Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения
    методическая разработка по теме

     

     

     

     

     

     

    «Психолого-педагогическое сопровождение 
семьи в условиях 
дошкольного учрждения"

     

     

     

    image

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Условие возникновения, становления опыта

     При выборе детского сада современные родители интересуются, есть ли  в учреждении  специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, так как  в последнее время увеличивается число детей, имеющие различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  В нашем ДОУ созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения семьи.

    image Детский сад расположен в экологически чистом микрорайоне в парковой зоне,  с развитой инфраструктурой.  Рядом  с детским садом расположены социально значимые объекты: детский сад «Снежинка», средняя школа №2, магазин «Тройка». Дошкольное учреждение  окружает  частный сектор, недалеко находится речка.

    Детский коллектив дошкольного учреждения

    Дети среднего, старшего дошкольного возраста знают имена и отчества окружающих взрослых, при обращении спокойно выражают свои желания, просьбы. В своей речи употребляют вежливые слова. Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся к взрослым и  их труду. С удовольствием выполняют различные поручения.

     Ребята очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.

    Атмосфера в группах доброжелательная, непринуждённая, дети чувствуют себя комфортно.

    imageДетский коллектив  подвижный, эмоциональный, любознательный. В процессе общения могут управлять своим поведением, контролируют свою речь и поступки. Друг к другу дети относятся с уважением.  Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. Легко устанавливают контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. В группах есть лидеры, они лидируют не только в игровой деятельности, но и в образовательной. 

    Дети групп знают и соблюдают правила детского сада.   Адекватно  реагируют на нарушения порядка в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, разговаривают негромко, не привлекают к себе внимания.    Поведение в группе при наличии воспитателя и во время его отсутствия удовлетворительное. Двигательная активность у детей повышена.

    Взаимоотношения положительные. Наличие изолированных детей нет.    Преобладает устойчивость личностных отношений между детьми.

           

    Социальная характеристика семей посещающих детский сад представлены в виде диаграммы.

    Диаграмма 1.

     

    image

     

    Данные диаграммы показывают, что 31% семей посещающих дошкольное учреждение – неполные, 10% - малоимущие, 3% - безработные, 12% - многодетные. Данные о семьях позволят скорректировать дальнейшую работу по взаимодействию ДОУ и семьи.

    Актуальность опыта

    В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие службы психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе;  между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

    Ведущая педагогическая идея опыта

    imageДля решения противоречий была организована служба психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении.  Ведущая цель нашей службы в работе с родителями - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях,   понять индивидуальные особенности,  развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.

    Длительность работы над опытом (2009-2011гг).

     Совместную работу с семьёй мы разделили на 3 этапа: организационно- диагностический, совместный и этап совершенствования (Приложение 1). На основании анкетных данных мы создаём банк данных семей, о неорганизованных детях и будущих воспитанников. Корректируем план работы службы с семьёй, намечаем новые задачи, цели.

    Диапазон опыта

    Так как наш детский сад не большой, для вовлечения родителей в образовательное пространство мы выбрали традиционные и нетрадиционные формы работы с ними. На организационно-диагностическом этапе мы проводим анкетирование, беседы, опрашиваем родителей о развитии и воспитании ребёнка в семье, о его привычках, поведении, выслушиваем пожелания, замечания.  На совместном этапе ведём профилактические, индивидуальные беседы с родителями детьми, имеющими отклонения в психическом и речевом развитии, для родителей   детей подготовительной группы готовим наглядную информацию,  проводим семинар о подготовке детей к школе, организовали семинар с целью убеждения родителей о том, что игра – это развлечение, и важнейший источник знаний для дошкольника - «Игровой практикум».

    На базе детского сада организован консультативный пункт для неорганизованных детей, с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям.

    Данный опыт разработан на основе технологии Е.П. Арнаутовой  «Педагог и семья» Результаты мониторинга анализируются 1 раз в год (в мае).

    Цель и задачи

    Цель опыта - создать единую систему службы психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения и придать ей комплексный характер.

    Достижение цели предполагает решение системы задач информационно-просветительского и содержательного характера.

    - Организовать  систему конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей;

    - Оказать психолого-педагогическую помощь семьям, не посещающих детский сад.

    Проект ЖИВОЙ ДОМЪ       - Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, медицинскому просвещению и повышению квалификации специалистов образования, задействованных во взаимодействии с родителями.

     

     

     

     

     

     

     

    Организация воспитательно-образовательного процесса

     

    Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

     Мы имеем небольшой положительный опыт взаимодействия службы с семьёй. Документация по работе с семьёй: план совместной деятельности с родителями  детей (Приложение 2), перспективный план службы психолого-педагогического сопровождения (приложение 3).

    Как мы решали задачи?

     Из опыта общения с родителями, мы выяснили, что самый доступный вариант получения информации о ребёнке это – беседа, т.к. заполнение анкет у многих родителей вызывает негативную реакцию, и часто анкеты остаются незаполненными. В ходе беседы мы собираем банк данных о развитии ребёнка с самого рождения, о его характере, привычке, о поведении, интересах, выясняем условия, в которых рос ребенок, т.к. это имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений.  Кроме того,  можно сделать вывод, касающийся личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

    Перед поступлением ребёнка в дошкольное учреждение консультируем семью. В период адаптации я как педагог-психолог принимаю непосредственное участие в приёме детей, знакомлю родителей с основными показателями развития ребёнка данного возраста.  Готовим совместно  с педагогами наглядную информацию об особенностях развития детей раннего возраста, учитель-логопед о речевом развитии детей.

    Наш детский сад посещали дети-опекуны из 3 семей. В двух семьях возникла проблема  - гиперактивность ребёнка и адаптация к новой семье. Для мам проводились в течении года консультации «О психологических особенностей   детей из детского дома», «Как преодолеть детские страхи», «Общие рекомендации родителям о ребёнке с СДВГ»

    http://detsad-kitty.ru/templates/Default/images/sova.gif. Третий  год  в детском саду организована работа консультативного пункта действующего на основании Положения о консультативном пункте, принятом на совещании при заведующем 19.10 2009 г. протокол №22 и утверждённым  приказом заведующего № 93  от 19.10.2009г., с целью оказания помощи родителям по различным вопросам обучения, воспитания, развития детей 2-го года жизни (Приложение 4).

    Работу с родителями осуществляют следующие специалисты: педагог-психолог – Ганиева И.Х, учитель-логопед – Бусоргина Е.С., старшая медсестра - Казакова М.А, врач-педиатр – Коваль С.М, музыкальный руководитель - Котова С.Г., руководитель физического воспитания – Магарамова И.А.   В течение года проводились консультации  согласно плану в первую половину дня: Родителям предлагали не только теоретический материал, но  и практически обучали родителей, как  правильно пользоваться предложенными пособиями. Два раза в неделю на  два часа родители с детьми могут приводить ребёнка в младшую группу для адаптации. К сожалению, вместе с детьми родители приходили реже.

    Списочный состав: 5 детей, возраст – с года до трёх лет. Дети вместе с родителями присутствуют на различных мероприятиях детского сада (утренники, развлечения). 

    Работа консультативного пункта позволила родителям повысить знания в вопросах  воспитания и обучения детей 1-3 года жизни, а также у родителей появилась заинтересованность во всестороннем развитии ребёнка.

    Каждый год дети поступают из консультативного пункта в наш детский сад. Адаптация к условиям дошкольного учреждения у детей проходит в лёгкой степени.

              Согласно Программе Развития  дошкольного учреждения в 2009 года с участием родителей и педагогов изготовлен буклет о положительном семейном воспитании в условиях семьи (приложение 5).

    Служба психолого-педагогического сопровождения выпускает газету для родителей «О мальчишках и девчонках их родителям», в газете можно найти страничку учителя-логопеда, педагога-психолога, медсестры. (Приложение 6) 

    imageЧтобы заинтересовать родителей в развитии и воспитании ребёнка, мы приглашаем их на открытые мероприятия ДОУ. Многие родители даже не имеют понятия, как можно завлечь своего ребёнка, какую игру провести. Для этого в 2009-2010 учебном  году  в детском саду организован  семинар «Игровой практикум»  для родителей  по проблеме обучения их различным видам игр с детьми. Родители с удовольствием принимали участие в играх, в инсценировках сказок. Практикум  вёл молодой специалист детского сада Черепанова Наталья Ивановна (Приложение 7). На семинар приходили почти все родители. Педагоги смогли заинтересовать родителей в важности их участия в развитии детей.

    В последнее время уделяем большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключается педагог-психолог. Поэтому возникла идея разработать основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения. (Приложение 8)

    В любом случае, итогом консультативной, просветительской работы должен быть договор о совместных действиях родителей и службы дошкольного учреждения в решении задач сопровождения ребёнка в период его пребывания в ДОУ.

    В своей работе с семьёй мы придерживаемся следующих принципов:

    • Возрастной характер работы с родителями;
    • Доброжелательность, открытость;
    • Целенаправленность, систематичность, плановость;
    • Индивидуально-дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.

     

    Методы изучения  семьи и психолого-педагогического взаимодействия

    • Беседа с родителями;
    • Анкетирование;
    • Наблюдение за ребенком;
    • Посещение семьи ребенка;
    • Беседа с ребенком.

    Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность службы, оказывают практическую помощь семье.

    imageУсловно их можно разделить на две подгруппы:

    • информационно-ознакомительные;
    • информационно-просветительские.

     Информационно-ознакомительных форм взаимодействия с родителями

     – является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами. Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об  особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок и т.д.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

    Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

    Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

    Эпизодические посещения родителями МДОУ

    Говоря об эпизодических посещениях родителями дошкольного учреждения, мы имеем в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

    imageУ родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок – спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

    Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

    Познавательные формы взаимодействия с родителями:

    Тематические консультации

    Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что мы, проводя консультацию, стремимся дать родителям квалифицированный совет.

    Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми imageimageimageimage. Плановые консультации проводим в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

    Родительские конференции

    Их организует дошкольное учреждение. Участвуют в них педагоги, учителя, родители, специалисты, гости. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

    Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

    Их услугами могут пользоваться и  родители детей, не посещающих детский сад.

    Наглядная пропаганда

    Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется:

    1. Родительский уголок содержит планшет с информацией педагога-психолога  и учителя-логопеда.
    2. «Наши родители советуют» (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу), поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.

    Информационно – аналитические формы взаимодействия с родителями

    Педагогический совет с участием родителей

    Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

    Ход педсовета

    1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
    2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
    3. imageПодведение итогов анкетирования.
    4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
    1. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
    2. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

    Педагогические беседы с родителями

    Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

    Цель: оказать родителям своевременную психологическую помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

    Ведущая роль здесь отводится специалистам  службы, они заранее планирует тематику и структуру беседы.

    Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам

    imageИнформационно-просветительские формы взаимодействия с родителями

    Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания в большей степени реализуются группой информационно-просветительских форм.

    Информационные стенды

    Традиционным является оформление в группах информационных стендов. Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

    Папки-передвижки

    Папки-передвижки призваны более подробно, ознакомить родителей с теми или иными вопросами развития и воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др. Папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

    Мини-газеты

    Служба психолого-педагогического сопровождения выпускает газету «Родителям о нас», где они могут ознакомиться с информацией о том, как дети развиваются, какие занятия с ними проводят специалисты и т.д.

    Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании психолого-педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них  интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащения их знания.

    Библиотека  игр

    Все игры требуют постоянного участия взрослого, поэтому вынуждают родителей к общению с ребёнком.

     

      Благодаря налаживанию сотрудничества психологической службы, воспитателей и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей заниматься с ребёнком. Затем показываются возможности её решения. Активность родителей возрастёт, если они осведомлены о результатах своих усилий. Опыт общения с семьями показал, что работу с родителями необходимо проводить систематично и подход к семьям должен быть индивидуальным.

     

     

     

     

     

     

     

    http://ds880.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/soveti/1191269027_c4112.jpg

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение  

       Роль семьи в формировании личности ребенка является исходной, определяющей. Одним  из основных направлений деятельности нашего ДОУ является работа службы психолого-педагогического сопровождения семьи в решении вопросов взаимодействия и развития ребенка, создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются следующие задачи:

    • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
    • приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и  внедрение наиболее эффективных форм работы;

    Совместную работу с семьёй мы разделили на 3 этапа:

    • организационно – диагностический;
    •  совместный;
    •  этап совершенствования.

    На первом этапе работы с родителями мы изучали социальный статус семьи, что помогло составить представление об адекватности родительских установок на воспитание и обучение, характере родительско - детских отношений.

    Задача данного этапа были  направлены на установление контакта с родителями. Совместно  педагогами проводили родительские собрания в каждой группе, на которых подчеркивали роль всех членов семьи в процессе взаимодействия с детским садом.

    Узнать, каким образом можно вовлечь всех членов семьи в педагогический процесс, с родителями мы проводим беседу такого характера:

    - Кто проводит с ребёнком основное время? В соответствии с этим планируем, с кем из взрослых необходимо проводить основную работу, с кем  - можно ограничиться рекомендациями.

    - Указать, в какое время дня, и в каких случаях каждый член семьи может общаться с ребёнком. Главное, чтобы не один член семьи занимался с ребёнком, но чтобы каждый по своим силам и возможностям сумел внести лепту в воспитание ребёнка.

    На совместном этапе, изучив запрос родителей, их компетентность в вопросах развития своего ребенка, а так же возможности коллектива, мы выбрали приемлемые формы работы. Формы работы мы поделили на три группы:

    -информационно-ознакомительные;

    image-информационно – аналитические формы;

    - познавательные;

    Хорошо зарекомендовал себя семинар «Игровой практикум», цель которого заинтересовать родителей играть с ребёнком в домашних условиях.

    Большим подспорьем в работе с родителями явилось передвижная библиотека по специальной литературе по проблемам воспитания, обучения и развития детей.

    Интересной формой взаимодействия стало библиотека игр. Постепенно, когда традиция вечерних домашних игр прививается, в игротеке появляются игры, придуманные самими родителями и старшими детьми.

    Нам удалось донести до родителей важность их участия в воспитании развитии ребёнка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 1

     

    Этапы реализации задач по взаимодействию службы психолого-педагогического сопровождения  с родителями

     

    Этапы

    Задачи

    1

    Организационно-диагностический

    - подбор анкет для родителей, организация консультативного пункта, подбор рекомендаций по созданию педагогического сопровождения, организация игрового и развивающего пространства, подбор видеотеки, DVD для всей семьи, создание библиотечек отечественной и зарубежной литературы;

    распространение семейного опыта

    2

    Совместная деятельность

    Формирование и развитие системы взаимодействия службы психолого-педагогического сопровождения

    образовательного учреждения в воспитании и обучении детей (посещение родителями занятий)

    Создание семейных клубов.

    Подчеркивание роли в воспитании отца.

    Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей.

    3

    Этап совершенствования

    Оценка эффективности апробации опыта службы психолого-педагогического сопровождения и семейного воспитания и степени ее применимости в работе МДОУ;

     Составление рекомендаций по внедрению и доработке материалов по психолого-педагогическому сопровождению

     

    .

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 2

    План  совместной деятельности с родителями и службы

    психолого-педагогического сопровождения

     

    № П/п

    Мероприятия

    Форма

    Сроки

    1

    Знакомство с родителями

    Индивидуальные беседы

    Сентябрь

    2

    «Особенности психического развития детей средней и старшей групп

    Участие на родительском собрании

    Октябрь

    3

    «Давайте, познакомимся»

    Участие на родительском собрании

    Ноябрь

    4

    Ознакомление с результатами диагностики

    Консультации, беседа

    декабрь

    5

    Речевое развитие дошкольников в условиях семьи

    Семинар

    Февраль

    6

    «7+Я=Семья»

    Проведение праздника

    Март 

    7

    День открытых дверей

    Открытые занятия

    Апрель

    8

      Библиотечка специальной литературы

     Передвижная библиотека

    Май


    Приложение 3

    Перспективный план службы психолого-педагогического сопровождения

    ДОУ «Золотой ключик»

     

    месяц

    Организационно-правовой блок

    диагностический

    Консультационно-просветительский

    Коррекционо-развивающий

    сентябрь

    Семинар для воспитателей «Обеспечение психологической безопасности ребёнка в период адаптации»

    Изучение запроса со стороны субъектов образовательного процесса

    Консультации для родителей «Первый раз в детский сад», «Ребёнок в детском саду»

    Создание игротеки, направленной на успешную адаптацию ребёнка в д\с.

    октябрь

    формирование банка данных о неорганизованных детях и будущих воспитанниках ДОУ

    Подбор диагностических методик и диагностических карт семей каждого воспитанника

    Познакомить с программными задачами и содержанием работы

    - Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
     

    ноябрь

    Выступление на общесадовом собрании

    Анкетирование «Ваш стиль воспитания»

    Выпуск газеты «Родителям о нас»

    Реализация развивающих программ

    декабрь

    Семинар «Коммуникативные способности детей-дошкольников»

    Статистика речевых проблем детей

    Консультация для родителей «Если ваш ребёнок плохо говорит»; для педагогов «Мир детских «почему»»

    Реализация коррекционно-развивающих программ

    Январь

    Тренинг для педагогов «Общение»

    Диагностика успешности адаптации

    Работа по запросам родителей

    Игровые тренинги для детей средней и старшей группы

    февраль

    Аналитический обзор «Речевые нарушения: проблемы, поиски, решения»

    Диагностика детско-родительских отношений

    Консультация для родителей «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку?»

    Реализация коррекционно-развивающих программ

    март

    Тренинг для педагогов по профилактике синдрома профессионального выгорания

    Диагностика «Подвержены ли Вы стрессу»

    Праздник для родителей «7+Я=Семья»

     

    Игровые тренинги для детей средней и старшей группы

    апрель

    Семинар «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического здоровья детей»

    Анкетирование родителей «реализованы ли Ваши ожидания от детского сада?

    Консультация «Воспитатели и родители – пути эффективного взаимодействия»

    Реализация коррекционно-развивающих программ

    май

     

    Диагностика готовности детей к школе детей старшей группы

    Рекомендации для родителей «Дисциплина с любовью»

    Реализация коррекционно-развивающих программ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 8

    Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи

     в условиях дошкольного образовательного учреждения:

     

    Направление работы

    Учитель-логопед

    Педагог-психолог

    Воспитатели

    Родители

    1. Повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.

    Развитие диалогической речи через совместное рассказывание и обыгрывание знакомых сказок и сюжетов с использованием игрушек и серии картин.

    Тренинговые упражнения на развития эмоционально-социальной сферы детей.

    Игры, развивающие коммуникативные навыки детей. Занятия, формирующие навыки общения у детей. Упражнения на обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Инсценировки сказок, чтение произведений художественной литературы, стихов с их дальнейшим обыгрыванием, сюжетно-ролевые игры.

    Активизация и повышение мотивации детей в группе к побуждению общения со сверстниками и взрослыми.

    Активизация и повышение мотивации ребенка в семье, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков.

    2. Своевременное предупреждение и выявление речевых и коммуникативных трудностей

    Профилактическая работа по формированию компонентов речевой деятельности.

    Диагностика уровня речевого развития детей.

    Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

    Диагностика состояния коммуникативных навыков.

    Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

    Семинары-практикумы, консультации по речевому и коммуникативному развитию детей.

    Проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых и коммуникативных нарушений через анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

    3. Коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений

    Развитие у ребенка сенсомоторных навыков; фонетико-фонематических процессов; лексико-грамматических категорий; связной речи;

    семантики (активного и пассивного словаря).

    Формирование психических процессов и коррекция познавательной и эмоциональной сферы.

    Взаимодействие со специалистами по исправлению трудностей детей с помощью игр, упражнений, совместных занятий.

    Совместные занятия с педагогами. Закрепление полученных знаний и умений в домашних и индивидуальных заданиях.

    4. Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения в ДОУ

    Повышение мотивации ребенка к преодолению речевых проблем. Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.

    Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Преодоление барьеров в общении. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым, потребности в общении и взаимодействии.

    Предотвращение попыток детей в проявлении негативного отношения к детям с речевыми трудностями. Чтение художественной литературы. Формирование нравственно-культурного уровня детей

    Участие в мероприятиях детского сада: День открытых дверей, День семьи, Неделя игры и игрушки, а также посещение и активное участие в праздниках, соревнованиях, родительских собраниях, круглых столах.

    Развитие культуры общения и этических норм у ребенка.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt.docx1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения

          Данный опыт посвящен  проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...

    ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения

    .        Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...

    Оказание психолого-педагогической поддержки неполной семье в условиях ДОУ.

    Статья в сборнике материалов Республиканского научно-методологического семинара "Современные педагогические технологии в образовательных организациях: опыт, проблемы, перспективы"  на базе ИЭУ иП...

    «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

    СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

    Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

    Данная психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адапт...

    «Социальное сопровождения педагога в условиях дошкольного учреждения»

    laquo;Социальное сопровождения педагога в условиях дошкольного учреждения»...