Реализация инклюзивного образования в дошкольной организации: проблемы, перспективы.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Живаева Евгения Александровна

Доклад для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rayon.docx18.74 КБ
Office presentation icon doklad_na_rayon.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация инклюзивного образования в дошкольной организации: проблемы, перспективы.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования  является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

 С 1 января 2014 года был введен в действие  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,   который  направлен  на  обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья,   в получении качественного дошкольного образования.

Поэтому, организация совместного образования и воспитания детей и детей с ограниченными возможностями здоровья , является актуальной и значимой проблемой на современном этапе развития образования.

В нашем дошкольном учреждении  первый опыт инклюзивного образования дошкольников относится к 2013 году, когда в группу со здоровыми сверстниками попали дети с нарушениями речи.

В связи с этим  на базе МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида Постановлением Главы Ардатовского муниципального района от 11.11.2013года была  создана муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) в группе комбинированной направленности».

Эксперимент проводился в подготовительной группе. Количество детей-24, из них 14 детей с нарушениями речи.

Готовых рецептов не было (опыта инклюзивного образования в России очень мало, только сейчас появилось это определение в Законе Об образовании и ФГОС дошкольного образования)  и находить их нужно было, только учитывая специфику своего учреждения.

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. Дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

 На данный момент в нашем детском саду кроме детей с нарушениями речи есть и 5 воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья с различными диагнозами: нарушение слуха, нарушением опорно-двигательного аппарата, органическое поражение головного мозга. Они воспитываются в группах общеразвивающей направленности, т.е. совместно со здоровыми детьми.

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, копию своего паспорта и свидетельства о рождении ребёнка и медицинскую карту по форме 286-у. Желательно перед этим получить специальную программу реабилитации ребёнка-инвалида, которую выдают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и наши педагоги уделяют им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

Именно в дошкольных учреждениях комбинированного вида имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса. При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты, : наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением.

В нашем детском саду у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных  видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОУ является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

         В нашем детском саду  есть  возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно, благодаря наличию необходимых специалистов( логопед-олигофренопедагог, психолог, медсестра, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель)  и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностические выходы в группы для детей раннего возраста.

Важным является и то, что вся развивающая среда детского сада  направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.  Так, например, наличие во всех группах детского сада разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды  позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Важным является и то, что вся развивающая среда ДОУ направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах детского сада разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды ДОУ позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Таким образом, на примере нашего детского сада,  перечислены и кратко охарактеризованы некоторые преимущества дошкольных учреждений комбинированного вида в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования в отечественную систему образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Как правило, объем подгрупповых занятий составляет 1–2 занятия в неделю. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с логопедом и психологом: по 4 и 2 часа в неделю соответственно. Мы используем типовые методики и образовательные программы, рекомендованные к реализации в специализированных ДОУ, ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Специальных программ работы в детском саду с детьми с синдромом Дауна не разработано. Наиболее активно инклюзия осуществляется в отношении дошкольников с нарушениями речи – они составляют самую массовую категорию детей с ОГРАНИЧЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, охваченных инклюзивными формами дошкольного воспитания.  Нагрузка на специалистов дошкольных учреждений, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации «особых» детей, так и по причине малого числа специалистов.

Кроме того, в детском садк практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.

Родители становятся активными участниками и партнерами педагогических работников в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом этапе образовательного процесса. Надо отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогом, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга.

Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования в нашей дошкольной организации, можно считать высказывание мамы, воспитанника группы: «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных… ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация инклюзивного образования в дошкольной организации: проблемы, перспективы.» Учитель-логопед МБДОУ д/с «Теремок» Живаева Е.А.

Слайд 2

Пусть нет у меня ног, Но чувства же остались, Я видеть не могу, Но думаю все время, Не слышу я совсем, Но я хочу общаться, Так почему же люди Не видят моей пользы, Не знают моих мыслей, Общаться не хотят. Ведь я способна думать, Совсем как остальные, О том, что окружает Меня и всех других. Корали Северс, 14 лет, Соединенное Королевство.

Слайд 3

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Ст.2, п.27))

Слайд 4

Муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи) в группе комбинированной направленности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...

Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)

Описан практический опыт системы работы дошкольной организации по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья....

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Анкета для родителей о реализации инклюзивного образования в общеобразовательной организации

Анкета для родителейо реализации инклюзивного образованияв общеобразовательной организации...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

Особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста

Особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста...

Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....