Консультация для воспитателей на тему: “Что должен знать воспитатель, работающий с детьми с нарушением зрения”.
консультация по коррекционной педагогике

Черникова Любовь Петровна

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию, компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебновосстановительной работы, а также успешную подготовку детей к школе.  Работа тифлопедагога и воспитателятесно связана. Воспитатель, работающий с детьми с нарушением зрения  должен знать зрительный диагноз каждого ребенка и краткое описание болезни, факторы влияющие на ухудшение зрения, особенности работы со слабовидящими детьми, с детьми с амблиопией и косоглазием, выполнять требования к организации зрительной работы с детьми, знать коррекционные дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: “Что должен знать воспитатель, работающий с детьми с нарушением зрения ”.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию, компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебновосстановительной работы, а также успешную подготовку детей к школе.  Работа тифлопедагога и воспитателя тесно связана. Воспитатель, работающий с детьми с нарушением зрения  должен знать зрительный диагноз каждого ребенка и краткое описание болезни, факторы влияющие на ухудшение зрения, особенности работы со слабовидящими детьми, с детьми с амблиопией и косоглазием, выполнять требования к организации зрительной работы с детьми, знать коррекционные дидактические игры.

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога и тифлопедагога. Согласно медицинским заключениям организуется  лечебно-оздоровительная работа, включающая в себя активное плеоптическое и плеопто-ортоптическое лечение, назначение очковой коррекции, подбор специальных средств коррекции.

 При организации непосредственно- образовательной деятельности воспитатель должен правильно определять место ребенка, с учетом  диагноза и остроты зрения,  а именно смотреть с какой стороны право окклюзия  на глазу. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать  доступность возрасту, соответствовать размеру, должен быть хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты), быть точным по форме и деталям.

 Демонстрационный материал предъявляется не далее 1 метра от глаз. Использование специальной наглядности определенных размеров более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительных патологий (близорукость, амблиопия и т.д.). Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.

На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см. в количестве не более 8-10 штук, а объекты размером 20-25 см. – от 3 до 5 штук одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть), на занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей

 Коррекция зрения ребенка на первом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии (закрытия) лучше видящего глаза. При этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего, поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (- 0,4);

2 ряд – дети с остротой зрения от – 0,4 до – 0,6;

3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (- 0,6 – 1).

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя; дети с расходящимся косоглазием размещаются по центру во 2-3 ряд, а парезами глазных мышц – по центру в зависимости от остроты зрения.

Что должен знать воспитатель:

  • Оптимальное   расстояние от глаз до наглядного материала – 20-30см,
  • использование подставок, фонов.
  • не допускать зрительного утомления.
  • продолжительность непрерывной зрительной работы не должна превышать 15 мин.
  • обязательным компонентом занятий является зрительная гимнастика и упражнения, направленные на улучшение кровообращение всех структур и оболочек органа зрения.
  • осознание ребенком потребности в сохранении своего здоровья и освоение навыков охраны своего зрения.
  • проведение физкультминуток и динамических пауз.
  • организация сенсомоторных зон во всех возрастных группах.

Коррекционную направленность занятий определяет использование специальной наглядности: более крупной фронтальной (до 15-20 см.) и дифференциованной индивидуальной (1-5 см.); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочного аппарата глаза; подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально и фронтально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Гимнастику для глаз следует проводить во всех возрастных группах. Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка, знать диагноз по зрению, соблюдать охранительный режим. Врач-офтальмолог  Базарный В.Ф. рекомендует проводить зрительную гимнастику на каждом занятии и не только для детей с патологией, но и для дошкольников со 100% зрением.

Воспитатель работает совместно с тифлопедагогом над накоплением знаний и формирование четких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение), обогащением словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесенности слова. Формированием приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану – схеме).

Учить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приема сравнения.

Необходимым условием для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

  • выбор адекватного фона;
  • правильный выбор цвета, т. к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);
  • постоянное использование указки для показа;
  • ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);
  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно – белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующим). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.

Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий (через 15-20 минут игры с наклоном головы следует предложить ребенку подвижные игры с подъемом головы).

Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введение физминутки, как обязательной части любого занятия.

Следует использовать подвижные, строительные, творческие и дидактические игры для закрепления знаний, полученных на занятиях у тифлопедагога.

Особенности проведения фронтальных занятий с детьми с нарушением зрения:

  • создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности;
  • на одном занятии используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, используется также индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения;
  • детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия.

На фронтальных и подгрупповых занятиях необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывая рекомендации тифлопедагога, уровень развития и возможностей детей, уровень владения ребенком приемами зрительного восприятия, этап лечения, на котором находится ребенок.  Дифференцированный подход к детям осуществляется через определение степени самостоятельности ребенка при выполнении задания; через подбор индивидуальных пособий, соответствующих зрительным возможностям детей; через упрощенный или усложненный вариант задания; через дифференцированную оценку результата работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по ПДД «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения»

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, о...

Консультация для родителей на тему "Что должен знать уметь ребенок 4 лет"

В данной консультации представлены тесты, при помощи которых родители легко определят уровень развития своего ребенка. Консультация представлена в виде стенда....

отчет о работе творческой группы воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в ДОУ

Отчет о работе воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения ( амблиопия и косоглазие) в ДОУ. С использованием элементов здоровьесберегающей технологии д.м. наук В.Ф.базарного....

Рекомендации воспитателям ,работающим с детьми с нарушением зрения ,по содержанию коррекционных уголков.

В материале представлены рекомендации воспитателям по содержанию коррекционных уголков....

Консультация для воспитателей Тема: «Что должен знать воспитатель о ПДД в разных возрастных группах».

Консультация для воспитателей Тема: «Что должен знать воспитатель о ПДД в разных возрастных группах»....

статья из опыта работы творческой группы, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

Статья из опыта работы  творческой группы, воспитателей. работающих с нарушением зрения....

Памятка для педагогов ДОО, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств...