Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
статья по логопедии по теме

Инклюзивное образованиеэто такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. [1]

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику. Ежегодно в дошкольном учреждении дети четырёх-пятилетнего возраста проходят психолого-логопедическую диагностику для своевременного выявления нарушений в формировании высших психических функций, что позволяет вовремя скоррегировать имеющийся дефект развития. По результатам диагностики дети с отклонениями в речевом и(или) психическом развитии в сопровождении родителей направляются на городскую ПМПК. Специалисты городской ПМПК дают родителям рекомендации о перспективах дальнейшего обучения и воспитания их ребёнка. За родителями остаётся право выбора дошкольного учреждения, которое будет посещать их ребёнок. Для дальнейшее сопровождение ребёнка с ОВЗ собирается ПМП консилиум того образовательного учреждения, которое выбрали родители ребёнка. В его состав входят координатор по инклюзии, педагог-психолог, учитель-логопед, соц. педагог, воспитатели, медсестра. Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребёнка и даёт прогноз его возможностей в плане развития, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специализацией. Тип отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определение направлений психологической коррекционной работы, её последовательности и тактики определяет педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется учителем-логопедом, который определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям ребёнка в рамках данного вида дошкольного образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков оценивается воспитателем. Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится ребёнок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивает социальный педагог.

После оценки психофизического ребёнка ПМП консилиум решает следующие задачи:

  1. Разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута.

  2. Динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.

  3. Моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий.

  4. Изменение , при согласии родителей, образовательной траекториии ребёнка с ОВЗ (изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребёнка в среде сверстинков и т.п.);

  5. Координация взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения по организации инклюзивной практики;

  6. При выявлении изменений психофизического и соматического состояний - направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

На период реализации индивидуального образовательного маршрута назначается ведущий специалистлогопед. Он отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на городскую ПМПК, ведёт координацию всех специалистов, проводит работу с родителями. Также проводится работа с родителями нормативных детей с целью убеждения их в том, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает включение ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников через сопровождающих его взрослых (воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.) Педагоги должны руководствоваться тем, что разработка индивидуального образовательного маршрута, прежде всего, направлена на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли. Задачи индивидуальной программы развития решаются на индивидуальных занятиях с ребенком и частично на групповых. В течение недели задания отрабатываются в комплексе всеми специалистами образовательного учреждения и дома с родителями. Каждый квартал подводятся итоги работы, ставятся новые цели и задачи.

В заключении необходимо отметить, что инклюзивное образование протекает успешно при следующих условиях:

  1. Наличие лидера, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду.

  2. Подготовленная среда. Она должна быть доступной и развивающей.

  1. Должна быть хорошо обученная междисциплинарная команда специалистов.

  2. Адекватное нормативно-правовое обеспечение на государственном уровне.

  1. Учреждение, реализующее инклюзивное образование должно стать открытой системой взаимодействия с социумом.

  2. Методическое обеспечение, т.е. адаптация программ, их постоянная доработка с учетом последних достижений.

Таким образом, одной из ключевых задач успешной реализации инклюзивного образования является подготовка специалистов для психолого-педагогического сопровождения, обучения и воспитания детей с ОВЗ.


 

Литература:

  1. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

 Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. [1] 

 На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную  практику. Ежегодно в дошкольном учреждении дети четырёх-пятилетнего возраста проходят психолого-логопедическую диагностику для своевременного выявления нарушений в формировании высших психических функций, что позволяет вовремя скоррегировать имеющийся дефект развития. По результатам диагностики дети с отклонениями в речевом и(или) психическом развитии в сопровождении родителей направляются на городскую ПМПК. Специалисты городской ПМПК дают родителям  рекомендации о перспективах дальнейшего обучения и воспитания их ребёнка. За родителями остаётся право выбора дошкольного учреждения, которое будет посещать их ребёнок. Для дальнейшее сопровождение ребёнка с ОВЗ собирается ПМП консилиум того образовательного учреждения, которое выбрали родители ребёнка.  В его состав входят координатор по инклюзии, педагог-психолог, учитель-логопед, соц. педагог, воспитатели, медсестра. Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребёнка и даёт прогноз его возможностей в плане развития, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специализацией. Тип отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определение направлений психологической коррекционной работы, её последовательности и тактики определяет педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется учителем-логопедом, который определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям ребёнка в рамках данного вида дошкольного образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков оценивается воспитателем. Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится ребёнок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивает социальный педагог.

После оценки психофизического ребёнка  ПМП консилиум решает следующие задачи:

  1. Разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута.
  2. Динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.
  3. Моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий.
  4. Изменение , при согласии родителей, образовательной траекториии ребёнка с ОВЗ (изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребёнка в среде сверстинков и т.п.);
  5. Координация взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения по организации инклюзивной практики;
  6.  При выявлении изменений психофизического   и соматического состояний -  направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

На период реализации индивидуального образовательного маршрута назначается ведущий специалист — логопед. Он отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на городскую ПМПК, ведёт координацию всех специалистов, проводит работу с родителями.  Также проводится работа с родителями нормативных детей с целью убеждения их в том, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает включение ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников через сопровождающих его взрослых (воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.)  Педагоги должны руководствоваться тем, что разработка индивидуального образовательного маршрута, прежде всего, направлена на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли. Задачи индивидуальной программы развития решаются на индивидуальных занятиях с ребенком и частично на групповых. В течение недели задания отрабатываются в комплексе всеми специалистами образовательного учреждения и дома с родителями. Каждый квартал подводятся итоги работы, ставятся новые цели и задачи.

В заключении необходимо отметить, что инклюзивное  образование протекает успешно при следующих условиях:

  1. Наличие лидера, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду.
  2.  Подготовленная среда. Она должна быть доступной и развивающей.
  1.  Должна быть хорошо обученная междисциплинарная команда специалистов.
  2.  Адекватное нормативно-правовое обеспечение на государственном уровне.
  1. Учреждение, реализующее инклюзивное образование должно  стать открытой системой взаимодействия с социумом.
  2.  Методическое обеспечение, т.е. адаптация программ, их постоянная доработка с учетом последних достижений.

Таким образом, одной из ключевых задач успешной реализации инклюзивного образования является подготовка специалистов для психолого-педагогического сопровождения, обучения и воспитания детей с ОВЗ. 

Литература:

  1. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010.
  2. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.- М.: Владос, 2011.
  4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Основная задача состоит в том,чтобы педагоги в таких группах научили детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей....

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

В данном материале содержится следующая информация:Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Варианты комплекто...

Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях

Предлагаю вам теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической взаимоадаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и д...

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования

 У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности.  И то, что все занятия проходят в игровой форме, зачастую не дают тот результат...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....