«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
консультация на тему

Белозерова Людмила Петровна

В данном материале содержится следующая информация:

Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»

Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 

Варианты комплектования групп при инклюзивной форме обучения

Принципы организации инклюзивной практики в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Журавушка»

города Ставрополя

 «Психолого-педагогическое сопровождение  инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Педагог-психолог:

Белозерова Л.П.

г. Ставрополь

Закон об инклюзивном  образовании принят 01.09.2013года

Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»:

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Статьи Федерального закона «Об образовании»:

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Обучающимся предоставляются академические права на:

- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

Возможные варианты комплектования групп при инклюзивной форме обучения:

  • до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • старше 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
  • 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Переход к системе инклюзивного образования должен осуществляться через:

  • разработку инклюзивной политики;
  • развитие инклюзивной практики;
  • создание инклюзивной культуры.

Способы интеграции:

  • Интернальный способ интеграции - объединение детей с различными нарушениями психофизического развития внутри системы специального (коррекционного) образования.
  • Экстернальный способ интеграции - слияние систем общего и специального образования, включения детей с ограниченными возможностями здоровья в группы, классы образовательных учреждений общего типа.

Модели интеграции (Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д.):

  • Постоянная полная интеграция.
  • Постоянная неполная интеграция.
  • Постоянная частичная интеграция
  • Систематическая временная интеграция.
  • Эпизодическая интеграция.

Принципы организации инклюзивной практики в ДОУ:

  • принцип индивидуального подхода.
  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
  • принцип социального взаимодействия.
  • принцип междисциплинарного подхода.
  • принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Цель психолого-педагогического сопровождения состоит в создании «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» и заключается в активном направленном воздействии педагога-психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.

Показатели результативности деятельности образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику:

  • успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ;
  • удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
  • повышение числа выпускников с ОВЗ, продолживших индивидуальный образовательный маршрут в общеобразовательной или специальной (коррекционной) школе;
  • повышение квалификации сотрудников ДОУ по программам, содержание которых отражает методы, приемы, формы работы с детьми в условиях инклюзивной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения

Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Значимость психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности дошкольного учреждения.

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и к...

Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей в дошкольном учреждении

В данной статье раскрывается опыт организации клубной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской  Республики  с целью поддержки одиноких матерей ...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»

             Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества н...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

 Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализаци...