Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (подготовительная группа)
Цель проекта
Разработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.proekt_triz_dlya_pedagogov.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Авторы: Серго Галина Анатольевна,
Баканова Валентина Александровна,
воспитатели первой квалификационной категории.
п. Игрим.
2015г.
Проблема, на решение которой направлен проект
Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного периода воспитания в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
В основе используемых в ТРИЗ – педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.
Общими чертами названных технологий являются:
- сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;
- деятельностный подход в воспитании
- направленность на формирование теоретических обобщений;
- использование в обучении проблемных задач.
В то же время между названными технологиями существуют отличия, которые для наглядности представлены таблицей:
Система развивающего обучения | Обучение ТРИЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике (ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.)
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:
- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
- Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ученики, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении предметов.
- ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
- В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает учащимся прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
- ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач воспитателя, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую, спортивную), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.
- Для детей среднего и старшего дошкольного возраста характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей демонстрировать свои знания.
Анализ ценности ТРИЗ – педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по внедрению ТРИЗ – технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения.
Сфера использования, объект проекта – образовательное пространство дошкольного учреждения
Круг пользователей – педагоги дошкольных учреждений.
Цель проекта
Разработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения
Задачи проекта
- Сформировать рабочие группы педагогов по использованию ТРИЗ в традиционных занятиях по различным образовательным предметам.
- Модернизировать формы воспитательных занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии и возрастными психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
- Создать службу мониторинга результатов эксперимента по внедрению ТРИЗ-технологии.
- Внедрить компетентностный подход в учебно-воспитательный процесс для формирования успешной личности дошкольников и повышения профессионализма педагогов.
- Развивать у дошкольников навыки сильного мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ.
- Развивать поисковую активность воспитанников, обучать решению нестандартных творческих задач: изобретательских, исследовательских и т.д.;
- Учить коллективной познавательной деятельности, ведению проблемного диалога, терпимости и в то же время сомнению при соприкосновении с необычной, отличающейся точкой зрения;
- Воспитывать у дошкольников позитивное и конструктивное отношение к окружающей действительности.
Гипотеза:
При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).
Обоснование актуальности разработки
Идеями ТРИЗ – педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Вместе с тем ТРИЗ технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
Новизна разработки
Данный инновационный проект основывается на материалах пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ технологии в детском саду, апробированный в дошкольных учреждениях.
Занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми 5-7 лет. В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).
С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин.
В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин.
Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.
Конкретные ожидаемые результаты проекта
Вопросы | Ответы | Какими способами, формами, документами будет подтверждено |
1. Как выполнение проекта повлияет на реальную ситуацию воспитательного процесса? | Возникнет возможность более эффективного использования дифференциации и индивидуализации воспитания, которое позволит за счёт изменений в структуре, содержании и организации ВП наиболее полно учитывать интересы, способности дошкольников, создавать условия для достижения творческого уровня развития личности учащегося | Разработка содержания обучения с применением ТРИЗ - педагогики педагогами ДОУ Выбор индивидуальной темы поисково-исследовательской - экспериментальной работы педагогами. |
2.Соответствие результатов задачам проекта | Формирование рабочих групп по разработке внедрения ТРИЗ в образовательный процесс. Нормативное обоснование введения ТРИЗ - педагогики в дошкольное учреждения. Создание службы психолого-педагогического мониторинга и мотивации дошкольников к введению ТРИЗ – педагогики | Список состава рабочих групп, план-график работы каждой группы, протоколы заседаний групп. Разработка и корректировка локальных актов. Положение о мониторинге по каждому направлению. |
3.Обновление содержания образования | Создание программ занятий для дошкольников, дополнительных образовательных услуг по ТРИЗ - педагогике Компьютерное обеспечение эксперимента, подготовка дидактического и раздаточного материала, банка задач по различным учебным дисциплинам с использованием ТРИЗ | Содержание воспитания в группах дошкольного учреждения Научно-методическое обеспечение. Экспертиза программ. |
4. Развитие системы повышения квалификации кадров, педагогического творчества | Организация повышения квалификации кадров в связи с внедрением ТРИЗ - педагогики Организация деятельности педагогов по обновлению содержания образования | План-график курсовой подготовки Рекомендации по разработке программ |
Содержание проекта
I этап: март – август 2015 года – аналитический.
На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ – технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Гомеле, г. Перми.
Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ – технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.
Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет дистанционное обучение.
Актив родителей также организует творческую группу, которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.
II этап: сентябрь 2015 – декабрь 2015 года – подготовительный этап проекта.
На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:
- программы;
- разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);
В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:
- определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
- определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
III этап: январь 2016 – декабрь 2016 года – внедренческий этап проекта.
На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).
Будет создан сайт для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта.
IV этап: январь 2017 – май 2017 года – анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов.
Данный этап предполагает подведение итогов:
Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах, организованных Всероссийской и Международной ассоциацией ТРИЗ), демонстрация полученных знаний через проектные работы.
Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.
План – график
№ | Сроки | Мероприятия | Результат |
Март – май 2015 | Проведение диагностики воспитанников на входе | Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей | |
Май 2015 | Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект | Протоколы заседаний творческой группы | |
Май-сентябрь 2015 года | Дистанционное обучение педагогов | Сертификаты о прохождении обучения | |
Май – сентябрь 2015 | Подача заявки на включение воспитателей, работающих в проектном режиме, в члены РА ТРИЗ | Протокол собрания членов РА ТРИЗ | |
Июль – август 2015 | Разработка (корректировка) программ курсов по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп | Программы, готовые к рецензированию | |
Июнь-август 2015 | Изучение потребностей воспитанников и запросов семьи | Создание индивидуальных образовательных маршрутов | |
Август – сентябрь 2015 | Родительские собрания «Внедрение образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников» | Протоколы родительских собраний | |
Август 2015 | Тренинги для родительской общественности и педагогического состава «Изобретать – это так просто!» | Создание творческой группы родителей | |
Сентябрь – декабрь 2015 | Создание древа компетентностей, инструментария оценки ключевых компетентностей дошкольников | Протокол заседания творческой группы родителей, педагогов | |
Сентябрь-ноябрь 2015 | Рецензирование программ курсов по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп в Российской ассоциации ТРИЗ | Программы, готовые к реализации | |
Сентябрь 2015 | Подготовка презентации проекта | Презентация проекта для педагогов ДОУ | |
Январь 2016-январь 2017 | Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям) | Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте. | |
Март 2016 | Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей | Сценарий, протокол | |
Апрель 2015 | Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников | Публикация материалов | |
Сентябрь 2015, 2016, 2017 | Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год | Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями | |
Январь 2016– декабрь 2017 года | Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе. | Демонстрация работ на сайте, рекомендации для участия лучших работ в конкурсах разного уровня. | |
Апрель 2016 – май 2017 | Консультации по подготовке к конкурсам по ТРИЗ разного уровня (Всероссийских, предлагаемых Российской ассоциацией ТРИЗ, Международных) | Участие в конкурсах по ТРИЗ дошкольников и педагогов | |
Апрель – май 2016 | Круглый стол для родителей | Выявление отношения к данному проекту. | |
Январь 2016 – май 2017 | Тренинги по темам курса для воспитанников | Проектные и исследовательские работы с использованием инструментария ТРИЗ и РТВ | |
Январь 2016– май 2017 | Создание методических разработок по ТРИЗ и РТВ | Издание сборника материалов | |
Февраль 2017 | Семинар для педагогов ДОУ района «ТРИЗ в дошкольном учреждении» | Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского сада | |
Январь – май 2017 | Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта | УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название) |
Продолжительность реализации (внедрения) разработки –
с марта 2015 по май 2017 года.
Дополнительные возможности реализованной разработки
Данная инновационная разработка может быть реализована как сквозной проект ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА, так как методы и приемы ТРИЗ – технологии способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, проектной компетентности воспитанников, что особенно актуально в условиях внедрения федерального государственного стандарта.
Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
- Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
- Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ – технологий интегрировать темы занятий
- Просвещение родительской общественности.
- Расширение возможностей для реализации творческих потребностей учащихся: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
- Организация сквозного курса, охватывающего две группы в дошкольном учреждении
- Создание программ специализированных курсов, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
- Издание сборника материалов по работе проекта.
ЛИТЕРАТУРА
- И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989
- Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
- Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/ Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995
- Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993.
- Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
- Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166
- Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
- Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
- Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.