Сенсорное развитие
статья по коррекционной педагогике

Попова Наталья Михайловна

Слуховое восприятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей

Слуховое восприятиеhttp://www.vospityvaem.ru/images/senrazvitie/image040.jpg

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

Остановимся на восприятии неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Приведем примеры игр и упражнений.

Что слышно

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

Содержание: взрослый  привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

Определи, что слышится

Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

Содержание: взрослый  предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

Шумящие коробочки

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Содержание: взрослый  предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Повтори

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: взрослый  производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

Колокольчик

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.

Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

Определи, откуда звук

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: ребенок закрывает глаза. Взрослый  отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

Далеко - близко

Цель: определение расстояния звучания.

Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Взрослый  называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.

Формированию звуковысотного , ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью : пение с различными заданиями, слушание разнохарактерной музыки, игра на музыкальных инструментах, выполнение движений под музыку.

Высоту, длительность, силу звучания дети улавливают точнее при использовании игровых опор. Например, повышение и понижение мелодии можно изображать при помощи прыжков куклы-Петрушки по лесенке вверх и вниз, а песенки исполнять голосами медведя и лисички, то есть в различных регистрах.

Различай веселую и грустную музыку

Цель: различение характера музыки.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки; две карточки, одна из которых раскрашена в светлый тон, другая - в темный (для каждого участника).

Содержание: у каждого ребенка по две карточки. Взрослый  просит детей определить, какая из карточек подходит для веселой музыки, а какая для грустной. После обсуждения детям предлагается прослушать музыку, а затем показать карточку, условно обозначающую ее характер.

Тихо и громко

Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета.

Содержание: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.

Варианты:

предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;

использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;

на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;

на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;

кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого - тихую;

найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

Какой музыкальный инструмент звучит?

Цель: различение звучания музыкальных инструментов.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов (для каждого участника).

Содержание: дети садятся за стол. Перед каждым участником - набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов. Детям предлагается прослушать аудиозапись звучания одного из них, а затем показать и назвать нужную картинку.

Кто поет - хор или солист?

Цель : различение источника музыкальных звуков ( в дан ном случае - хора или солиста).

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыкальных отрывков в исполнении хора и солиста; две картинки, на одной - изображение хора, на другой - солиста (для каждого участника).

Содержание: у каждого ребенка по две картинки. Детям предлагается прослушать аудиозапись музыкального отрывка в исполнении хора или солиста, а затем показать нужную карточку.

Высокий и низкий звуки

Цель: различение высоты звуков.

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

Содержание: детям предлагается слушать звучание инструмента и выполнять задание: на высокий звук поднимать руку вверх, на низкий - опускать.

Варианты:

использовать другие задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; изобразить голосом воспринятый тон.

Звоночки

Цель: различение высоты звуков.

Оборудование: набор звоночков различного звучания.

Содержание: на столе находится набор звоночков. Ребенку предлагается выстроить их в ряд, начиная со звоночка, у которого самый высокий или самый низкий звук.

Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.

Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.

Двигаемся под музыку

Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.

Оборудование: барабан, гармошка, бубен.

Содержание: детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т.д.

Варианты:

дети выполняют задания, не видя, на чем играет педагог (инструменты находятся за ширмой);

определить, что звучало: песня, танец, марш, колыбельная, и выполнить разные подходящие под музыку движения.

Будь внимателен

Цель: соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание: детям предлагается маршировать под музыку и слушать команды взрослого. После команды нужно быстро выполнить задание:

Аист - стоять на одной ноге;

Птицы - бегать, раскинув руки;

Зайцы - прыгать и т.д.

Ударь в бубен

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Содержание: на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).

Быстро и медленно

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: барабан, кукла (для каждого участника). Содержание: у каждого ребенка - кукла. Детям предлагается передвигать куклу на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком взрослый  бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Варианты:

можно предложить быстро или медленно, в соответствии с услышанным темпом, передвигать машинку по улице, нарисованной на листе картона, до автостоянки;

при помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.



Предварительный просмотр:

Игры, помогающие развитию слухового восприятия

http://www.svetan.ru/s19.jpg

По дороге в детский сад
Цель: научить детей вспоминать и воспроизводить знакомые звуки.
Оборудование: игрушечный медвежонок, картинки, изображающие, как медвежонок идет в детский сад.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог держит в руках игрушечного медвежонка и говорит: «Сегодня к нам в детский сад пришел медвежонок Тимка. Пришел он издалека и хочет нам рассказать о своей дороге, но вот беда, он умеет разговаривать только по-медвежьи, поэтому он нарисовал свою дорогу. Давайте поможем мишке и озвучим его рисунки». Педагог показывает детям картинки. «Вот Тимка выходит из берлоги. Его провожает мама-медведица и младший братишка, они машут ему лапами. Что мама сказала Тимке на прощание?» Дети отвечают: «До свиданья, Тимка» – «Как она это сказала, как разговаривают медведи?»
Они рычат: «Р-р-р-р». – «Следующая картинка – медвежонок устроился на завтрак в зарослях малины, на него сел комарик. Как мы изобразим комарика?» – «З-з-з! Комарик звенит». – «Смотрим дальше: Тимка шагает по тропинке среди деревьев, на ветках прыгают воробушки. Как чирикают воробьи?» – «Чик-чирик, чик-чирик». – «Следующая картинка: Тимка идет по полю, вокруг порхают бабочки и летает большой майский жук. Как жужжат жуки?» – «Жжж-жж». – «Вот Тимка вышел из леса в город. Мимо него быстро проезжает машина» – «Машина гудит: У-у-у». – «Следующая картинка: за медвежонком бежит котенок. Как кричит котенок?» – «Мяу-мяу». – «А вот последняя картинка: Тимка пришел к нам в детский сад. Как мы его встречаем?» Дети хором: «Здравствуй, Тимка». Во время игры педагог следит, чтобы все дети внятно и четко проговаривали звуки, время от времени просит одного из малышей повторить звук. После проведения игры детям старшего дошкольного возраста педагог может предложить рассказать и озвучить свой путь в детский сад.

Зайка, угадай-ка
Цель: научить распознавать голоса.
Оборудование: шапка-маска с изображением зайчика.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Дети становятся полукругом, педагог рассказывает такую историю: «Однажды зайка и медвежонок пошли гулять по лесу и увидели заросли дикой малины. Медвежонок очень обрадовался, он же очень любит сладкое. Он начал рвать и есть малину. Малины было так много, что медвежонок обо всем забыл, забрался далеко и потерял зайку из виду. Когда мишка наконец-то вдоволь наелся малины, он вспомнил про зайку, и ему стало очень стыдно, что он бросил друга одного. Он стал звать зайчика». Один из детей становится Зайчиком, он надевает маску и отворачивается от всех. Остальные дети по очереди играют роль Медвежонка. Педагог указывает на ребенка, тот говорит:

Заинька, ау, ау,
Это я тебя зову.
Зайка должен повернуться и угадать, кто из детей его зовет. Игра проводится несколько раз, затем роль Зайки играет другой ребенок.

На лугу 
Цель: тренировать слух.
Оборудование: маленькие колокольчики, повязка для глаз.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением коровы с колокольчиком на шее и спрашивает, для чего корове нужен колокольчик. Дети отвечают, чтобы корова не потерялась. Педагог предлагает поиграть в игру: все дети будут Коровками с колокольчиками на шее, а кто-то один Пастух, который должен собрать всех Коров. Дети берут в руки колокольчики и ходят по игровому залу так, чтобы колокольчик в их руке не звенел. Стоять на месте нельзя, надо все время перемещаться. Пастух с завязанными глазами ходит по залу, ориентируясь на звук колокольчика. До кого он дотронется рукой – тот попал в стадо и выбывает из игры. Через некоторое время Пастух меняется и игра продолжается.

Что это звучит?
Цель: научить распознавать звуки.
Оборудование: деревянная линейка, монетка, пластмассовый молоточек, пластиковая бутылка.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог говорит детям: «У каждой вещи есть свой голос (показывает заготовленные заранее предметы). Давайте послушаем, какой голос у деревянной линейки. (Стучит линейкой по столу). А вот у монетки другой голосок. (Стучит монеткой). Вот такой голос у молоточка (демонстрирует). А у бутылки вот такой (стучит бутылкой по столу). Запомнили?» После этого проводится обсуждение: педагог спрашивает, у кого из предметов самый громкий, самый звонкий и веселый, самый тихий голос. После этого педагог предлагает проверить, как дети запомнили звуки. Педагог убирает все предметы за ширму, ударяет предметом по столу, дети угадывают. Угадывать можно коллективно или индивидуально каждому ребенку.
Примечание: для детей старше 5 лет задачу можно усложнить – расширить ассортимент предметов: добавить деревянную матрешку, кубик, несколько пластмассовых изделий, стеклянный сосуд.

Мышиный праздник
Цель: развитие внимательности, умения прислушиваться.
Оборудование: аудиозапись с веселой музыкой, карандаш или другой деревянный предмет.
Возраст: 3–6 лет.
Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «Под полом в кухне мышки решили устроить вечер танцев. Они раздобыли на чердаке магнитофон, записи песен и даже старую гирлянду. В перерывах между танцами будет угощенье – крошечки засохшего сыра, которые мышки собирали для этого случая целую неделю. Но кот Васька подслушал их разговоры и теперь хочет испортить им праздник! Он будет днем и ночью их караулить, потом неслышно подкрадется на своих мягких лапках и съест всех мышек! Что же им делать? И мышки придумали способ обмануть кота. Ночью они подкрались к Василию, намазали ему все лапы клеем и приклеили к ним кусочки дерева! Теперь, когда Васька идет, он громко стучит лапами (педагог стучит карандашом по столу). Мышки могут спокойно веселиться, но как только они услышат стук, все должны замереть!» Дети располагаются в игровом зале и представляют, что они мышки. Педагог включает негромкую музыку, дети прыгают, танцуют, веселятся, но при этом внимательно прислушиваются, не раздастся ли стук. Педагог выжидает некоторое время, затем негромко стучит карандашом по столу – кот идет. Дети должны замереть, педагог ходит среди них и смотрит, не пошевелится ли кто. Кто пошевелился – тот пойман котом и выбывает из игры. Приблизительно через минуту музыка возобновляется, и игра продолжается.

Эхо 
Цель: научить регулировать громкость голоса.
Возраст: 3–6 лет.
Ход игры:  педагог читает детям стихотворение Е. Стеквашовой «Эхо»:

Поселилось в доме эхо
Под чеpдачным потолком,
То зальется звонким смехом,
То гpохочет, словно гpом.
Эхо делает, что хочет,
Жутким голосом поет.
Hет покоя даже ночью,
Запугало весь наpод.
Мы пpогнать его pешили
И полезли на чеpдак,
Оказалось, эхом были
Два пpожоpливых кота.
Hе щадя чужих ушей,
Шла охота на мышей,
И коты, наевшись скоpо,
Дpужно запевали хоpом.

Педагог предлагает детям поиграть – побыть эхом, дети становятся в круг, один из детей громко называет любое слово, стоящий рядом ребенок повторяет, но немного тише, следующий еще тише и т. д. Как только слово совсем замолкает, следующий ребенок называет новое слово и игра продолжается.

Карусели 
Цель: научить различать темп.
Оборудование: любая игрушка (например, лисенок).
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог держит в руках игрушку и говорит: «К нам в гости сегодня пришел лисенок. Он рассказал, что в прошедшее воскресенье мама и папа водили его в парк отдыха. Лисенок узнал много разных аттракционов – качели, карусели, лодочки, машинки, колесо обозрения. А какие аттракционы знаете вы?» Дети рассказывают, какие аттракционы им известны и на каких они катались. Педагог продолжает: «Вот лисенок говорит, что ему больше всего понравились карусели с животными. Он прокатился на них целых 3 раза, даже голова закружилась». Педагог предлагает поиграть в карусель. Дети становятся в круг и держатся за руки. Педагог проговаривает детям короткую речевку, просит запомнить. Все вместе начинают медленно говорить и в такт словам медленно идти по кругу:

Мы пришли на карусели,
На слонов, лошадок сели.
Карусель бежит, бежит,
Во все стороны кружит.

Дети повторяют речевку 2 раза, все быстрее и быстрее произнося слова и ускоряя темп шага почти до бега. После этого речевка произносится еще 2 раза, но темп произношения и шага замедляется и останавливается совсем. Затем игра повторяется, но дети кружатся в другую сторону.

Кошачье настроение
Цель: научить подражать различным интонациям голоса.
Оборудование: игрушечная кошка.
Возраст: 3–5 лет.
Ход игры: воспитатель с печальным видом говорит: «У меня сегодня такое грустное настроение. Даже не знаю, чем его исправить. Дети вносят предложения,  педагог  ждет, когда ему предложат поиграть. Если предложения не поступают, предлагает сам: „Может быть, мне поможет игра? Да, наверно, надо поиграть. Ребята, а вы умеете различать, какое настроение у ваших мам и пап? А как?“ Дети отвечают, что по лицу, по голосу. Педагог словно невзначай берет в руки игрушку-кошку: „А как вы думаете, животные-дети понимают, когда у их мам хорошее, а когда плохое настроение?“ Дети отвечают, что да, понимают. „А как животные могут показать свое настроение?“ – „Так же, как и люди, мимикой, голосом“. Педагог оживленно: „Вот во что мы с вами поиграем – мы представим, что мы котята, и голосом расскажем о своем настроении“. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Педагог произвольно указывает на одного из детей и говорит, что он должен изобразить.

Кошка сердится – ребенок говорит «мяу» сердитым голосом. Педагог советуется с другими детьми, убедительно ли ребенок изобразил интонацию, если неубедительно, просит повторить еще раз. Или может помочь другой ребенок. После этого обращается к другому ребенку и предлагает изобразить следующее:

кошка радуется;
кошка плачет;
кошка жалуется;
кошка веселится;
кошка устала;
кошка хочет спать.

Дети могут предлагать свои варианты, также вместо кошки можно взять другое животное.
Примечание: дети старшего дошкольного возраста могут играть в более сложный вариант этой игры, например один из игроков придумывает, какую интонацию надо изобразить, второй изображает, третий отгадывает.

Ну, заяц, погоди!
Цель: научить оценивать расстояние по голосу.
Оборудование: две повязки для глаз.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог  предлагает детям вспомнить мультфильм «Ну, погоди!»: волк все время пытается поймать зайчика, а хитрый зайчик обманывает волка. Воспитатель предлагает поиграть в такую игру: выбираются Волк и Зайчик, им надеваются повязки на глаза. Остальные дети встают в круг, держась за вытянутые руки. Волк и Зайчик передвигаются по кругу, можно придерживаться за других детей. Волк должен догнать Зайчика. Зайчик подает голос: «Мне не страшен серый волк». Волк отвечает: «Ну, заяц, погоди!». Таким образом, дети по голосу могут оценивать расстояние между ними. Остальные дети в кругу должны соблюдать тишину. Игра заканчивается, когда Волк поймает Зайчика или когда Зайчик наткнется на Волка. Затем дети выбирают новых Волка и Зайчика, и игра проводится заново.

Громко – тихо
Цель: научить детей регулировать громкость своего голоса, привить навыки социального поведения.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог читает рассказ и изображает Незнайку, помощник воспитателя изображает персонажей, встречающихся в рассказе: «Незнайка пошел погулять по городу. Идет он по улице и видит: впереди него женщина уронила кошелек. Он ей говорит: „Тетенька, вы кошелек потеряли“ (эту фразу педагог произносит негромко, бормоча себе под нос). Женщина идет дальше. Почему?» Вопрос адресуется детям, они отвечают, что надо было говорить громче. «Саша, покажи, как Незнайка должен был говорить». Ребенок повторяет, педагог следит, чтобы ребенок говорил громко и четко, но не кричал. «Вот теперь женщина услышала, взяла кошелек и поблагодарила Незнайку. Идет Незнайка дальше. Захотелось ему съесть мороженое. Подходит он к продавцу мороженого и говорит: „Дайте мне три порции эскимо, да побыстрее!“ (Педагог говорит громко, крикливо, помощник, изображающий продавца подпрыгивает на месте от неожиданности). А продавец отвечает: „Иди-ка ты, мальчик, сначала вежливо разговаривать научись, а потом за мороженым придешь“. Что Незнайка сделал неправильно? Как он должен был говорить?» Дети обсуждают ответ Незнайки, один из детей, по указанию педагога, просит продать ему мороженое – вежливо, негромко. Педагог продолжает рассказ: «Съел Незнайка мороженое и захотелось ему мультфильмов посмотреть. Зашел он в кинотеатр, пробрался на первый ряд, уселся и спрашивает соседа (обычным голосом): „Ну и чего сегодня показывают?“. Все вокруг на него оглядываться стали, шикать, чтобы не шумел. Как надо было сказать?» Дети отвечают, что шепотом, не забыть сказать «пожалуйста»... История может продолжаться долго, чтобы все дети поучаствовали в игре.

Примечание: для детей младшего возраста история может быть упрощенной, например: «Кошка зовет своего малыша (воспитатель мяукает тихим голосом), котенок не слышит. Давайте поможем кошечке, позовем котенка погромче». Все дети громко мяукают и т. д.

Слушай шепот
Цель: учить детей прислушиваться.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Один ребенок выбирается водящим, он выходит за дверь. Оставшиеся дети и воспитатель тихонько придумывают любое длинное слово, зовут ведущего и по знаку воспитателя хором говорят шепотом задуманное слово, сильно растягивая гласные – водящий должен угадать, что за слово было произнесено. Если ребенок угадал, он назначает следующего водящего. Если не угадал, слово произносят еще раз, но вслух и ребенок остается водящим еще.

Радиоприемник 
Цель: развитие слуха, внимательности, групповой сплоченности.
Оборудование: маленький мячик.
Возраст: 3–5 лет.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть. Дети все вместе изображают радиоприемник. Дети становятся в круг, берут в руки маленький мячик и начинают передавать по кругу. Воспитатель говорит: «Стоп». Ребенок, у которого в руках оказался мячик должен начать петь песню или рассказывать стихотворение, или просто произнести какие-то слова. Мячик сразу же передается по кругу дальше, воспитатель через некоторое время (15–20 секунд) снова говорит: «Стоп», говорящий ребенок замолкает, начинает петь или говорить тот, у кого в руках окажется мячик. Между выступлениями детей не должно быть пауз. Если ребенок теряется, все дети хором шипят – изображают помехи, пока ребенок не придумает, что ему сказать.
Примечание: если играют дети в возрасте 6–7 лет, они должны продолжать песню, т. е. один ребенок начинает петь песню, другой, когда к нему попадает мяч, продолжает эту же песню и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...