Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
консультация (средняя группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

     Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации. Это закреплено в нормативно-правовых документах федерального, регионального и локального уровня. При реализации инклюзивной практики дошкольная образовательная организация (далее ДОО) сталкивается с различными трудностями, и наше исследование направленно на их выявление и систематизацию. В нашем исследовании намеренно используется термин «трудности», хотя в литературе встречаются и другие термины: «проблемы»», «барьеры», «риски». Несмотря на их смысловую близость различие кроется в масштабности и уровне реализации образовательной инклюзии. Считаем, что наиболее корректно говорить о трудностях относительно конкретной образовательной организации, а о проблемах, барьерах, рисках — относительно инклюзивного образования в целом.

«Особенности общения детей с ограниченными возможностями»

Одной из проблем детей с ограниченными возможностями, которые испытывают в социуме,  является общение со сверстниками. Из-за своих физиологических и психических особенностей они часто находятся в зоне отверженных. У детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их  общение чаще  заключается в доказательстве своего равенства и в защите своего я.  Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости. Дети  не участвуют в общих играх, боятся проявлять себя, избегают общения со сверстниками.  Они сосредоточены на своем я, которое замкнуто на своих  недостатках и ведут чаще обособлено от других.

Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.

В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Для ребенка с ограниченными возможностями делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.

Проблема уверенного поведения важна для детей с ограниченными возможностями. Ребенок, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реагирует при задевающем и провоцирующем общении, умеет располагать к себе людей, способен оказывать другим поддержку и слаженно работать в команде.

Поэтому становится абсолютно ясно, что необходимо развивать коммуникативные навыки у детей, формировать адекватную самооценку, развивать межличностную чувствительность, как условие для полноценного продуктивного взаимодействия ребенка со  сверстниками в практической деятельности и личностном взаимодействии.

Способы решения конфликтов между детьми

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны взрослого все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ребенок сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог взрослого с ребенком. Ребенка хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае взрослый может попробовать исправить ситуацию, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Памятка для родителей

  • Не будьте слишком критичны по отношению к тому с кем общается Ваш ребенок.
  • Чтобы у ребенка появились друзья ему нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо уметь. В этой связи, говорите ребенку, чтобы он не был критичен, мнителен, угрюм и подозрителен. Поясняйте ребенку, если он будет всегда энергичен, в меру открыт, спокоен – он будет привлекательным для окружающих.
  • Держите себя так, ведите себя так, чтобы ребенок всегда  имел основание относиться к Вам с уважением, видел в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь никогда не думать дурно ребенке и его друзьях.. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
  • Стройте своё отношение и общение с ребенком “на равных”, не задевайте того, что ребенку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его друзья, его идеалы и ценности.
  • Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
  • Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

      Определили девять групп трудностей, с которыми может столкнуться коллектив инклюзивной дошкольной образовательной организации:

     Нормативно-правовое трудности:

 − необходимость уточнения понятийного аппарата;

− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательного учреждения и родителей;

 − невозможность получения персональных данных физических лиц из иных органов власти и организаций без согласия на это субъекта персональных данных.

      Финансовые трудности:

 − отсутствие дополнительного финансирования, позволяющего привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение;

− недостаточность заработной платы молодых специалистов и опытных сотрудников, что не позволяет компенсировать их физические и эмоциональные затраты.

     Психолого-педагогические трудности:

 − психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ;

 − психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках;

− психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

− психолого-педагогическая неготовность нормально развивающихся детей адекватно воспринимать и взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ;

− трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в группе нормально развивающихся детей;

 − сокрытие родителями от администрации детских садов наличия инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в детском саду или общественных проявлений к особому ребенку.

      Кадровые трудности :

− нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, специальных психологов);

− отсутствие ставок тьюторов, техника по обслуживанию специального оборудования и т. п.;

 − отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса;

 − недостаток знаний, методов, приемов, соответствующей подготовки для работы с ребёнком в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы;

− затруднения педагогов в навыке дифференциации учебных планов, программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения;

 − несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ.

     Материально-технические трудности:

 − отсутствие специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий;

 − нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями.

     Трудности организация развивающей предметно-пространственной среды:

− неадаптированность архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений;

 − необорудованность кабинета лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами;

 − недоступность культурно-досуговых учреждений;

− отсутствие развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых и т. д.).       Методические трудности:

− необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой;

 − отсутствие специальных развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ.

     Организационные трудности:

 − отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы;

 − отсутствие или формальная работа внутренних консилиумов;

 − сокращение коррекционных групп в ДОО;

− неактивное психолого-педагогическое сопровождении детей;

 − отсутствие объективной и полной диагностики психического развития ребенка в детских поликлиниках.

     

Информационные трудности :

− отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения всего населения;

 − неразработанность системы специального просвещения и обучения родителей.

      Внедрение инклюзивной практики в систему российского образования оказалось слишком стремительным. Возник целый комплекс вопросов, требующих решения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, WEB-НАВИГАТОР КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАННИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье описывается актуальная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и воспитанниками. Представлены способы работы в облачной системе и описаны такие формы д...