Консультация для педагогов "Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
материал по коррекционной педагогике
Инклюзивное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_adaptirovannoy_obrazovatelnoy_programmy.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила учитель- логопед Караулова А.В. МБДОУ детский сад «Ромашка»
Инклюзивное образование- включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс образовательной организации, который учитывает их особые потребности, способствует развитию и раскрытию их потенциальных возможностей. В случае инклюзивного образования вырабатывается адаптация общеобразовательной системы к потребностям ребенка (в том числе и адаптация содержания образовательной программы, адаптация или создание специальных условий.)
Интегрирование образование- вхождение детей с ОВЗ в образовательный процесс образовательной организации, где они получают образование в обычных условиях. При интеграции возможна адаптация ребенка к требованиям общеобразовательной системы. В этом случае общеобразовательная система остается неизменной.
Структура АОПДО абсолютно идентична структуре образовательной программы дошкольного образования образовательной организации, т.е.она включает в себя те же 3 раздела: целевой, содержательный и организационный.
Этапы разработки и реализации программы:
1.Аналитический (первичный), в первую очередь анализируется вся документация, представленная на ребенка с ОВЗ, затем следует углубленная диагностика педагогами учреждения. Важно определить зону актуального и ближайшего развития ребенка, условия, необходимые для реализации программы.
2.Формулировка цели адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Цель образования определяется исходя из особенностей психофизического развития ребенка и компенсаторных возможностей. На этом же этапе определяется содержание программы, предполагаемые результаты ее освоения ребенком, методы и формы реализации содержания программы, проходит ее согласование с родителями.
3.Реализация содержания осуществляется в течение учебного года с обязательным сопровождением педагогов учреждения.
4.Аналитический (вторичный). Оценивается эффективность реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Корректировка содержания программы, определяется возможность снижения или повышения требований, предъявляемых к освоению программы.
Рекомендации по разработке АОПДО для ребенка с ОВЗ:
1.Программа разрабатывается только командой специалистов. Родители также могут входить в команду разработчиков.
2.Для ребенка с инвалидностью содержание дошкольного образования определяется адаптированной образовательной программой и индивидуальной программой реабилитации инвалида, которую разрабатывает Бюро медико- социальной экспертизы.
3.АОПДО для ребенка с ОВЗ обязательно согласовывается с родителями, которые ставят свои подписи, тем самым, подтверждая свое согласие с содержанием. Поэтому все содержание программы должно быть максимально понятным для родителя с обычным средним образованием.
4.Программа может быть рассмотрена ПМП консилиуме, принимается на педагогическом совете, утверждается руководителем образовательной организации.
5.Основная цель программы для конкретного ребенка- коррекция нарушений в его развитии и его социальная адаптация.
6.Период, на который разрабатывается программа, определяется командой организации, но не более чем на один год. В адаптированную программу регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка.
7.В АОПДО для ребенка с ОВЗ, если она составляется на основе образовательной программы дошкольного образования образовательной организации, адаптируются:
- содержание образования (введение специальных разделов или сокращение объема содержания)
- формы, методы, приемы и средства- используются те, которые соответствуют физическому и психическому состоянию ребенка, учитывают особые образовательные потребности ребенка
- пространственная и временная организация образовательной среды
- режим пребывания в детском саду
8.В реализации АОП может принять участие тьютер- включенный в штатное расписание, имеющий специальное образование; человек без специального образования, направленный органами социальной защиты; родители.
9.Программа может быть пересмотрена по истечении срока ее реализации. Это может быть связано с новым заключением ПМПК.
В структуре каждого варианта АООП для учащихся с ОВЗ представлены:
- Пояснительная записка, в которой раскрыты цели и задачи, срок ее освоения;
- Представлена краткая психолого- педагогическая характеристика обучающихся;
- Планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
- Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП;
- Содержание образования;
- Программа формирования базовых учебных действий;
- Программы учебных предметов, курсов;
- Программа нравственно- патриотического развития;
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- Программа коррекционно- развивающей работы;
- Программа внеурочной деятельности;
- Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса;
- Условия реализации основной образовательной программы:
-кадровые условия,
-финансово- экономические условия,
-материально- технические условия;
- Варианты обучения в инклюзивном пространстве:
-посещение,
-надомное обучение,
-дистанционное обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Со...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи).
В группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет и обеспечивает развитие личности воспитанников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, пси...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...