Инклюзивное образование в ДОУ: проблемы и их решение
материал по коррекционной педагогике

Бушаева Марина Вячеславовна

Инклюзивное образование  в ДОУ: проблемы и их решение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_publichnoe_vystuplenie_.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование  в ДОУ: проблемы и их решение

Дошкольное  образование является первой ступенью непрерывного образования, на которой  закладываются основы социальной личности.  За последние годы оно претерпело серьезные изменения, которые  привели к адекватному реагированию на многообразие образовательных потребностей общества, родителей, а главное - ребенка. Сегодня не только значительно увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений и  образовательных программ, реализуемых в них, но  появились новые виды ДОУ.

          Тем не менее,  мы не можем сегодня не отметить   проблемы,  существующие в ДОУ. Среди  них я особо хочу  выделить   проблему инклюзивного образования, т.е. проблему обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых  образовательных потребностей  и индивидуальных возможностей. Важность этой проблемы я могу объяснить   не только ежегодным увеличением количества детей с ОВЗ, но и  необходимостью  обеспечить реализацию их права,  как  того требует Конституция РФ и  Федеральный  Закон  «Об образовании в  Российской Федерации» № 273 – ФЗ.

Несмотря на ряд мер,  принятых в нашей стране для   решения данной проблемы,   некоторые вопросы остаются нерешенными.  

Причины   заключаются не только в дефиците  кадров воспитателей и специалистов, уровне их подготовки к  работе с данной категорией детей.

Среди причин  необходимо отметить  следующие:

•        отсутствие единой системы раннего выявления отклонений  в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

•        не разработанность  в полной мере  нормативно  - правового поля  по инклюзивному образованию  дошкольников   и критериев качества инклюзивного образования;

•        недостаточная обеспеченность  учебно - методическими  пособиями, программами для работы с данной категорией детей;

•        недостаток ресурсов для  создания без барьерной среды, материально-технической базы для организации образовательной деятельности;

•        трудности социально-психологической адаптации самих детей  с

ОВЗ.

Особо хочу отметить наличие  психологических «барьеров» в обществе: неадекватное восприятие  (или скорее неприятие) нормально развивающимися  детьми, их родителями детей с ОВЗ; отсюда нежелание части родителей обучать своих детей вместе с такими детьми.

Я могу говорить сегодня  об этих  проблемах, т. к. третий год работаю группе  для детей с ОВЗ в и уверена: нет нерешаемых проблем.

В соответствии с задачами из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан Федеральный национальный проект «Образование». Он не предусматривает отдельного проекта по дошкольному образованию, тем не менее,  мы можем найти в нем ориентиры по решению нашей проблемы. Отметим, что одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является создание условий, в которых «нашим детям и нам (педагогам) будет комфортно развиваться».

 Эти направления развития образования, включают в себя следующее:

        обновление  содержания образования,

        создание необходимой современной инфраструктуры,

        подготовка соответствующих профессиональных кадров, их

переподготовка и повышение квалификации,

        создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Все  они соотносятся  с   механизмом  решения проблем  инклюзивного

образования дошкольников.

Наиболее актуальными для системы дошкольного  ( в т.ч . и инклюзивного) образования, на мой взгляд,  являются проекты:

1.        «Поддержка семей, имеющих детей»,  задача которого - «создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье».

2.        «Успех каждого ребенка», направленный на «формирование

«эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей…»;

3.        «Цифровая образовательная среда»  - нацелен на «создание

 современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

4.        «Новые возможности для каждого» - задача данного проекта:

«формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки…».

Как решается  проблема  инклюзивного образованием нашим педагогическим коллективом?

1.        Разработаны  локальные нормативные акты, обеспечивающие

 организацию, координацию и контроль  деятельности структурных подразделений, сотрудников детского сада.

2.        Разработана  и реализуется адаптированная  основная

 общеобразовательная программа для детей ЗПР.

3.        Реализован комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами новых профессиональных  компетенций   по проблемам инклюзивного образования.

4.        Создана    безбарьерная  и развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ.

5.        Создан консультационный центр для родителей.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями  требует  от воспитателя деликатного и гибкого подхода. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет с ним, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Слова, написанные Л.Н. Толстым более века назад, как нельзя лучше помогают понять смысл работы воспитателя детского сада  в  группе детей с ОВЗ сегодня.

 Это означает: система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

«Инклюзивное образование: проблемы и решения»

Данная работа была написанна как зачетная к курсам повышения квалификации по теме: «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях  реализации ФГОС» (72 часа)...

«Инклюзивное образование –проблемы и пути решения».

Инклюзивная прктика -пути и решение проблемы...

Инклюзивное образование и проблемы его реализации

В статье изложен материал, помогающий понять, какие трудности и проблемы возникают при организации инклюзивного образования как вшколе, так и в дошкольном звене....

Семинар «ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

laquo;ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...

Повышение качества образования дошкольников: проблемы и пути решения

   На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем...