Дыхательная гимнастика как эффективное средство коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
картотека по коррекционной педагогике

Тэугяс Надежда Викторовна

       Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически и физически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Оно не существует само по себе и нуждается в тщательном сохранении на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. До семилетнего возраста человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в эти годы идёт интенсивное развитие внутренних органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно в этот период нужно формировать у детей знания о том, что такое здоровье, прививать навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, способствовать устранению недостатков в их физическом и интеллектуальном развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья существенно отличаются от своих сверстников тем, что у них нет возможности воспринимать окружающую их действительность во всём её многообразии. И главной задачей окружающих их взрослых является создание специальных условий, способствующих максимальной коррекции недостатков в развитии, сохранению и укреплению их здоровья и социальной адаптации данных детей.

       Решающим фактором для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является систематическое применение физических упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания, которое является основой для устранения недостатков в речевом развитии и улучшения физического и психического здоровья детей. Своевременное проведение коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы позволяет сократить отставание в развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья от других сверстников и снизить риск их дезадаптации в социуме. Участие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в активном общении со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения упражнений способствует развитию и совершенствованию коммуникативных умений и навыков и формированию у него полноценной речевой деятельности. Привлечение родителей к выполнению упражнений позволяет им стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса и получить помощь в вопросах: необходимой коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, развития их индивидуальных способностей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья.

       В своей коррекционно-развивающей работе по устранению недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья я использовала методику формирования правильного речевого дыхания, разработанную Ольгой Викторовной Бурлакиной. Систематическое применение данных упражнений на логопедических занятиях позволяет добиться улучшения физического состояния и совершенствования навыков произносительной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Предлагаю Вашему вниманию картотеку упражнений по формированию правильного речевого дыхания, разработанную О.В.Бурлакиной.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения в положении стоя)

Упражнение 1 «Марионетка»

И.п. – стоя, поднимаем руки и представляем себя куклой-марионеткой, которую привязали ниточками за кончики пальцев к потолку и тянут вверх. Стараемся отдаться этому ощущению, тянемся за руками вверх, поднявшись на цыпочки.

Затем освобождаем пальцы от воображаемых ниточек: кисти свободно повисают, но локти еще «привязаны ниточками к потолку».

Следующим движением опускаем локти и руки – как будто бросаем; плечи опускаются.

Начинаем очень медленно опускать голову и руки вниз к полу и как бы повисаем, как кукла-марионетка, подвешенная к ниточке за копчик. Руки свободно и легко раскачиваются, голова свободно свисает, колени мягкие, свободные.

Начинаем медленный подъём туловища в и.п., восстанавливая позвоночник от копчика в вертикальное положение.

Это упражнение помогает снимать излишнее напряжение наибольшего количества мышц спины, шеи и плеч, с него рекомендуется начинать занятия и выполнять несколько раз в течение одного занятия.

Упражнение 2

И.п. – стоя (прямо), стопы параллельно. Поворачиваем корпус влево на 45 , оставив стопы на месте, ладони собираем в горстку и тёплым выдохом дышим на руки, как будто хотим их согреть.

На выдохе беззвучно произносим гласные:

аааааааааааааааа,

ооооооооооооооо,

уууууууууууууу.

Выдох производится полный, без остатка.

Затем поворачиваем корпус в противоположную сторону и повторяем выдохи. Повторяем повороты 3-4 раза.

Упражнение 3 «Пушинка»

И.п. – стоя (прямо), ноги на ширине стопы. Представляем, что перед нами летает пушинка. Лёгким фиксированным выдохом «пфффффффффф» гоняем воображаемую пушинку, чтобы она «летала». Затем «раздуваем пламя костра» очень интенсивным фиксированным выдохом: пффффф – пфффффф – пфффффф.

Чередуем лёгкие («пушинка») и интенсивные («костёр») выдохи несколько раз.

Упражнение 4

 И.п. – то же. Энергично поднимаем обе руки через стороны вверх и на опускании рук через стороны вниз производим длинный фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссс,

шшшшшшшш,

зззззззззззззз,

жжжжжжжжж,

ввввввввввввв,

ррррррррррр.

Затем слогосочетание:

бала-бала-бала-ба.

Затем фразы и стихи:

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

                          А.Барто

Каждая строчка стихотворения произносится на одном движении рук сверху вниз. Движение рук вверх без текста производится энергично, а движение рук вниз с текстом медленно и плавно.

Упражнение 5 «Собираем пух»

 И.п. – то же. Делаем наклон вниз вместе с руками, как будто хотим «собрать пух с пола», одновременно производим фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

ззззззззззззззззз,

жжжжжжжжжж.

Затем подключаем слогосочетания:

би-ба,

ви-ва,

ги-га,

ди-да,

абба,

адда,

анда.

Наклон производим энергично, одновременно с произнесением слогов. Можно составлять слогосочетания, используя весь алфавит по схеме: би-ба, ви-ва, ги-га и т.д.

Затем переходим к фразам и стихам: вначале наклон производится на каждый слог во фразе, потом на каждое слово:

Бе-рём, бе-рём я-год-ки:

Чёр-ну-ю чер-ни-ку,

Крас-ну-ю брус-ни-ку,

Зем-ля-ни-ку спе-лу-ю.

Берём, берём ягодки;

Чёрную чернику,

Красную бруснику,

Землянику спелую.

(И т.д.)

При выполнении этого упражнения необходимо следить чтобы руки были совершенно свободны – «собираем лёгкий пух».

Упражнение 6 «Самолётик»

И.п. – стоя (прямо), ноги на ширине плеч или немного меньше. Руки разводим в стороны и слегка назад («крылья самолёта»), корпус одновременно слегка наклоняем вперёд энергичным движением (полунаклон), сохраняя при этом абсолютно прямую спину. Медленно возвращаемся в и.п., производя 5-6 раз длинный фиксированный выдох:пфффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссссссс,

шшшшшшшшшшш,

ззззззззззззззззззззз,

ввввввввввввввввввв,

жжжжжжжжжжжжж.

Затем со скороговоркой и стихотворными строчками. На одном движении произносятся строчки по слогам – наклон на каждый слог, затем на наклоне произносится целая строчка стихотворения:

Ах ты моя душечка,

Белая подушечка!

На тебя щекой ложусь,

За тебя рукой держусь.

Если жить с тобою дружно –

И в кино ходить не нужно,

Лёг, уснул – смотри кино:

Ведь покажут всё равно!

                               С.Михалков.

 

Упражнение 7

Энергично приседаем, взявшись для сохранения равновесия одной рукой за край стола или перекладину шведской стенки. Медленно плавно встаём (спина прямая), производя фиксированный выдох, распределённый на всё движение:пффффффффф.

Затем по схеме: звуки – слогосочетания – фраза – стихотворение:

Шею вытянул гусёнок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла гусыня

                                  Я.Пишумов.

Перед каждой строчкой энергично приседаем, затем на медленном вставании произносим стихотворную строчку. Если строчка окажется слишком коротка, то произносим на одном движении 2-3 строчки.

Это упражнение можно выполнять парами: встать спиной друг к другу, зацепившись локтями, вместе приседать и вставать, опираясь спинами друг о друга.

Упражнение 8

И.п. – стоя (прямо), одной рукой берёмся за край стола или за перекладину шведской стенки. Поднимаем ногу вперед под углом 90, затем медленно опускаем ногу, производя  фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссссс,

шшшшшшшш,

ззззззззззззззз,

жжжжжжжжж,

ррррррррррр.

Дальше по схеме: слогосочетание – фраза – стихотворение. Каждая строчка стихотворения произносится на одном движении ноги. Ноги чередуем.

Упражнение 9

Выполняем спокойную ходьбу в сочетании с длинным фиксированным выдохом: пфффффф.

Дальше по схеме: слогосочетание – фраза – стихотворение.  Во фразе и стихотворном текстк один слог совпадает с одним шагом:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

 – Аты-баты, что купили?

 – Аты-баты, самовар.

 – Аты-баты, сколько стоит?

 – Аты-баты, три рубля.

 – Аты-баты, кто выходит?

 – Аты-баты, это я.

Упражнение 10

Во время лёгкого бега производим длинный фиксированный выдох: пфффффффффф.

Чтобы избежать переутомления, через 1-2 минуты переходим на ходьбу с фиксированным выдохом – как в упражнении 7.

 

Упражнение 11

И.п. – стоя (прямо), ноги на ширине плеч, руки свободно висят вдоль туловища, спина прямая. Производим лёгкие пружинящие приседания, руки на каждом движении как бы слегка обнимают корпус на уровне груди.

Одновременно с полуприседанием произносим слоги: би-ба, ви-ва, ги-га, ди-да, жи-жа, зи-за и дальше по всему алфавиту.

Затем стихотворение – с полуприседанием на каждый слог:

Ло-шадь ку-пи-ла

Че-ты-ре кА-ло-ши:

Дво-е хо-ро-ших

И дво-е по-пло-ше.

Затем то же движение – на каждое слово:

Лошадь купила

Четыре калоши:

Двое хороших

И двое поплоше.

                 В. Левин

Если вначале сложно скоординировать приседание с одновременным движением рук, то можно приседать, свободно опустив руки вниз. Когда движение будет автоматизировано, можно подключить движения рук.

Упражнение 12 «Карандаш»

И.п. – стоя (можно сидя на стуле). Представив на своей голове большой карандаш, начинаем «писать на потолке» цифры от 1 до 10. Движения выполняем плавно, неторопливо. Это упражнение релаксационное – расслабляются мышцы шеи и плеч; его рекомендуется делать несколько раз в течение занятия.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения в положении лёжа)

Упражнение 1

а) И.п. – лёжа на спине, руки свободно лежат вдоль туловища, ноги вытянуты. Производим тёплый выдох (как будто хотим согреть воздух в комнате) и беззвучно произносим гласные:

аааааа,

оооооо,

уууууу.

б) И.п. – лёжа на спине, руки за головой. Поднимаем прямую ногу вверх, на опускании ноги выдыхаем тёплым выдохом и беззвучно произносим гласные:

ааааааааааааа,

ооооооооооооо,

ууууууууууууу.

Повторяем упражнение 5-6 раз, ноги чередуем.

Упражнение 2

И.п. – то же. Производим долгий фиксированный выдох в «трубу», составленную из двух «кулачков», – как будто хотим достать выдохом до потолка: пффффффф.

Затем: ссссссссссс.

И с другими фонемами:

шшшшшшш,

зззззззззззззз,

вввввввввввв.

Выдох должен быть активным, выдыхать нужно весь воздух, тогда вдох произойдёт рефлекторно.

Упражнение 3

И.п. – лёжа на спине, на область диафрагмы кладём книгу для контроля за диафрагмальным выдохом. Производим длинный фиксированный выдох, стараясь выдохом «достать до потолка»:

пфффффффффф,

ссссссссссссссс,

ввввввввввввввв.

Затем короткие выдохи:

с-с-с-с-с-с-с-с,

ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Затем слоги:

ха-ха-ха-ха,

бала-бала-бала-ба.

Затем переходим к произнесению пословицы, скороговорки и стихотворения:

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Упражнение 4

а) И.п. – то же. Энергично поднимаем правую ногу под углом 90 , на опускании ноги производим длинный фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссс,

шшшшшшшш,

жжжжжжжжж,

ввввввввввввв.

Затем слогосочетание:

бала-бала-бала-ба.

Затем фраза:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Затем стихотворение – с произнесением по строчке на каждое движение ноги. Ноги чередовать.

б) Выполняем то же движение, только поднимаем обе ноги; производим выдохи и произносим тексты в той же последовательности.

Упражнение 5

а) И.п. – то же. Энергично прижимаем ногу, согнутую в колене, к груди и медленно выпрямляем её вверх с фиксированным выдохом, затем возвращаем ногу в и.п.: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ввввввввввввввв,

ззззззззззззззззз,

шшшшшшшшш,

сссссссссссссссс,

жжжжжжжжжж.

Затем подключаем слогосочетания:

бала-бала-бала-ба

и скороговорки:

Водовоз вёз воду из водопровода.

Затем – небольшие стихотворения:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

В. Берестов

б) И.п. – то же. Энергично поднимаем обе согнутые в коленях ноги к груди (на распрямлении – вверх), возвращаем в и.п. – фиксированный выдох: пффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

ввввввввввввв,

ззззззззззззззз,

жжжжжжжжж.

Затем скороговорка, стихотворение. Одну строчку стихотворения произносим на одном движении ног.

в) И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги приподняты. На тёплом выдохе скрещиваем и разводим ноги в стороны («ножницы»):

аааааааааааааааа,

ооооооооооооооо,

уууууууууууууу.

Затем на тех же движениях 4-5 раз производим фиксированный выдох.

Затем со звуками и по схеме: слогосочетания – фразы – стихотворения.

Упражнение 6

И.п. – то же. Представляем себе, что высоко в небе летит очень маленький самолёт: ооооооооооооо.

Звучание должно быть негромким и лёгким.

Упражнение 7

И.п. – лёжа на спине. Представляем себе, что у нас в животе «живёт ветер»: выпускаем воздух, надувая щёки, производим короткие выдохи: п-ха-п-ха, п-ха, п-ха, п-ха, п-ха.

Упражнение 8

И.п. – лёжа на спине, руки заложены за голову, носки ног зафиксированы. Энергично сгибаем туловище вперёд и на медленном распрямлении возвращаемся в и.п., производя длинный фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

вввввввввввввв,

шшшшшшшш,

ссссссссссссссс,

ззззззззззззззз,

жжжжжжжжж.

Это упражнение достаточно трудное: его следует выполнять, когда мышцы окрепнут. И в этом случае следует ограничиться фиксированным выдохом и выдохом со звуками: слогосочетания и тексты в это упражнение не включаются.

Упражнение 9

И.п. – лёжа на животе, голова опущена, лоб касается пола, руки согнуты в локтях, ладони на полу, около плеч. Энергично поднимаем верхнюю часть туловища (до талии), опираясь руками о пол, затем медленно опускаемся в и.п., сопрягая движение с фиксированным выдохом:

пфффффффффф,

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

зззззззззззззззззз,

ввввввввввввввв.

Затем на таком же движении произносим слогосочетания:

амба, амба, амба, амба,

анда, анда, анда, анда,

аммаммаммаммаммам,

аннаннаннаннаннанан,

оммоммоммоммоммом.

Звукосочетания следует произносить плавно, негромко, на среднем звучании, слегка напевно.

Упражнение 10

И.п. – лёжа на боку, одна рука поддерживает голову, ноги вытянуты. Поднимаем ногу вверх не очень высоко, чтобы не было излишнего напряжения, и медленно опускаем в и.п. с фиксированным выдохом: пфффффффффф.

Затем со звуками:

зззззззззззззззззз,

ссссссссссссссссс,

вввввввввввввввввв,

шшшшшшшшшшш,

жжжжжжжжжжжжж.

Затем по схеме: слогосочетание – скороговорка – стихотворение. Каждая строчка стихотворения произносится на одном медленном движении ноги. На поднимании ноги вверх – пауза, во время которой происходит рефлекторный вдох.

Поворачиваемся на другой бок и повторяем упражнение.

Упражнение 11

И.п. – лёжа на полу. Перекатываемся «брёвнышком» с фиксированным выдохом: пфффффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшшш,

ввввввввввввввввв,

ззззззззззззззззззззз,

жжжжжжжжжжжж.

Упражнение 12 «Диагональ»

И.п. – лёжа на спине. Медленно сгибаем ноги в коленях, стопы остаются на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Для достижения релаксации нужно представить, что кто-то тянет за ниточки колени к потолку, затем плавно «уронить» колени вправо – одновременно с этим голова мягко поворачивается налево. Делаем тёплый выдох, беззвучно произнося на выдохе: ааааааааааааааа.

Затем произнести тихо, как будто вздыхаем с облегчением:

ха-мммма ха-мммма ха-мммма,

ха-мммма-ммма-ммма-мма,

ха-ллла-ллла-ллла-ллла.

Звукосочетания следует произносить 6-10 раз – плавно, напевно, на тихом звучании, только для себя.

В таком же положении произносим строчки и целые стихотворения – 5-6 раз, на тихом или среднем звучании, плавно, напевно:

Мам, мёду нам, мам, молока бы нам.

В Монголии растут магнолии.

На мели мы лениво налима ловили,

Для меня вы ловили линя.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала.

Медведица ласково сына качает.

Малыш веселится. Малыш не скучает.

Он думает – это смешная игра,

Не зная, что спать медвежатам пора.

В.Берестов

Через некоторое время меняем положение: согнутые в коленях ноги медленно и плавно поворачиваются и мягко «падают» налево,  голова мягко поворачивается направо, и упражнение продолжается. Менять положение можно несколько раз в течение упражнения, повороты повторяются 5-6 раз.

Упражнение 13

И.п. –стоя на четвереньках, живот расслаблен, представляем себе, что на спине стоит поднос с чашкой чая. Чтобы «не расплескать чай», спина неподвижна, голова слегка опущена – производим фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

зззззззззззззззззз,

шшшшшшшшшш,

жжжжжжжжжжж,

ввввввввввввввввв.

Затем произносим слогосочетания – негромко, плавно, легко:

бала-бала-бала-ба,

боло-боло-боло-бо,

булу-булу-булу-бу,

мала-мала-мала-ма.

Упражнение 14

И.п. – стоя на четвереньках. Энергично поднимаем правую ногу вверх и на опускании в и.п. производим фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшшш,

ввввввввввввввввв,

зззззззззззззззззззз.

Затем слогосочетания:

бала-бала-бала-ба,

гала-гала-гала-га.

Затем скороговорки:

Около кола колокола, около ворот коловорот.

У четырёх черепашек по четыре череашонка.

Ноги чередуем. При произнесении стихотворений одна строчка распределяется на одно движение ноги. Движение ноги с текстом медленное, а подъём ноги без текста – энергичный.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения сидя на стуле)

Упражнение 1

«Шезлонг»

 И.п. – сидя на краю стула, ноги вытянуты вперед (колени могут быть слегка согнуты), спина опирается на спинку стула, голова свободна). Делаем тёплый выдох, как будто хотим согреть воздух в комнате, произнося беззвучно:

аааааа,

оооооо,

уууууу.

Затем фиксированный выдох: пффффффф.

Затем со звуками:

 ссссссссссс.

шшшшшшш,

зззззззззззззз,

вввввввввввв.

Упражнение 2

И.п. – сидя на стуле, ноги вместе, спина прямая. Быстрым, но плавным движением разводим прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, при этом слегка прогибаемся назад, отрываем пятки от пола и ставим стопы на носки.

Опуская ноги на полную стопу, медленно и плавно делаем фиксированный выдох:  пффффффф.

Затем со звуками:

 ссссссссссс,

шшшшшшш.

На выдохе руки медленно обхватывают грудную клетку – мы как бы обнимаем себя. При этом подбородок опускается на грудь, а туловище слегка наклоняется вперед. Повторяем упражнение 5-6 раз.

Это упражнение целиком дыхательное и не предполагает текстов.

Упражнение 3

И.п. – сидя на кончике стула, ноги выпрямлены в коленях, вытянуты вперед и слегка раздвинуты в стороны, спина прямая. На медленном тёплом выдохе наклоняем туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. Повторяем упражнение 4-6 раз.

 

Упражнение 4

 И.п. – сидя на стуле. Медленно наклоняем туловище вправо, стремясь правой рукой дотянуться до пола. Левая рука при этом скользит ладонью вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Сопровождаем наклон  фиксированным выдохом: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссс,

шшшшшшшш,

ззззззззззззззз,

жжжжжжжжж,

Затем  - наклон в другую сторону. Следует сделать 4-6 таких наклонов в каждую сторону.

 

Упражнение 5

 И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед (не касаются пола), руки держатся за сиденье стула или обхватывают спинку стула сзади. Делая перекрестные движения ногами («ножницы»), производим фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

ззззззззззззззззз,

жжжжжжжжжж,

ррррррррррррр.

Затем подключаем слогосочетания:

ба-ла, бала, бала, ба,

ва-ла, вала, вала, ва.

Затем счет от 1 до 10 вслух и скороговорка:

У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

Стихотворение:

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек,

Он дует утром и в обед,

С меня сдувает тёплый плед,

Сдувает плед, несёт к холмам –

Погреться, видно хочет сам!

                                  И.Токмакова

Упражнение 6

И.п. – сидя на стуле, держась руками за спинку, колени подтянуты к груди. Распрямляя ноги вперед и вниз, делаем фиксированный выдох: пффффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшшш,

ззззззззззззззззззззз,

ввввввввввввввввв.

Со слогосочетаниями:

бала-бала-бала-ба,

гала-гала-гала-га.

Упражнение 7

И.п. – сидя на кончике стула, ноги выпрямлены в коленях, вытянуты вперед и слегка раздвинуты в чтороны, спина прямая.

а) На медленном тёплом выдохе наклоняем туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. Повторяем упражнение 4-6 раз.

б) Повторяем то же движение, но на фиксированном выдохе: пфффффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

зззззззззззззззззз,

ввввввввввввввв.

Упражнение 8

И.п. – сидя на кончике стула, ноги вытянуты вперед и разведены на ширину плеч (колени могут быть слегка согнуты), руки разведены в стороны на уровне плеч, ладони развернуты вверх. Выполняя фиксированный выдох, наклоняем туловище вперед, поворачивая его влево и стараясь правой рукой достать пальцы левой ноги. Противоположная рука при этом отводится назад и принимает почти вертикальное положение. Возвращаясь в исходное положение, выполняем такое же движение, поворачивая корпус вправо и доставая ногу левой рукой, выполняя при этом фиксированный выдох: пффффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш.

Выполняем упражнение 5-6 раз в каждую сторону.

Упражнение 9

И.п. – сидя на стуле, спина прямая, руки опущены вдоль туловища. На вставании выполняем фиксированный выдох:

пфффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

рррррррррррр,

жжжжжжжжжжж.

Произносим фразы:

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Около колодца кольцо не найдётся.

Упражнение 10

И.п. – сидя на стуле. Медленно роняем голову на грудь, затем перекатываем на правое плечо – назад – на левое плечо и в обратном направлении, проговаривая:

Мам, мёду нам, мам, молока бы нам.

Повторяем упражнение по 2-3 раза в каждую сторону, чередуя. Речь звучит тихо, спокойно, на среднем звучании.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения с мячом)

Упражнение 1

Подбрасываем одной рукой мяч к потолку и производим долгий фиксированный выдох: пфффффффф.

И со звуками:

ссссссссссссс,

зззззззззззззз,

ввввввввввввв,

шшшшшшшш,

ррррррррррр.

Затем слогосочетание (мяч бросаем на первый слог):

бала-бала-бала-ба.

Затем фраза или строчка стихотворения (мяч бросаем на ударное слово):

От топота копыт пыль по полю летит.

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

Весёлых чижа:

Чиж – судомойка,

Чиж – поломойка,

Чиж – огородник,

Чиж – водовоз,

Чиж – за кухарку,

Чиж – за хозяйку,

Чиж – на посылках,

Чиж – трубочист.

                       С.Маршак, Д.Хармс

Упражнение 2

Бросаем мяч партнёру (логопеду) производя фиксированный выдох: пффффффф.

Затем со звуками:

 ссссссссссссс.

шшшшшшш,

жжжжжжжжж,

ррррррррррр.

Со слогосочетанием:

бала-бала-бала-ба,

боло-боло-боло-бо,

гала-гала-гала-га.

(И т.д.)

Со словами: кот, кит, сор, сыр.

Затем с фразой, бросая мяч на слове, несущем логическое ударение

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

В этом упражнении можно переходить к спонтанной речи, предлагая различные темы: дни недели (перебрасывая мяч, называть поочередно дни недели), месяцы, названия деревьев, птиц,животных и т.д.

Упражнение 3

Стоя лицом к партнёру, перебрасываем ему мяч через спину, занося руку с мячом далеко за спину, во время броска производим  фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссссс,

шшшшшшшш,

жжжжжжжжжж,

ввввввввввввввв.

Затем на броске произносим слогосочетание:-ха,

бала-бала-бала-ба,

бала-бала-бала-ба (бросок).

Затем произносим фразу и бросаем мяч на «главное» слово:

Не красна изба углами, а красна (бросок) пирогами.

От топота (бросок) копыт (бросок) пыль по полю летит.

Ворона (бросок) и за море летала, а ума (бросок) не достала.

(И т.д.)

Можно делать перенос логического ударения для тренировки выделения «главного» слова во фразе.

Упражнение 4

Бросаем теннисный мяч энергичным движением в пол и ловим – производим долгий  фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем подключаем звукосочетания:

бип-боп-бип,

боп-бип-бап,

би-ба, ви-ва,

ги-га, ди-да,

зи-за,ки-ка.

И далее по всему алфавиту.

Затем – слова. Бросать мяч в пол следует на ударный гласный в слове, ловить – на безударный: ка – мень, ко – рень, ку – бик.

(И т.д.)

Затем подключаем стихотворение, выполняя бросок на каждое слово/строчку:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал –

Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать ряд подряд

Прыгал в угол и назад,

А потом ты покатился

И назад не воротился.

                         С.Маршак

Упражнение 5

Лениво отталкиваем мяч поочередно то правой, то левой ногой, произносим синхронно с движением: хэй-хэй-хэй-хэй.

Упражнение 6

Перекатываем мяч ногой партнёру, выполняя длинный фиксированный выдох: пффффффф. И со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

зззззззззззззззззз,

ввввввввввввввв.

Затем по схеме: слогосочетание – слово- скороговорка – стихотворная строчка:

(Перекат мяча.) Верзила Вавила (перекат обратно) весело ворочал вилами (перекат).

Мамаша Ромаше (перекат) дала сыворотку из-под простокваши.

Можно использовать небольшие стихотворения, где есть диалог, состоящий из вопросов и ответов (перекат мяча – строчка, перекат мяча – строчка и т.д.):

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису:

 – Лизавета, здравствуй!

 – Как дела, зубастый?

 – Ничего идут дела.

Голова еще цела.

 – Где ты был?  

 – На рынке.

 – Что купил?

 – Свининки.

 – Сколько взял?

 – Шерсти клок.

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

 – Кто отгрыз?

 – Собаки!

 – Сыт ли, милый куманёк?

 – Еле ноги уволок!

                          С.Маршак

Упражнение 7

Стоя за столом, на каждый выдох отпускаем и тут же подхватываем теннисный мяч поочередно правой и левой руками, сопровождая короткими фиксированными выдохами:

пф-пф-пф-пф-пф,

пф-пф-пф-пф-пф.

Затем выполняем те же движения, но сопровождая долгим фиксированным выдохом: пфффффффффф.

И со звуками:

 сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

жжжжжжжжжжж.

Перехват мяча тот же, сочетания проговариваем на хватательном движении:

би-ба, ги-га,

ви-ва, ди-да,

жи-жа, ки-ка,

ми-ма, ни-на.

Одно сочетание следует сопрягать с одним хватательным движением.

Выполняем перехват мячей в сочетании:

бип, бэп, бап,

боп, буп, бып.

(И т.д.)

На долгом выдохе (тот же перехват мяча): пфффффффф.

На каждое хватательное движение произносим вслух односложные слова:

хлоп-стоп-боб-лоб,

блок-сноп-стук-звук,

крик-дым-дом-звон.

Затем читаем стихотворение, перехватывая мяч на каждое слово:

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

                                 С.Маршак.

Упражнение 8

Энергично бросаем мяч в стену с коротким фиксированным выдохом: пф-пф-пф-пф-пф.

Затем со слогом: бип-боп, бип-боп, бип-боп.

Подключаем односложные слова (бросок мяча на каждое слово):

сноп-зал-вал-зуб-дуб-дол-мол.

Затем стихотворный текст:

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял,

Колотил он с толком –

Получилась полка.

Упражнение 9

Катаем мяч по столу – одной рукой катим, а другой подхватываем (ударение на втором слоге):

ви-ва, ди-да, би-ба, ни-на.

(И т.д.)

Подключаем счет, затем стихотворный текст ( с короткой строкой, перекат на каждой строчке): У Скворцова

Гришки Жили-были

Книжки –

Грязные,

Лохматые,

Рваные,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплёты –

Как мочала,

На листах –

Каракули.

Книжки

Горько

Плакали.

      С.Маршак

Упражнение 10

Сидя на полу напротив друг друга, перекатываем мяч партнёру, выполняя долгий фиксированный выдох: пф-пф-пф-пф-пф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

зззззззззззззззззз,

ввввввввввввввв,

рррррррррррррр.

Со словосочетаниями (перекат мяча на последнем слоге):

бала-бала-бала-ба,

боло-боло-боло-бо,

булу-булу-булу-бу,

былы-былы-былы-бы.

Затем с фразой или строчкой стихотворения (перекат мяча – на «главном» слове во фразе):

Спрашивай не старого,

А спращивай бывалого.

Каковы встречи –

Таковы и речи.

Стихотворение (перекат мяча – на каждую строчку):

У кота-воркота

Шерстка – бархат-мягкота,

Глазки с искорками,

Ушки с кисточками.

Наш коток-воркоток

Укатил клубок-моток.

Клубок катится,

Нитка тянется…

Уж коту-воркоту

И достанется:

Будут гладить-миловать,

Спать положат на кровать.      Е.Благинина

Упражнение 11

Бросаем мяч об пол под ноги, сочетая бросок

с коротким фиксированным выдохом: пф-пф-пф-пф-пф.

а) Бросаем мяч, поднимая согнутую в колене ногу (под ногу) – сначала одну, потом другую.

б) Бросаем мяч, читая стихотворение:

(Бросок.) Мяч летит (бросок) из-под коленки,

(Бросок.) Пролетает (бросок) над плечом.

(Бросок.) Целый день (бросок) играть у стенки

(Бросок.) Может девочка (бросок) с мячом.

(Бросок.) Повернется (бросок) взад-вперед,

(Бросок.) Так и сяк (бросок) его берет.

(Бросок.) Хлоп об землю! (Бросок.) Шлёп об стенку!

(Бросок.) И опять через коленку…

                                              В.Берестов

Упражнение 12

Перекидываем мяч из руки в руку, ритмично проговаривая:

ви-ва, ви-ва, би-ба, би-ба, ги-га, ги-га.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения со скакалкой)

Упражнение 1

Выполняем фиксированные короткие  выдохи с прыжками: пф-пф-пф-пф-пф-пф.

Со звуками:

с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с,

ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Затем выполняем длительный фиксированный выдох, продолжаем прыгать (5-10 прыжков), после остановки – длительный фиксированный выдох на медленной ходьбе.

Это упражнение можно выполнять со скакалкой и без нее.

Упражнение 2

Каждый прыжок совпадает с произнесением уже тренированного ранее слога, затем цепи односложных слов, затем двухсложных слов. Когда достигнута свободная и легкая координация дыхания и слова, можно переходить к тренингу предложений и шутливых стихотворений, меняя скорость, высоту и силу звука.

В упражнении нельзя допускать перегрузки: 5-10 прыжков чередуются с ходьбой.

Упражнение 3

На подскоках (прыжках) произносим сочетания:

бала-бала-бала-ба,

боло-боло-боло-бо,

булу-булу-булу-бу,

былы-былы-былы-бы.

Упражнение 4

 Во время легких прыжков вверх выполняем длинный фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем с прыжками выполняем короткие фиксированные выдохи: пф-пф-пф-пф-пф-пф.

Затем со звуками:

с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с,

ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Упражнение 5 «Собираем пух»

 Выполняем прыжки со слогосочетаниями:

бала-бала-бала-ба,

дала-дала-дала-да.

Затем со стихотворением:

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили –

Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения на шведской стенке)

Упражнение 1

 И.п. – стоя спиной к стенке вис на руках (так, чтобы ноги отрывались от пола). Поднимаем правую ногу до уровня пояса, левая нога поддерживает туловище, слегка опираясь на планку. На опускании ноги производим фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссс,

зззззззззззззз,

шшшшшшшш,

Затем слогосочетания:

бала-бала-бала-ба,

боло-боло-боло-бо,

буллу-булу-булу-бу,

былы-былы-былы-бы.

Затем фраза, строка стихотворения (чередуем ноги):

Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

 

Упражнение 2

И.п. – правой рукой держимся за перекладину (высоко), правая нога стоит на нижней перекладине. Поднимаем вбок левую ногу. на опускании делаем фиксированный выдох: пффффффф.

Затем по схеме: звуки – слогосочетания – фраза – стихотворение. Затем меняем положение и выполняем движение другой ногой.

Упражнение 3

И.п. – вис на руках, спиной к стенке, ноги слегка поддерживают корпус, опираясь на нижнюю перекладину энергично поднимаем обе ноги под углом 90  . на опускании выполняем длинный фиксированный выдох:

Пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

ззззззззззззззз,

жжжжжжжжжж,

ввввввввввввввв.

Затем слогосочетания:

бала-бала-бала-ба,

боло-боло-боло-бо,

буллу-булу-булу-бу,

былы-былы-былы-бы.

Можно выполнять движения со счетом от 1 до 10.

После этого выполняем движение с фразой, со стихотворением:

Вот серый крот,

Вот серый крот,

Вот серый, серый, серый крот.

Он не красавец, не урод.

Он просто серый, серый крот.

                                   И.Токмакова.

Это упражнение достаточно трудное, поскольку требует тренированных мышц, поэтому его не все могут выполнить. Можно ограничиться только фиксированными выдохами и выдохами со звуками, а тексты в упражнение не включать.

Упражнение 4

 И.п. – стоя у шведской стенки. взбираемся по стенке, выполняя долгий фиксированный выдох: пфффффффффф.

Затем со звуками:

ссссссссссссс,

шшшшшшшш,

жжжжжжжжж.

Затем по схеме: слогосочетание – скороговорки – стихотворения.

Спускаемся, произнося тексты, и снова поднимаемся – несколько раз. Движения должны быть плавными, равномерными, без рывков.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(упражнения из положения полуприседа)

Упражнение 1

И.п. – стоя, ноги поставлены немного шире плеч и полусогнуты в коленях, спина прямая, руки опущены вдоль туловища, кисти сжаты в кулак, делаем повороты туловища от талии в стороны на 45  .

а) Поворачиваемся вправо, левая рука также идёт вправо; сопровождаем движение фиксированным выдохом: пфффффффффф. Затем со звуками:

сссссссссссссс,

шшшшшшшш.

При повороте влево правая рука идёт влево; движение сопровождается фиксированным выдохом. Повороты чередуем. Ноги по-прежнему прямые, повороты производятся верхней частью корпуса до талии. необходимо следить, чтобы спина была прямая.

б) Двигаемся так же, в конце движения руки произносим слоги: ван, бан, дан, зан.

Затем – счет  от 1 до 10 и обратно и произнесение односложных слов: кот,рот, спорт,сорт, корт.

Переходим к скороговоркам (каждое слово произносится на одном движении руки):

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

в) Выполняем те же движения со стихотворным текстом (поворот производится на каждое слово или на два – как удобнее):

Мы сено косили, косили, косили,

Мы сено носили, носили, носили,

Мы сено убрали, убрали, убрали,

Мы очень устали, устали, устали

 

Во саду ли (поворот), в огороде (поворот)

У Ивана ослик бродит,

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть не знает:

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Упражнение 2

И.п. – то же. Поочередно выбрасываем руки вперед, сопровождая движение фиксированным выдохом (как бы боксируя): пффффф.

Затем со звуками:

ссссссссс,

Шшшшшш.

Затем со слогами:

бам, бан, вам,ванн,

Дам, дан, бом, дон.

То же движение – с односложными словами, фразами, строчками стихов. Движение руки сопрягается с одним словом.

Упражнение 3

И.п. – то же.

а) Выполняем три слегка пружинящих наклона туловища влево: левая рука на талии, правая со сжатым кулаком совершает над головой движения влево – на фиксированном выдохе или со звуками:

сссссссссссс,

шшшшшшш.

б) Выполняем те же движения, но в противоположную сторону: соответственно, правая рука на талии, левая – над головой. Одновременно с наклонами произносим слоги, слова, фразы, строчки стихотворений.

Упражнение 4

 И.п. – то же. На долгом  фиксированном выдохе проитзводим легкие пружинящие движения обеими руками, как бы накачивая насососм камеру, лежащую у ног (1 движение  - 1 выдох): пфффффффффф.

ссссссссссссс,

шшшшшшшш,

зззззззззззззз,

Затем подключаем слоги, словосочетания, слова, счет от 1 до 10 и обратно и строчки стихотворений. Одно движение рук сопрягается со слогом или со словом.

Упражнение 5

 И.п. – то же. Двумя руками делаем свободное широкое круговое движение то в одну. то в другую сторону (как бы рисуя перед собой в воздухе большой круг), соединяя это движение с фиксированным выдохом: пфффффффффф.

Затем со звуками:

сссссссссссссссс,

шшшшшшшшш,

ззззззззззззззззз,

жжжжжжжжжж.

Затем подключаем слогосочетания:

бала-бала-бала-ба,

гала-гала-гала-га.

С фразами (с большим количеством гласных «а»):

Наша река широка как Ока.

Как Ока широка наша река!

Направление движений руками следует чередовать: 5-6 кругов в правую сторону, затем столько же в левую.

Упражнение 6

И.п. – то же. Производим перекаты с одной ноги на другую, сопрягая их с удлиненным фиксированным выдохом, затем со звуками, словосочетаниями и строчками стихотворений.

Упражнение 7

И.п. – то же. Поднимаем вверх плечи так, чтобы растянуть позвоночник, затем лёгким движением опускаем плечи со звуком «ха» (звук должен быть тихим, лёгким, почти как выдох). Повторяем 5-6 раз.

Это упражнение релаксационное: оно снимает излишнее мышечное напряжение в области шеи, плеч и спины: его можно выполнять несколько раз в течение занятия.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(игровые упражнения для тренировки дыхания)

Упражнение 1 «Деревья»

Представим себе, что руки – это кроны деревьев Сначала «подул слабый ветерок»: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Затем снизу слева направо через верх: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Туловище совершает полунаклоны влево и вправо за руками.)

Во второй части упражнения представляем себе, что ветер усиливается: делаем полный круг руками и туловищем: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

 

Упражнение 2

«Уложим куклу спать»

Представляем, что укладываем куклу спать: сильно раскачиваем руками, поём, выделяя последний звук усиленной интонацией: а-а-а-а-а-а-а-а-ааа.

Упражнение 3 «Колокол»

Представляем, что мы находимся внутри колокола: руки медленно поднимаем в стороны и вытягиваем звук: бом-бом-бом-бом, бо-м-м-м-м-м.

Затем делаем движения, имитирующие раскачивание языка колокола, меняя ритм (говорим слегка нараспев): бим-бом-бим-бом, дин-дон-дин-дон, до-н-н-н-н-н.

Упражнение 4

Представляем, что рука – это «самолётик»: следим за движением руки, изображая летящий самолётик со звуком «ооооооооооо».

Упражнение 5 «Перетягивание верёвки»

Упражнение выполняют двое детей.

При движении на себя произносим:

бала-бала-бала-ба,

бала-бала-бала-ба.

Затем используем рифмованную фразу:

Как на горке (движение на себя),

                     На пригорке (движение от себя),

Стояли двадцать два Егорки.

Раз Егорка (движение на себя),

                   Два Егорка (движение от себя),

Три Егорка (движение на себя),

             Четыре Егорка (движение от себя).

И т.д.

Упражнение 6 «Маятник»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоняем туловище в стороны: с-с-с-с-с-с-с.

Упражнение 7 «Трубач»

И.п. – сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхаем: пффффффффф. Повторяем упражнение 4-5 раз.

Упражнение 8

 «Рубка дров»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Энергично поднимаем руки над головой и соединяем в «замок». На наклоне выдыхаем и одновременно произносим: «У-х-х». Повторяем упражнение 3 раза.

Упражнение 9 «Лыжник»

И.п. – стоя, ноги полусогнуты (как у лыжника, спускающегося с горы). Медленно двигаем руками (одновременно) то справа, то слева, имитируя движения рук лыжника при спуске с горы. Одновременно с движениями  рук произносим: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с-с-с-с.

Упражнение 10 «Волна»

Представляем, что гоним от себя волну: делаем плавное движение обеими руками от себя вперед и вверх, произнося длительно: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Сначала «легкая волна» – как будто мы хотим пригнать её к ногам партнера. Потом «более сильная волна», как будто хотим облить партнера до пояса. Произносим длительно: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Делаем руками плавное движение, как бы подгоняя «большую волну», чтобы «облить партнера с головы до ног», и произносим длительно: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Сначала звук слабый (шепот) потом интенсивность и громкость звука усиливаются в зависимости от «величины волны».

Упражнение 11

 «Сдуть мяч»

И.п. – стоя, что в руках у нас очень большой мяч с крошечным отверстием, – разводим руки в стороны. С выдохом медленно «сдавливаем мяч»: ссссссссссссс.

Библиография:

Бурлакина.О.В. Комплексы упражнений для формировании правильного речевого дыхания. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...

Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация для воспитателей и специалистов работающих с детьми с ОВЗ на тему:"Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хор...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....