Изучение особенностей ребёнка с ОВЗ как важный этап индивидуального подхода в процессе реабилитации.
статья по коррекционной педагогике

Данная статья является продолжением цикла об осуществлении индивидуального подхода в реабилитации детей с ОВЗ. Она имеет практическую направленность и содержит опыт работы по данному педагогическому направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение особенностей ребёнка с ОВЗ как важный этап индивидуального подхода в процессе реабилитации.

      Данная статья является продолжением цикла об осуществлении индивидуального подхода в реабилитации детей с ОВЗ. Она имеет практическую направленность и содержит опыт работы по данному педагогическому направлению.

      Индивидуальный подход к ребёнку должен основываться на знании анатомо-физиологических, психических, возрастных особенностей. Следовательно, изучение анатомо-физиологических особенностей организма ребёнка и особенностей протекания у него признаков высшей нервной деятельности является исходной основой.

      Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь, оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не заметить также связи физического воспитания с эстетическим. Всё, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным.

      Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребёнка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет большое значение при проведении работы по развитию движений.

      В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку у детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, развиваются и закрепляются навыки самообслуживания.

      Решая задачи физического воспитания детей с ОВЗ, воспитатель должен осуществлять ежедневный контроль, принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведение занятий. Ничто не должно ускользать от внимания педагога. Самые незначительные отклонения в самочувствии ребёнка должны настораживать воспитателя. Нужно обязательно выяснить причину этого, если необходимо, привлечь врача или медицинскую сестру. Медработники, регулярно наблюдая за детьми, могут дать воспитателю ряд полезных советов на основе систематического контроля. Выясняя особенности физического развития и состояния здоровья детей, педагог знакомится с записями в медкартах, где наряду со сведениями об уровне физического развития отмечаются частые отклонения, а также указывается диагноз заболевания.

      Причины ослабленного физического состояния детей, кроме основного диагноза, могут быть различными. Частые простудные заболевания ослабляют организм ребёнка. В некоторых случаях повышенная нервозность детей отрицательно сказывается на их правильном физическом развитии. Такие дети плохо спят, неохотно едят, чрезмерно обидчивы и капризны. Они выделяются по общему признаку – ослабленность здоровья, но у каждого из них проявляются ещё и индивидуальные особенности.

      Приведём примеры характеристики таких детей и определения индивидуального подхода к ним.

      Дима Д. Основной диагноз – ДЦП. Болезненный мальчик, имеет недостаточный вес, апатичный, робкий, не проявляет инициативы. Ребёнок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача. Особенно нужно следить, чтобы он не переутомлялся. Мальчика необходимо привлекать к участию в жизни группы и проводить медицинские процедуры согласно диагнозу.

      Максим С. Основной диагноз – ДЦП (лёгкая степень). Самый младший в группе; жизнерадостный, достаточно подвижный. У него плохой сон из-за повышенной возбудимости. Эти особенности требуют привлечения его к спокойным занятиям.

      Андрей Ф. Основной диагноз – последствия черепно-мозговой травмы. Весёлый, упитанный, производит впечатление вполне здорового ребёнка, но быстро утомляется, ему требуется частый отдых. В трёхлетнем возрасте было обострение туберкулёзной интоксикации. Для него совершенно необходимы водные медицинские процедуры. Воспитательную работу следует проводить в тесном контакте с семьёй.

      Часто можно увидеть детей, которые со скучным видом сидят за едой. Их сверстники уже закончили кушать, вышли из-за стола, занялись своими любимыми делами, играют, рассматривают книги и т. д. Воспитатель ежеминутно напоминает оставшимся за столом, что пора заканчивать еду, но они продолжают медленно жевать, подолгу держа пищу во рту. Здесь важно установить причину плохого аппетита. Он может быть вызван заболеванием органов пищеварения, наличием гельминтов, и определить это может только врач. Однако чаще плохой аппетит является следствием неправильного режима питания. Многие родители уверены, что главное – накормить ребёнка утром дома, и они заставляют съесть обильный завтрак. Естественно, ребёнок, придя в учреждение (детский сад, реабилитационный центр и др.) не может справиться со своей порцией, у него возникает отвращение к еде. Также вредно перекармливать ребёнка на ночь, злоупотребление сладким и т. д. Совершенно очевидно, что необходим тесный контакт с семьёй в организации питания детей. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями, консультации. Их советы и рекомендации, чтение соответствующей литературы помогут родителям убедиться в значении нормального режима питания и правильного рациона.

      У некоторых детей долгое сидение за столом имеет тесную связь с их общей медлительностью. В таких случаях преодолеть медлительность помогают интересные трудовые поручения, которые ребёнок должен выполнить после завтрака (обеда, ужина), предстоящая экскурсия, игра, заинтересовавшие его систематические наблюдения.

      Оправдывают себя такие подходы к детям с пониженным аппетитом: им дают несколько уменьшенные порции, сажают рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд (винегрета, салата, печенья). Используя возрастные особенности детей, их эмоциональность, тяготение ко всему необычному, можно придумать обыденным блюдам такие сказочные названия, ка «заячьи блины», «лисичкин суп», «белочкина каша».

      Для сохранения и улучшения аппетита у детей необходимо стремиться к тому, чтобы пища была разнообразной и вкусной. Большое значение имеет также и соответствующая обстановка: чистота, красивая сервировка стола, раскладка пищи. Между I и II блюдами не должно быть больших перерывов. За столом необходимо поддерживать у детей хорошее настроение, но нельзя допускать громких разговоров и смеха, не следует делать им беспрерывные замечания, повышать голос, проявлять нетерпение, заставлять ребёнка есть насильно.

      Изучение индивидуальных особенностей детей с ОВЗ требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью необходимо вести дневник, записывая особенности поведения воспитанников, делая периодические краткие обобщения результатов наблюдений.

      Е. А. Аркин подчёркивал важность «интимного контакта» при изучении ребёнка. Под этим термином надо понимать установление таких отношений, при которых ребёнок видит глубокий интерес взрослого к нему, чувствует, что его переживания находят искренний, живой отклик. Только установив доверительные отношения с ребёнком, педагог может понять особенности его психики, установить причину отрицательных черт характера. И тогда, искореняя именно эту причину, он может воздействовать на ребёнка, изменяя его характер в лучшую сторону. Е. А. Аркин отмечал, что часто «за несносным поведением (грубостью, недисциплинированностью, озлобленностью) таится отсутствие каких-то «психических витаминов», неудовлетворённая потребность во внимании, ласке». Когда эта потребность удовлетворялась, наступало чудесное изменение в личности ребёнка. Таким образом, «психические витамины» крайне необходимы в осуществлении индивидуального подхода в реабилитации детей с ОВЗ. Радостная и содержательная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействуют укреплению их здоровья.

      Особого внимания требуют дети с ОВЗ с явными физическими недостатками. Они остро чувствуют свою неполноценность, часто не уверены в себе, держатся замкнуто. У них проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях – озлобленность. Тёплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить всё хорошее, что заложено в нём от природы, но без помощи взрослого не проявлялись.

      Индивидуальные особенности ребёнка связаны с типом его нервной деятельности, являющимися наследственными. Академик И. П. Павлов в своём учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

- силу возбуждения и торможения;

- уравновешенность или неуравновешенность этих процессов;

- их подвижность.

      На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности (темперамента): холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. В процессе осуществления индивидуального подхода важно выявить тип темперамента каждого ребёнка для эффективной работы с ним.

      Для ребёнка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением, не соизмеряя силы, но часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Поэтому у такого ребёнка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнения заданий, требовать доводить дело до конца. На занятиях следует направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задачи, умело опираться на их интересы.

      Дети сангвинического темперамента деятельны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности этих детей отчётливо проявляются при поступлении в детское учреждение: они жизнерадостны, сразу находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни, с большим интересом и активно участвую в занятиях, играх.

      Дети-флегматики спокойны, терпеливы, полученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, ленью, безынициативностью. Нужно очень внимательно изучить эти особенности ребёнка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдением коллег и членов семьи ребёнка.

      Дети-меланхолики необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детское учреждение они долго не могут привыкнуть к новой обстановке, тоскуют, грустят. Этот период бывает настолько длительным, что некоторые воспитатели начинают сомневаться, удастся ли сделать такие непривычные для ребёнка условия близкими ему. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребёнка: он теряет в весе, у него нарушаются аппетит и сон. Не только воспитатели, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них как можно больше положительных эмоций, способствующих их адаптации.

      Свойства нервной системы каждого ребёнка не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (между сангвиником и флегматиком, меланхоликом и флегматиком, холериком и меланхоликом).

      До сих пор бытует мнение, что ребёнок со слабым типом высшей нервной деятельности должен вызывать тревогу и опасение. Такие особенности этого типа, как высокая чувствительность, впечатлительность, дружелюбие к окружающим, являются, безусловно, положительными качествами личности. Но индивидуальные особенности ребёнка, вызванные неуравновешенным состояние нервной системы, требуют более внимательного отношения к нему. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приёмы, но есть и некоторые общие правила.

      Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с таким детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Для них чрезвычайно важен твёрдый режим, по которому довольно много времени отводится сну и отдыху. Безразличных и вялых детей нужно приобщать к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.

      В качестве методов определения темпераментов детей с ОВЗ можно использовать беседу, наблюдения в различных видах деятельности. Кроме того, проводить специальные игры: «Верёвочка» - в целях выявления скорости движения и силы реакции; «Так можно, так нельзя» - для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» - для выявления выдержки и торможения. Чтение сказки (печальной и весёлой) помогает выявить эмоциональность детей.

      Для изучения и составления характеристики детей используются различные приёмы и методы. В качестве примера можно привести такую характеристику.

      Родион П. Основной диагноз – ДЦП, небольшие отклонения в физическом развитии. Семья состоит из четырёх человек (мама, папа, сам мальчик и младшая сестра). Семья оказывает положительное воспитательное влияние. Мальчик дисциплинирован, поведение дома и в реабилитационном центре одинаковое. Любит точность если даст слово, то обязательно его сдержит. Переживает, если ему в силу определённых обстоятельств приходится изменить данному слову. Начатое дело доводит до конца, во всём старается быть самостоятельным. Очень общителен, со всеми дружит, с детьми сходится быстро и легко. Любит делиться своими мыслями, переживаниями, отзывчивый и чуткий, всем старается помочь. Настроение почти всегда хорошее. Впечатлителен, переживает за героев сказок и рассказов, но вначале должен выяснить, кто хороший, а кто плохой. После неудачи довольно скоро успокаивается. Хорошо распределено внимание. Движения в среднем темпе. Нельзя его назвать трусом, но в отношении смелости тоже ограничен, не любит незнакомых мест. Довольно скоро переключается на новую ситуацию в игре, в физических упражнениях; проявляет терпение в игре, где нужно подождать. Засыпает и просыпается быстро и так же быстро переходит от состояния покоя к активной деятельности, и наоборот. Не любит никаких медицинских процедур. Это объясняется тем, что ему часто приходилось лежать в больнице, о чём у него остались неприятные воспоминания. Любит музыку, лепить, рисовать. На основе наблюдений и проведения экспериментальной работы делается вывод, что в основе темперамента мальчика – сильный, подвижный, уравновешенный тип, но темперамент сангво-флегматический (в сторону сангвиника).

      В заключении следует отметить, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка с ОВЗ при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе как непрерывный, чётко организованный процесс. Приёмы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала те, которые наиболее действенны и эффективны в каждой конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Продолжение следует…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход ...

Статья на тему "Индивидуальный подход к каждому ребёнку в процессе обучения".

Как Вы думаете, существуют ли двое, абсолютно идентичных, детей, которые могли бы учиться, развиваться одинаково и имели бы похожие способности? Ответ очевиден. Дети, вырастая в одной семье, могут быт...

Индивидуальный подход в процессе обучения дошкольников(английскому).

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица....

Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.

Сообщение на семинаре –практикуме   «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...