Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_6-7let.docx | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича»
г. Красноярск, ул. Борисевича, 23
т. 266-95-16, e-mail: shool148@mail.ru
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»
Утверждаю:
директор МАОУ СШ №148
_________/ Ю.С.Бушланова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Обучение грамоте»
Подготовительная группа
2020-2021 уч.год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе.
Характеристика коррекционного курса.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. Ознакомление детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие и их цветовое обозначение;
2. Знакомство с печатными буквами;
3. Развитие языкового анализа и синтеза;
4. Обучение составлению, печатанию и чтению слогов и простых слов.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом "Программы Коррекционно-развивающей работы".
Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – групповые занятия – 25 минут, в первой половине дня.
Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционных курсов «Произношение», «Развитие речи», а так же пронизывает содержание областей «Речевое развитие» и «Познание».
Обучение грамоте связано с формированием произношения. Каждый звук изучается в начале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на занятиях «Обучение грамоте» изучается соответствующая буква. Развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения.
Данный курс способствует совершенствованию навыков связной речи детей. Речевые эталоны закрепляются в устных ответах детей.
Содержание данного курса обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта на занятиях образовательной области «Познавательное развитие».
Планируемые результаты освоения программы.
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка.
- владеет понятиями «звук», «буква», «слог» и «слово»;
- узнает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить (печатать);
- владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов;
- умеет составлять графические схемы слогов, слов;
- демонстрирует (владеет) навыки (печатания) чтения слогов и простых слов (одно- и двухсложных с открытыми, закрытыми слогами без стечения согласных).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- Входящая (первичная) диагностика
- Текущий мониторинг
- Итоговая диагностика
Входящая (1-2 недели сентября) и итоговая (3-4 неделя мая) диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по речевой карте, на основе которой заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план. Возможны корректировки предварительного тематического планирования курса «Обучения грамоте» на основе выявленных особенностей развития фонематического восприятия, навыков формирования звуко-буквенного анализа и синтеза, степени узнавания печатных букв воспитанников конкретной группы.
Текущий мониторинг проводится в течение учебного года в виде наблюдения и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению звуко-буквенного анализа и синтеза в различных видах деятельности либо описании специально подобранных упражнений.
II. Содержание коррекционного курса
Программа имеет четыре раздела, которые тесно связаны между собой и работа по ним осуществляется параллельно:
- Ознакомление детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие;
- Знакомство с печатными буквами;
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- Обучение составлению, печатанию и чтению слогов и простых слов.
2.1. Ознакомление детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие.
- Усвоение термина “звук”,
- Усвоение термина “буква”,
- Усвоение термина “слово”,
- Усвоение термина “слог” (как «часть слова»),
- Усвоение терминов “гласный звук”, “согласный звук”,
- Усвоение терминов “мягкий звук”, “твердый звук”,
- Усвоение терминов “глухой звук”, “звонкий звук”,
- Соотнесение звуков с цветовыми схемами,
- Обозначение слова
- Знакомство с печатными буквами
- Знакомство с печатными буквами А, У, О, М, П, Т, К, Э, Н, Х, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
- Обучение графическому начертанию печатных букв.
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Элементарные формы звукового анализа:
- Выделение гласного звука из ряда звуков;
- Выделение согласного звука из ряда звуков;
- Выделение первого гласного звука в слове;
- Выделение последнего согласного звука в слове;
- Выделение первого согласного звука из слов;
- Определение места гласного звука в слове;
- Определение места согласного звука в слове.
Сложные формы звукового анализа:
- Определение количества звуков в слове;
- Определение последовательности звуков в слове;
- Определение места звука в слове относительно других звуков.
Развитие слогового анализа и синтеза.
- Называние гласных звуков слова.
- Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.
- Раскладывание картинок под гласными буквами (односложные слова).
- Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв (двусложные слова).
- Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем.
- Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами, в зависимости от количества слогов в их названиях.
- Обучение составлению, печатанию и чтению слогов и простых слов.
- сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ, ///),
- сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УМ, ///),
- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА, ///),
- односложных слов по типу СГС (КОТ, ///),
- двухсложных слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, ///),
- двухсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов (ЗАМОК, ПАУК, ///).
- Обучение детей послоговому слитному чтению слов из 1-2 слогов без стечения согласных
Перспективный тематический план занятий по совершенствованию
навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа)
месяц | неделя | Тема занятия | Навыки фонематического анализа и синтеза | Навыки чтения и письма | Дифференциация звуков | игры | |
По артикуляционно-акустическому сходству | По оптико-графическому сходству | ||||||
сентябрь | 1 | диагностика | |||||
2 | |||||||
3 | Звук и буква У | Определение позиции звука У в слове(начало, конец) | Знакомство с буквой У | «Поймай звук» «Прятки» | |||
4 | Звук и буква А | Определение позиции звука А в слове (начало, конец). Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ | Знакомство с буквой А Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ | А-У | «Поймай звук» «Прятки» «Угадай слово» | ||
октябрь | 1 | Звук и буква И | Определение позиции звука И в словах (начало, конец). Анализ сочетаний типа АУИ | Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т.д. | «Домик» «Один-много» | ||
2 | Звук и буква К | Определение позиции звука К в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога:АК,УК,ИК | Чтение сочетаний АК,УК,ИК | «Узнай слово» «Измени слово» «Магазин» | |||
3 | Звук и буква Т | Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АТ | Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ | «Ромашка» «Телеграфист» | |||
4 | Звук и буква П | Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АП | Чтение сочетаний АП, УП, ИП | Т-П | «Отгадай загадку» «Паровоз» | ||
ноябрь | 1 | Звук и буква О | Позиция звука О. Анализ обратных слогов ОК, ОП, ОТ | Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК | А-О У-О | «Поймай звук» «Прятки» «Угадай слово» | |
2 | Звуки и буквы И, Ы | Определение позиции звуков И, Ы в словах | Закрепление полученных навыков | И-Ы | И-П-Ы | «Измени словечко» «Магазин» | |
3 | Звук и буква С | Знакомство с понятием «слог». Определение позиции звука С в словах. Полный анализ слов типа СУП, СОМ, САМ. | Чтение прямых слогов СА, СО, СУ, СЫ. Чтение обратных слогов.Понятие «согласный звук» | С-О | «Наряди куклу» Звуковые кубики» «Поймай рыбку» | ||
4 | Мягкий согласный звук С’ | Закрепление полученных навыков | Чтение односложных слов | С-С’ | С-О | «Измени слово» «Скажи мягко» | |
декабрь | 1 | Звуки С, С’ | Знакомство со схемой односложных слов типа СОК, СУП | С-С’ | С-О | «Магазин» «Цветочная поляна» | |
2 | Звук и буква З | Деление слов на слоги. Схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Понятие «звонкий согласный звук» | Чтение односложных слов. | С-З | С-З | «Ладушки» «Моторчики» «Измени словечко» «Наряди елку» | |
3 | Звуки З, З’ | Схема слов типа О-СЫ, У-СЫ. | Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки | С-З С’-З’ | С-З | ||
4 | Звуки и буквы С, З | Подбор слов с заданным количеством слогов | С-З С’-З’ | С-З | |||
январь | 1 | Звук Ц | Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука | Ц-П-И | «Угадай слово» «Телеграфист» | ||
2 | Звуки С, Ц | Схема слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН | Введение букв Ш, Р, М, Н | С-Ц | Ц-П-И М-Н-П-И | «Паровозик» «Звук. кубики» | |
3 | Звук Б | Схема слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА | Буквы Б, Л и др. | Б-В-Р Л-А | «Поймай рыбку» | ||
4 | Звуки П, Б | Схема слов типаКРЫ-ША, ГРО-ЗЫ | Выкладывание и чтение двухсложных слов | П-Б | П-И-Н Б-В-Р | «Измени словечко» «Собери урожай» | |
февраль | 1 | Звук В | Схема слов типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК | Выкладывание и чтение двухсложных слов | В-Р-Б | «Магазин» «Звуковое лото» | |
2 | Звуки В, Ф | Схема слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН | Выкладывание из разрезной азбуки двухсложных слов | В-Ф | В-Ф-Р | «Собери гирлянду» | |
3 | Звук Д | Схема слов типа МОСТ, ШАРФ | Д-А | «Перфокарта» «Угадай слово» «Телеграфист» | |||
4 | Звуки Д, Т | Подбор слов к схемам (всех типов) | Д-Т | Д-А Т-П | |||
март | 1 | Звук Г | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов | Г-П-Т | «Цветочная поляна» | ||
2 | Звуки Г, К | Выкладывание слов со стечением согласных | Г-К | Г-П-Т | |||
3 | Звук Ш | Ш-П-Е | «Загадки» «Домики» «Магазин» | ||||
4 | Звуки С, Ш | Чтение слов различной сложности | С-Ш | С-О, Ш-Е | «Пирамидка» | ||
апрель | 1 | Звук Л | Л-А | «Звуковое лото» «Поймай рыбку» «Магазин» «Цветочная поляна» «Телеграфисты» «Перфокарты» «Ромашка» «Наряди куклу» «Измени словечко» | |||
2 | Звуки Л, Р | Преобразование слов, составленных из букв разрезной азбуки | Л-Р | Л-А Р-В | |||
3 | Звук Ж | Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки | Ж-К-Х | ||||
4 | Звуки З, Ж | З-Ж | З-С, Ж-К-Х | ||||
май | 1 | Звуки С, Ш, З, Ж | С-Ш, З-Ж, С-З, Ш-Ж | З-С, Ж-К-Х Ш-П-Е | |||
2 | Звук Ч | Письмо под диктовку слов, сочетаний слов | Ч-И-Ц | ||||
3 | Звук Щ | Письмо под диктовку слов, сочетаний слов, предложений | Щ-Ч-Ш | ||||
4 | Звуки Ч, Щ | Ч-Щ | Ч-Щ-Ш-Ц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.
Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
Рабочая программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на практике речевым развитием дошкольников. Многообразие методической литера...
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет...
Рабочая программа коррекционного курса для детей с ОНР.
Рабочая программа коррекционного курса для развития речи у дошкольников подготовительной группы с ОНР (III-IV уровень) направлена на развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и ...