Игровой тренинг для старших дошкольников «Мы все одинаковые и такие разные»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

 Цель: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_mart.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для старших дошкольников

«Мы все одинаковые и  такие разные»

Задачи:

  • Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей;
  • повышение уверенности в себе;
  • формирование позитивного отношения к сверстникам;
  • совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;
  • развитие невербальных средств общения и наблюдательности;
  • развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков;
  • снятие эмоционального и физического напряжения

Ход занятия:

1.Организационный этап. Создание эмоционального настроя в группе

 Сегодня мы с вами встретились, чтобы немного поговорить, поиграть и лучше узнать друг друга. Ребятки, а с каким настроением вы сегодня пришли к нам? Вот у меня настроение просто чудесное! А у вас? (ответы детей)

Упражнение "Давайте поздороваемся"

Педагог-психолог: Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. А приветствовать мы будем так:

- Здравствуй, друг! (здороваемся с соседом справа)

- Здравствуй, друг! (здороваемся с соседом слева)

 Здравствуй, наш волшебный круг! (делаем поклон кругу)

- Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (дети берутся за руки и улыбаются друг другу)

Игра «Комплименты». Каждый ребенок по кругу делает комплимент своему соседу справа.

«Ребята, как вы думаете, а почему мы всегда встаем с вами в круг? (ответы детей) Когда мы встаем в круг, мы становимся ближе друг другу, ведь круг обладает волшебной силой.

2. Основная часть.

Психолог: Ребята! А как вы думаете, мы с вами все одинаковые? (Ответы детей)

Психолог: Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живём рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и ещё много чем. Но у вас есть и общие черты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся.

Упражнение «Разные, но похожие»

Давайте поиграем: встаньте в круг, я буду давать вам задания, а вы будете их выполнять, делая движения. Слушайте меня внимательно!

- Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

- Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

-  Поднимите руки те, кто любит зарядку.

-  Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

- Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости. Возьмитесь за руки те, кто любит мультики. Дети выполняют задания.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

Психолог: Вот видите, как много всего нас объединяет!

Игра «Большие и маленькие»

А вы знаете,  что дети бывают большие и маленькие и им нужны разные предметы и игрушки.

Психолог: У нас в корзинке много разных картинок, посмотрите. На этой карточке изображён младенец, ребёнок, который родился совсем недавно. А это ребёнок, который ходит в детский сад; он постарше младенца. А это школьник. А вот карточки поменьше, на них изображены разные предметы и игрушки. Сейчас поиграем в игру "Кому что нужно". Вы свою карточку должны положить к нужной картинке (дети подкладывают и аргументируют).

Упражнение  «Зеркала»

Ведущий показывает какое-либо движение. Говорить при этом запрещается! Все дети, выступая в роли зеркал, должны в точности повторять движения ведущего. Ведущий хлопает в ладоши, это означает, что нужно выбрать другого участника для роли водящего. Начинаем!

Игра: «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Динамическая пауза «Цветные ладошки»

Педагог достаёт из-под стола коробочку с сигналами: цветные ладошки на палочках.

- Предлагаю построиться в круг. Немного подвигаемся. Будьте внимательны: если я покажу ладошку жёлтого цвета – приседайте, если зелёного – хлопайте в ладоши, а если синего топайте.

Психолог: А вы – дружные ребята?

Психолог: Как ведут себя друзья?

Друзья помогают друг другу в беде, умеют разделить радость, не смеются над недостатками друга. Друг остановит друга, если он делает что – то плохое. Друзья умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику, не обманывают друг друга, умеют признать свои ошибки, помириться с другом.

 Психолог: Как нужно относиться к друзьям? (Нужно относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, что бы относились к тебе)

, эмоции могут испытывать люди.

«Волшебный стул» 

Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.

Упражнение «Секретное число»

Все встают в круг.

Психолог говорит:

- Ребята, а вы умеете считать?.. Сейчас мы будем по очереди называть числа от одного до шести. Но есть одно правило: нельзя называть число «четыре». Тот, кому оно достанется, присядет (подпрыгет, хлопнет в ладоши и т.д.), а следующий участник продолжит счет.

Упражнение «Попроси игрушку» — вербальный вариант

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.п. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участника 1:«Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участника 2:«Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали»

.Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Упражнение «Попроси игрушку» — невербальный вариант

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д). После проведения обоих его вариантов можно обсудить упражнение.

Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:— «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?»;— «Когда тебе действительно хотелось её отдать?»;— «Какие нужно было произносить слова?». Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия (вырабатывается и формируется модель и манера поведения).

3. Рефлексия 

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание для тебя было сложным?

 Сейчас протяните руки вперёд ладошками вверх. Закройте глазки, а я поглажу того, кто сегодня особенно старался.

4. Ритуал прощания 

Давайте возьмемся за руки и  начнем передавать эстафету  рукопожатия. Начинаем «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»