного курса «Грамматика». А на занятиях курса «Грамматика» закрепляются навыки употребления синтаксических конструкций, сформированные на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика воспитанников группы
Группу посещают … детей с тяжелыми нарушениями речи:
…. – девочек, …. – мальчиков.
ОНР III уровня –
ОНР III-IV уровня–
ОНР IV уровня–
Дизартрия –
Моторная алалия –
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровень
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
IV уровень
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Характерные признаки:
- Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
- Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
- Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
- Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР Ш уровень) | II вариант (ОНР IV уровень) |
В плане развития импрессивной речи: | |
понимает синтаксические конструкции (покажи ручкой карандаш, покажи ручку карандашом). | понимание слов редко употребляемых в речи. (пограничник, ступня) - понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания в ситуации. - понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания вне ситуации. |
В плане развития экспрессивной речи: | |
| - использует различные предлоги - умеет изменять слова в роде, числе, падеже, образует слова суффиксальным способом |
В плане развития связной речи и навыков речевого общения: | |
| - владеет навыками пересказа - владеет умением составлять рассказ по схеме, картинке или серии картин(описательные, повествовательные) используя редко употребляемые слова или слова синонимы, антонимы, амонимы - умение планирования своего высказывания |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование навыков речевого общения.
4. Развитие связной речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР III уровень) | II вариант (ОНР IV уровень) |
глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)
|
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР III уровень) | II вариант (ОНР IV уровень) |
(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);
|
|
- Формирование навыков речевого общения.
II вариант (ОНР IV уровень) | |
закреплять умение понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. |
|
4. Развитие связной речи.
I вариант (ОНР III уровень) | II вариант (ОНР IV уровень) |
|
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР III-IV уровня
Развитие грамматических средств | Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи | ||
I период обучения (2-я половина сентября, октябрь, ноябрь) | |||
Лексические темы: « Овощи», «Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Одежда», «Обувь. « Осень» « Птицы», «Игрушки», «Человек. Части тела»», «Одежда»», «Обувь», «Семья» | |||
Задачи: - расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (боровик, берет); - активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счёт словосложения (белоствольная берёзка), прилагательных со значением соотнесённости (плетёная изгородь, черепичная крыша); - учить употреблять существительные с увеличительным значением (носище, голосище, домище), дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, красный), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец – танцевать – танцовщик – танцовщица – танцующий); - совершенствовать навык подбора и употребления в речи антонимов – глаголов, прилагательных, существительных (вкатить – выкатить, внести – вынести, бледный – румяный, жадность – щедрость), умение преобразовывать названия профессий м.р. в профессию ж.р. (воспитатель – воспитательница, баскетболист – баскетболистка); - объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист – спортсмен, который играет в футбол), переносное значение выражений (широкая душа, сгореть со стыда); - упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля). | Задачи: - закреплять умения выделять отличительные признаки предметов, объектов. Составлять загадки с опорой на признаки предметов, навык составления рассказа по картине (с опорой на вопросно-ответный и графический планы); - совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов, составление рассказов-описаний, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы, заучивание потешек, стихотворений; - учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов, словосочетания с рифмами, анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета, с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды); - упражнять в конструировании предложений по опорным словам, в распространении предложений за счёт введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений); - формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами). | ||
II период обучения (декабрь, январь, февраль) III период обучения (март, апрель, 1-я половина мая) | |||
Лексические темы II периода обучения: «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», Новогодний праздник», «Инструменты», «Транспорт. ПДД», «Наш город». «Профессии», «День защитника Отечества» Лексические темы III периода обучения: « Дом», «Мебель» , «Мамин праздник. «Посуда. Продукты»», «Весна», «Перелётные птицы», «Пресноводные рыбы», «»Космос», «Труд людей весной», «Хлеб», «Праздник Победы», «Насекомые. Лето. Полевые цветы». | |||
Задачи: - уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы); - активизировать словообразовательные процессы: объяснение сложных слов (Белоснежка, стекловата, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); - закреплять употребление обобщённых понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные), навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; - совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов, умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный), преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье – весёлый – веселиться – веселящийся); - учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.), слова-синонимы в самостоятельной речи (молить – просить – упрашивать; плакать – рыдать – всхлипывать). | Задачи: - закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними, распространение предложений за счёт введения в них ОЧП, пересказа сказок, рассказов с распространением предложений, с добавлением эпизодов с элементами рассуждений, с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета), составление рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении), умения составлять словосочетания, предложения, с рифмующимися словами, развёрнутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счёт подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих; - заучивать стихотворения, потешки; - составлять рассказ по картине, серии картин. |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 3 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильники потолочные – 2 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Плакаты:
- Овощи
- Фрукты
- Перелётные птицы
- Зимующие птицы
- Схемы для описания птиц
- Насекомые
- Игрушки
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
Папки по лексическим темам:
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто спрятался?»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Кубики
Магнитный театр «Репка»
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Фигурки животных
Силуэты животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»
Календарно – тематическое планирование по формированию и развитию навыков звукового анализа и синтеза, развитию навыков дифференциации звуков в устной и письменной речи в подготовительной группе.
Дата | Тема | Формирование навыков языкового анализа и синтеза | Развитие навыков дифференциации звуков в устной и письменной речи. | |
01.09-04.09 | Обследование | |||
07.09-11.09 | ||||
14.09-18.09 | Овощи. | Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия на материале неречевых звуков | Учить различать на слух гласные и согласные, твердые , мягкие, звонкие глухие. Выделять первый, последний гласный или согласный звуки. Анализировать звуковые сочетания выполнять анализ и синтез прямых и обратных слогов, определять наличие звука в слове, определять звонкость, глухость согласного. Осуществлять подбор слов с заданным согласным или гласным звуком; Дать понятие « звук», «слог», «слово», « звонкий, глухой» | |
21.09-25.09 | Фрукты. | Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу | ||
28.09-02.10 | Грибы. Ягоды. | Выделение гласного звука А из потока звуков | ||
05.10-09.10 | Деревья. | Выделение гласного звука У в начале слова (утка, удочка, улица) Выделение гласного звука У среди других гласных звуков. | ||
12.10-16.10 | Осень. | Выделение гласного звука И в начале слова (Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи | ||
19.10-23.10 | Птицы. | Выделение гласного звука Э в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо) | ||
26.10-30.10 | Игрушки. | Выделение звука О в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, окна, ослик) | ||
02.11-06.11 | Человек. Части тела. | Выделение согласного звука М в конце слова Выделение согласных звуков М, МЬ в начале слова | ||
09.11-13.11 | Одежда. | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ам-ма | ||
16.11-20.11 | Обувь. | Определение наличия или отсутствия звуков Н, НЬ в словах | ||
23.11-27.11 | Семья. | Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука Б в слове (начало, середина) | ||
30.11-04.12 | Зима. | Звуковой анализ слогов аб-би Определение последовательности звуков в словах. Отличия гласных и согласных звуков. | ||
07.12-11.12 | Дом.жив. | Полный звуковой анализ односложного слова Бим | ||
14.12-18.12 | Дик.жив. | Определение позиции звука Вв слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива | ||
21.12-25.12 | Животные дальних стран. | Различение твердых и мягких звуков В, ВЬ Выделение звуков среди других согласных звуков | ||
28.12-31.12 | Новый год. | Различение твердых и мягких звуков Д, ДЬ. Звуковой анализ слова дом Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук) | ||
11.01-15.01 | Профессии. | Выделение звука Т в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова том | Учить выделять звук из ряда звуков; звук в двусложных словах; слог с заданным звуком из ряда других слогов; определять наличие звука в слове, его положение в слове, выполнять полный звуковой анализ и синтез трех звуковых односложных слов. | |
18.01-22.01 | Профессии. | Различение твердых и мягких звуков Т, ТЬ Дифференциация звуков Д, Т | ||
25.01-29.01 | Инструменты. | Выделение в речи звук Ф. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов | ||
01.02-05.02 | Город | Различение твердых и мягких звуков Ф, ФЬ Дифференциация звуков В, Ф | ||
08.02-12.02 | Дом. | Выделение звука К из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова « кот» | ||
15.02-19.02 | Мебель. | Различение твердых и мягких звуковК, КЬ. Звуковой анализ слова кит | ||
22.02-26.02 | Бытовая техника. | Определение наличия и отсутствия в слове звука Г Различение твердых и мягких звуков Г, ГЬ Звуковой анализ и синтез слов | ||
01.03-05.03 | Мамин праздник. | Дифференциация звуковК, Г Звуковой анализ слова кони | ||
09.03-12.03 | Посуда. | Выделение согласного звука Х среди других звуков. Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец) | ||
15.03-19.03 | Продукты. | Различение твердых и мягких звуков Х, ХЬ Звукослоговой анализ слова мухи | Учить выполнять звуковой анализ и синтез, преобразование прямых и обратных слогов , односложных слов, закреплять пройденное | |
22.03-26.03 | Весна. | Определение наличия или отсутствия звукаС в словах. Нахождение места звукаС в словах | ||
29.03-02.04 | Эмоции. | Различение твердых и мягких звуковС, СЬ Звукослоговой анализ слова гуси | ||
05.04-09.04 | Транспорт. | Выделение в речи звука З. Определение позиции звука Зв словах (начало, середина) | ||
12.04-16.04 | Транспорт. | Различение твердых и мягких звуков З, ЗЬ Звукослоговой анализ слова замок Дифференциация звуков С, З | ||
19.04-23.04 | Рыбы. | Выделение звука Ц в речи. Определение места звука Ц в слове (начало, середина, конец) Дифференциация звуков С, Ц | ||
26.04-30.04 | Насекомые. | Выделение в речи звука Ш. Определение его позиции в слове (начало, середина, конец) Звукослоговой анализ слова шапка | ||
04.05-07.05 | Цветы. | Выделение в речи звукаЖ Определение позиции звука в слове (начало, середина) | ||
11.05-14.05 | Лето. | Дифференциация звуков С, Ш Дифференциация звуков З, Ж Дифференциация звуков Ш, Ж | ||
17.05-21.05 | ||||
24.05-28.05 | Обследование | |||
31.05 |
Учебно-методическая литература
1. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, 2005.
2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)
4. Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:
- Овощи
- Насекомые
- Игрушки
- Перелётные и зимующие птицы
- Фрукты
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
6. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».
7. Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.
8. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
10. Нищева Н. В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
11. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика».
12. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».
13. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи».
14. Развитие речи и творчества дошкольников/Под.ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
15. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи».
16. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
17. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).
18. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006.
19. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
21. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
22. Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной речи у детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада
Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"
Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с задержкой психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "ПРОИЗНОШЕНИЕ" для детей среднего возраста с ТНР
Данная программа содержит цели, задачи, условия и содержание коррекционной работы по фонетико-фонематической системе языка у детей среднего возраста с ТНР...