Инклюзивное образование и проблемы его реализации
статья по коррекционной педагогике на тему

Дубровская Светлана Николаевна

В статье изложен материал, помогающий понять, какие трудности и проблемы возникают при организации инклюзивного образования как вшколе, так и в дошкольном звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ   ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

        Наш постоянно меняющийся мир требует изменений и от такой достаточно консервативной отрасли как образование.  Происходящие в последнее время  изменения, в нашей стране  да и во всем мире (экономические реформы, рост количества мигрантов,  ухудшение экологии и прочие), приводят к тому, что мы имеем все большее количество людей, отличающихся от нас, в силу проблем со здоровьем, незнания базового языка страны проживания и,  испытывающих большие трудности при обучении.

        Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов  в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого  отдельного человека, обеспечения гарантий безопасности и равноправия каждого.

        В основе инклюзивного образования лежит идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая Д.А Медведевым: « Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

        1 сентября 2013 года был принят Закон «Об образовании в РФ».

Согласно закону, инклюзивное образование  - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом им должна быть организована специализированная помощь.

17 октября 2013 года Министерством образования и науки РФ был издан приказ

 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  Стандарт направлен на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.5.2).

В стандарте говорится о необходимости учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяются особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ДО, п. 1.3.1).

Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,  независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей,  в том числе ограниченных возможностей здоровья (ФГОС ДО, п.1.6.2).

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 1.7.6).

Инклюзивное образование, безусловно, прогрессивный способ обучения, который дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал. В условиях инклюзивного образования нормативно-развивающиеся дети должны вырасти  толерантными, общительными, милосердными, менее тревожными и агрессивными. Семьи,  воспитывающие детей-инвалидов,  перестают быть изолированной социальной группой.

Принципы, на которых базируется инклюзивное образование.

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть успешным;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Все люди нуждаются друг в друге.

Система инклюзивного образования только начинает свое развитие в нашей стране, при этом уже сейчас можно выделить проблемы, возникшие на пути ее реализации.

1.  Отсутствие правовой и нормативной базы.

2. Отсутствие четких лицензионных и аккредитационных требований к созданию специальной образовательной среды в массовых учреждениях, реализующих инклюзивные программы.

3. Отсутствие должного финансирования.

4. Сокращение хорошо оборудованных для нужд детей-инвалидов и детей с ОВЗ объектов (школ, детских садов) системы специального образования, пригодных для решения проблем инклюзивного образования.

5.  Перевод детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, не подготовленную для данной работы.

6.  Утрата уникального кадрового и методического потенциала, созданного на протяжении десятилетий в образовательных учреждениях компенсирующей направленности. В результате бездумной оптимизации – массовое сокращение педагогов-дефектологов, сурдо-тифло-педагогов, логопедов и психологов.

7. Отсутствие критериев отбора (показаний и противопоказаний) для включения в инклюзивное образование и критериев успешности качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

8.  Отсутствие научных разработок, апробированных и утвержденных примерных программ обучения и воспитания детей в условиях инклюзии.

9. Несоблюдение на практике принципа добровольности при переходе из специального в инклюзивное образование и обратно.

10. Отсутствие необходимого количества ставок специальных педагогов и психологов в инклюзивных образовательных учреждениях и отнесение расходов на коррекционную работу и специальное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей на бюджет семьи.

11. Перенесение расходов, затрачиваемых на детей в специальных коррекционных учреждениях во вторую половину дня, на бюджет семьи.

12. Игнорирование значимости специальной компетентности педагога, осуществляющего инклюзивное образование; незначительность средств на его переобучение и повышение материальной заинтересованности в условиях реализации данной программы.

13. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов массовых школ и детских садов, приводящая к снижению качества образования не только детей с ОВЗ, но и детей, не имеющих проблем в развитии.

14. Из-за высокой численности детей в классах и группах, полное отсутствие  индивидуального подхода к ребенку.

15. Отсутствие мотивации у педагогов к работе в инклюзивных группах и классах.

        На мой взгляд,  указанные проблемы в оказании специальной помощи уже в ближайшее время неизбежно приведут к снижению качества образования и затруднениям в последующей социально-трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

        Так же можно утверждать и то, что развитие инклюзивных процессов по существующему сценарию, вероятнее всего, приведет к дискредитации самой идеи инклюзивного образования.

        И все-таки,  на сегодняшний день дети, имеющие трудности обучения ежедневно попадают в группы и классы,  в которых работают педагоги, не имеющие специальных знаний по коррекционной специальной педагогике и психологии, не имеющие опыта работы с такими детьми.  После «удачно» проведенной оптимизации во многих образовательных учреждениях не осталось специалистов, способных оказать им хоть какую-то профессиональную помощь.

Следовательно,  пребывание таких детей в массовых группах и классах становится настоящим испытанием,  как для педагога, так и для всех без исключения  детей.

        Чтобы внести хоть какую-то ясность в процесс общения с такими детьми и возможности их адаптации к социуму и обучению, необходимо знать какие дети чаще всего попадают в массовые школы и детские сады. То есть иметь представление о некоторых диагнозах.

1. Задержка речевого развития.

Ребенка с задержкой речевого развития можно определить в возрасте уже 2-3 лет.

Он малоактивен в речевом плане.

Самостоятельных высказываний нет. Преобладает указующий жест и некоторые звукоподражания. Иногда есть отдельные слова.

 Необходима консультация логопеда.

2. Задержка психоречевого развития.

К 3 годам ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь. Сам не пользуется фразовой речью. В речи присутствуют отдельные слова и звукоподражания. Не формируется грамматическое оформление речи. Общий интерес к речевой деятельности низкий.

Необходима консультация психолога, логопеда, психоневролога.

3. Тяжелое нарушение речи (ТНР).

Если у ребенка к 4 годам не появляется самостоятельная фраза, пусть даже аграмматичная, бедный словарный запас, большие трудности звукопроизношения (речь похожа на «птичий язык») – это явное свидетельство общего недоразвития речи.

Необходима консультация логопеда, психоневролога.

4. Задержка психического развития.

Сюда относят детей, у которых при достаточно сохранной речевой функции снижены познавательные интересы.  Высказывания их нелогичны, бессвязны. На занятиях они с трудом усваивают учебный материал. Часто гиперактивны или заторможены.

Необходима консультация психолога, психоневролога.

5.  Аутисты.

Эти дети не вступают в контакт. Погружены в собственный мир. Нередко даже взглядом не останавливаются ни на людях, ни на предметах.  Как правило, аутизм сопровождается отсутствием речи.

Необходима консультация психолога, логопеда, психоневролога.

6. Дети со снижением слуха.

 Эти дети имеют справку от врача и рекомендации по организации учебной деятельности ( 1 парта). Но иногда родители скрывают незначительную потерю слуха у своего ребенка. И только педагог сам замечает, что ребенок не отвечает на поставленные  вопросы, не собирается на прогулку, когда воспитатель просит об этом или внимательно смотрит в рот, считывая слова с губ.

Необходима консультация сурдопедагога, оториноларинголога.

7. Дети с нарушением  зрения.

Не всегда носят очки. Но при этом все, без исключения,  бывают неловки в моторной сфере, так как не видят окружающих их предметов, постоянно на что-то натыкаются, опрокидывают. На занятиях медленно и неверно выполняют задания. Требуют специальной организации учебного процесса (1 парта, посадка слева, справа ит.д.)

Необходима консультация тифлопедагога, окулиста.

8. Нередко в массовые образовательные учреждения попадают дети с умственной отсталостью.

Диагносцировать умственную отсталость в раннем возрасте достаточно сложно. Но к 5  годам опытный педагог может заметить существенное отставание от возрастных норм в развитии ребенка. У них плохо сформированы навыки самообслуживания, на занятиях не справляются с поставленными задачами во всех видах деятельности.  Часто эти дети страдают и речевым недоразвитием, что снижает возможности диагностики.

В любом случае таких детей направляют на консультацию к психологу, логопеду и психоневрологу.

9. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

До сегодняшнего дня дети с тяжелыми формами ДЦП не подлежали зачислению в массовые учебные заведения. Но даже легкая степень ДЦП с первых дней заметна педагогу. Ребенок плохо передвигается, имеет трудности не только в мелкой, но и в общей моторике, как правило, нарушена речь. Интеллектуально эти дети зачастую сохранны.

Они требуют в работе специалистов по ЛФК, психологов, логопедов.

        В свете реформы образования к педагогу в современном обществе предъявляются высокие требования. Профессиональный стандарт педагога подразумевает теперь знание не только физиологии, психологии, педагогики, но и знание анатомии человека, дефектологии, специальной психологии, специальной педагогики. Конечно, современный педагог должен быть универсальным. Но также надо признать, что возможности его  ограничены. Он может и должен быть компетентен в общих вопросах смежных дисциплин. Но глубокими профессиональными познаниями в той или иной области обладает только специалист психолог, логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог. Именно эти специалисты в тандеме с учителем,  воспитателем в обязательном содружестве с семьей должны профессионально и грамотно обеспечивать возможности инклюзивного образования.

        

        

        -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Проблемы внедрения инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпева...

Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования: факты, проблемы, условия реализации.

В современных условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, профессионального стандарта учителя возрастает значимость организа...

Сообщение «Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации в ДОУ»

Сообщение «Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации в ДОУ»                              ...