Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР   дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_6-7let.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича»

г. Красноярск, ул. Борисевича, 23

т. 266-95-16, e-mail: shool148@mail.ru

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»

Утверждаю:

директор МАОУ СШ №148

_________/  Ю.С.Бушланова/                                  

                                                       

                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Обучение грамоте»

Подготовительная группа

                                                                                                                                                 

2020-2021 уч.год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР   дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе.

Характеристика коррекционного курса.

Данный коррекционный курс направлен на:

1. Ознакомление детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие и их цветовое обозначение;

2. Знакомство с печатными буквами;

3. Развитие языкового анализа и синтеза;

4. Обучение составлению, печатанию и чтению слогов и простых слов.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом "Программы Коррекционно-развивающей работы".

Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – групповые занятия – 25 минут, в первой половине дня.

Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционных курсов «Произношение», «Развитие речи», а так же пронизывает содержание областей «Речевое развитие» и «Познание».

Обучение грамоте связано с формированием произношения. Каждый звук изучается в начале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на занятиях «Обучение грамоте» изучается соответствующая буква.  Развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения.

Данный курс способствует совершенствованию навыков связной речи детей. Речевые эталоны закрепляются в устных ответах детей.  

Содержание данного курса обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта на занятиях образовательной области «Познавательное развитие».

Планируемые результаты освоения программы.

К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка.

  • владеет понятиями «звук», «буква», «слог» и «слово»;
  • узнает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить (печатать);
  • владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
  • осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов;
  • умеет составлять графические схемы слогов, слов;
  • демонстрирует (владеет) навыки (печатания) чтения слогов и простых слов (одно- и двухсложных с открытыми, закрытыми слогами без стечения согласных).

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  •  Входящая (первичная) диагностика
  •  Текущий мониторинг
  •  Итоговая диагностика

 Входящая (1-2 недели сентября) и итоговая (3-4 неделя мая) диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по речевой карте, на основе которой заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план. Возможны корректировки предварительного тематического планирования  курса «Обучения грамоте» на основе выявленных особенностей развития фонематического восприятия, навыков формирования звуко-буквенного анализа и синтеза, степени узнавания печатных букв воспитанников конкретной группы.

Текущий мониторинг проводится в течение учебного года в виде наблюдения и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению звуко-буквенного анализа и синтеза в различных видах деятельности либо описании специально подобранных упражнений.

II. Содержание коррекционного курса

Программа имеет четыре раздела, которые тесно связаны между собой и работа по ним осуществляется параллельно:

  1. Ознакомление детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие;
  2. Знакомство с печатными буквами;
  3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  4. Обучение составлению, печатанию и чтению слогов и простых слов.

2.1. Ознакомление детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие.

  • Усвоение термина “звук”,
  • Усвоение термина “буква”,
  • Усвоение термина “слово”,
  • Усвоение термина “слог” (как «часть слова»),
  • Усвоение терминов “гласный звук”, “согласный звук”,
  • Усвоение терминов “мягкий звук”, “твердый звук”,
  • Усвоение терминов “глухой звук”, “звонкий звук”,
  • Соотнесение звуков с цветовыми схемами,
  • Обозначение слова
  1. Знакомство с печатными буквами
  • Знакомство с печатными буквами А, У, О, М, П, Т, К, Э, Н, Х, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
  • Обучение графическому начертанию печатных букв.
  1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Элементарные  формы звукового анализа:

  • Выделение гласного звука из ряда звуков;
  • Выделение согласного звука из ряда звуков;
  • Выделение первого гласного звука в слове;
  • Выделение последнего согласного звука в слове;
  • Выделение первого согласного звука из слов;
  • Определение места гласного звука в слове;
  • Определение места согласного звука в слове.

Сложные  формы звукового анализа:

  • Определение количества звуков в слове;
  • Определение последовательности звуков в слове;
  • Определение места звука в слове относительно других звуков.

Развитие слогового анализа и синтеза.

  • Называние гласных звуков слова.
  • Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.
  • Раскладывание картинок под гласными буквами (односложные слова).
  • Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв (двусложные слова).
  • Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем.
  • Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами, в зависимости от количества слогов в их названиях.
  1. Обучение составлению, печатанию и чтению слогов и простых слов.
  • сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ, ///),
  • сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УМ, ///),
  • сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА, ///),
  • односложных слов по типу СГС (КОТ, ///),
  • двухсложных  слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, ///),
  • двухсложных  слов, состоящих из открытого и закрытого слогов (ЗАМОК, ПАУК, ///).
  • Обучение детей послоговому слитному чтению слов из 1-2 слогов без стечения согласных

Перспективный тематический план занятий по совершенствованию

навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа)

месяц

неделя

Тема занятия

Навыки фонематического анализа и синтеза

Навыки чтения и письма

Дифференциация звуков

игры

По артикуляционно-акустическому сходству

По оптико-графическому сходству

сентябрь

1

диагностика

2

3

Звук и буква У

Определение позиции звука У в слове(начало, конец)

Знакомство с буквой У

«Поймай звук»

«Прятки»

4

Звук и буква А

Определение позиции звука А в слове (начало, конец).

Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ

Знакомство с буквой А

Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ

А-У

«Поймай звук»

«Прятки»

«Угадай слово»

октябрь

1

Звук и буква И

Определение позиции звука И в словах (начало, конец). Анализ сочетаний типа АУИ

Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т.д.

«Домик»

«Один-много»

2

Звук и буква К

Определение позиции звука К в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога:АК,УК,ИК

Чтение сочетаний АК,УК,ИК

«Узнай слово»

«Измени слово»

«Магазин»

3

Звук и буква Т

Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец).

Анализ обратного слога типа АТ

Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ

«Ромашка»

«Телеграфист»

4

Звук и буква П

Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец).

Анализ обратного слога типа АП

Чтение сочетаний АП, УП, ИП

Т-П

«Отгадай загадку»

«Паровоз»

ноябрь

1

Звук и буква О

Позиция звука О. Анализ обратных слогов ОК, ОП, ОТ

Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК

А-О

У-О

«Поймай звук»

«Прятки»

«Угадай слово»

2

Звуки и буквы И, Ы

Определение позиции звуков И, Ы в словах

Закрепление полученных навыков

И-Ы

И-П-Ы

«Измени словечко»

«Магазин»

3

Звук и буква С

Знакомство с понятием «слог». Определение позиции звука С в словах. Полный анализ слов типа СУП, СОМ, САМ.

Чтение прямых слогов СА, СО, СУ, СЫ. Чтение обратных слогов.Понятие «согласный звук»

С-О

«Наряди куклу»

Звуковые кубики»

«Поймай рыбку»

4

Мягкий согласный звук С’

Закрепление полученных навыков

Чтение односложных слов

С-С’

С-О

«Измени слово»

«Скажи мягко»

декабрь

1

Звуки С, С’

Знакомство со схемой односложных слов типа СОК, СУП

С-С’

С-О

«Магазин»

«Цветочная поляна»

2

Звук и буква З

Деление слов на слоги. Схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Понятие «звонкий согласный звук»

Чтение односложных слов.

С-З

С-З

«Ладушки»

«Моторчики»

«Измени словечко»

«Наряди елку»

3

Звуки З, З’

Схема слов типа О-СЫ, У-СЫ.

Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки

С-З

С’-З’

С-З

4

Звуки и буквы С, З

Подбор слов с заданным количеством слогов

С-З

С’-З’

С-З

январь

1

Звук Ц

Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука

Ц-П-И

«Угадай слово»

«Телеграфист»

2

Звуки С, Ц

Схема слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН

Введение букв Ш, Р, М, Н

С-Ц

Ц-П-И

М-Н-П-И

«Паровозик»

«Звук. кубики»

3

Звук Б

Схема слов типа БУЛ-КА,

 МЫШ-КА

Буквы Б, Л и др.

Б-В-Р

Л-А

«Поймай рыбку»

4

Звуки П, Б

Схема слов типаКРЫ-ША,

 ГРО-ЗЫ

Выкладывание и чтение двухсложных слов

П-Б

П-И-Н

Б-В-Р

«Измени словечко»

«Собери урожай»

февраль

1

Звук В

Схема слов типа ФАР-ТУК,

БАШ-МАК

Выкладывание и чтение двухсложных слов

В-Р-Б

«Магазин»

«Звуковое лото»

2

Звуки В, Ф

Схема слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН

Выкладывание из разрезной азбуки двухсложных слов

В-Ф

В-Ф-Р

«Собери гирлянду»

3

Звук Д

Схема слов типа МОСТ, ШАРФ

Д-А

«Перфокарта»

«Угадай слово»

«Телеграфист»

4

Звуки Д, Т

Подбор слов к схемам (всех типов)

Д-Т

Д-А

Т-П

март

1

Звук Г

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов

Г-П-Т

«Цветочная поляна»

2

Звуки Г, К

Выкладывание слов со стечением согласных

Г-К

Г-П-Т

3

Звук Ш

Ш-П-Е

«Загадки»

«Домики»

«Магазин»

4

Звуки С, Ш

Чтение слов различной сложности

С-Ш

С-О, Ш-Е

«Пирамидка»

апрель

1

Звук Л

Л-А

«Звуковое лото»

«Поймай рыбку»

«Магазин»

«Цветочная поляна»

«Телеграфисты»

«Перфокарты»

«Ромашка»

«Наряди куклу»

«Измени словечко»

2

Звуки Л, Р

Преобразование слов, составленных из букв разрезной азбуки

Л-Р

Л-А

Р-В

3

Звук Ж

Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки

Ж-К-Х

4

Звуки З, Ж

З-Ж

З-С, Ж-К-Х

май

1

Звуки С, Ш,

 З, Ж

С-Ш, З-Ж, С-З, Ш-Ж

З-С, Ж-К-Х

Ш-П-Е

2

Звук Ч

Письмо под диктовку слов, сочетаний слов

Ч-И-Ц

3

Звук Щ

Письмо под диктовку слов, сочетаний слов, предложений

Щ-Ч-Ш

4

Звуки Ч, Щ

Ч-Щ

Ч-Щ-Ш-Ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.

Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В.  Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет

    Рабочая программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на практике речевым развитием дошкольников. Многообразие методической литера...

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет...

Рабочая программа коррекционного курса для детей с ОНР.

Рабочая программа коррекционного курса для развития речи у дошкольников подготовительной группы с ОНР (III-IV уровень) направлена на развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и ...