«Формирование интеллектуальной компетентности средствами ТРИЗ».
консультация по коррекционной педагогике

Фролова Наталия ВАсильевна

Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_triz_po_god_plan2017_.docx853.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Формирование интеллектуальной компетентности средствами ТРИЗ».

Последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Старший дошкольник регулярно и в обязательном порядке ставится в ситуацию, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно-логический, отвлеченное мышление.

У детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением то несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

Оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений, можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

Одно из словесных обобщений, которое делает ребенок в дошкольном возрасте, касается имен признаков. Жан Пиаже показал, что в дошкольном возрасте предметы группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. В традиционной методике предусмотрена группировка объектов по одному, наиболее ярко выраженному признаку. Старшие дошкольники, занимающиеся по ТРИЗ – технологии, при группировке объектов могут учитывать два или три признака.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим развивающим играм - тренингам.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность развивающих игр.

 Какие игры бывают в ТРИЗ Естественно, что в непрерывной образовательной деятельности педагог  активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

 "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.

 "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам: При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости. Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Два главных правила занятий по ТРИЗ Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. –

Этапы проведения занятий В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева? Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач –

Какие цели ставятся в процессе занятий? Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии. Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. –

Суть методики ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию". C:\Users\admin\Desktop\всё за 2017-2018\публикация 18 к стим в сети\DSC08631.JPGC:\Users\admin\Desktop\всё за 2017-2018\публикация 18 к стим в сети\image (13).jpgC:\Users\admin\Desktop\всё за 2017-2018\публикация 18 к стим в сети\IMG_7748.JPG

Литература:

  • Выготский Л. Воображение и творчество в детстве. 1991.
  • Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих знаний с дошкольниками/ Науч.-метод. центр развив. образования N242 "Садко". — Ульяновск, 1996. — 102С.
  • Истории про...: (Пособие для воспитателей дет. докш. учрежд. и учителей нач. кл./ Самар. Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования) Сост. Т.А. Сидорчук,Н.И. Ардашева, И.Я. Гуткович и др. — Самара, 1994. – 63 С.
  • Козлов А.С. Развивающее воспитание творчеством. Родителя почемучек и дет потомучек: Задачи и упражнения для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста. Ч.1. и Ч.2. — Новосибирск: Рассвет, 1994.
  • Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником., Рига, 1994.
  • Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. (Для воспитателей, учителей и родителей) /Система проф. разработ., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — СПб: Изд-во ТОО ТРИЗ-Шанс, 1995. — 39С.
  • Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указ./ Магнитогор. пед. Ин-т. — Магнитогорск, 1994. — 49 С.
  • Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун—та, 1993. – 32 С.
  • Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей,
  • менеджеров образования Вып. 1. / Система "ТРИЗ-Шанс". — Гомель: ИПП Сож, 1996. — 48 С.
  • Реуцка Н.А., Пантелеева ЛВ. ТРИЗ: Програм.-метод. Разраб. для дошк. учрежд./ Науч.—метод. центр "Дидактика"; Под ред. Е.В. Кузнецовой. — М., 1994. — 59 С.
  • Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: Пособие для воспитателей дет. дошк. учрежд., препод. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Науч.-метод. центр развивающего образования N242 "Садко". — Ульяновск, 1996. — 153 С.

Методический комплекс ТРИЗ

Основными целями ТРИЗ  является развитие творческих способностей ,активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской ,изобретательской  деятельности ;формирование качеств творческой личности.

Задачи:

Формировать у дошкольников исследовательские навыки, исследовательский склад мышления.

Формировать способность быстро входить в новые предметные области ;анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы(никогда прежде не встречавшиеся).

Адаптировать к динамичной картине мира.

Формировать навыки работы с информацией.

Формировать умение работать с моделями, умение строить модели, описывающие реальные объекты и помогающие анализировать и понимать ситуацию.

«Я познаю мир»- создан как решение проблемы планирования с технологиями ОТСМ - ТРИЗ(ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)-РТВ(РАЗВИТИЕТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ),которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально – творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО.

Данное направление осуществляется в НОД по развитию социально- бытовой ориентировки, в ходе режимных моментов ,в создании предметно- развивающей среды и во взаимодействии с родителями воспитанников .

Современное общество предъяляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одаренных, гениальных детей, а целеноправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательных задач.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Целью использования ТРИЗ- технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Применение ТРИЗ позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков.

Также ТРИЗ- технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Старший дошкольник регулярно и в обязательном порядке ставится в ситуацию, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно-логический, отвлеченное мышление.

У детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением то несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

Оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений, можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

Одно из словесных обобщений, которое делает ребенок в дошкольном возрасте, касается имен признаков. Жан Пиаже показал, что в дошкольном возрасте предметы группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. В традиционной методике предусмотрена группировка объектов по одному, наиболее ярко выраженному признаку. Старшие дошкольники, занимающиеся по ТРИЗ – технологии, при группировке объектов могут учитывать два или три признака.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим развивающим играм - тренингам.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность развивающих игр.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Одним из мощных стимулов активизации инновационной творческой деятельности педагогов  являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знан...

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

«ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО»

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем»....

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В данном пособии приводятся примеры конспектов экологического содержания, примерного тематического плана для организации воспитательного процесса и проведения образовательной деятельности с детьми дош...

Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель проектаРазработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики  при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В статье представлена система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников   посредством использования  авторских игр  ТРИЗ технологии, отраже...

ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения  и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельн...