План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горбачева Елена Геннадиевна

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста, формирование свойств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и объема).

Задачи:                                        

- развитие сенсорного внимания;

- развитие слухового внимания;

- развитие моторно-двигательного внимания;

- повышение познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания

в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный

(с опорой на учебное пособие А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» раздел 1, глава 2)

С введением ФГОС значительно изменились требования по отношению выпускников детского сада. Сейчас, необходимыми критериями к личности выпускников детских садов стали такие, как: умение находить новую информацию, концентрирование внимания, высокая активность при выполнении предложенных заданий, поиск решений трудных задач.

Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выставляет условия по отношению к произвольности внимания детей дошкольного возраста, в плане возможностей вести деятельность, не отвлекаясь, слушать инструкции и вести самоконтроль.

Увеличение потока информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули новые требование к системе образования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Часто дети страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко, образы восприятия отличаются ясностью.

Распределение внимания у старших дошкольников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста, формирование свойств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и объема).

Задачи:        

- развитие сенсорного внимания;

- развитие слухового внимания;

- развитие моторно-двигательного внимания;

- повышение познавательного интереса.

Основные принципы составления психокоррекционной программы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Для осуществления коррекционных воздействий на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания были необходимы условия создания и реализации определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Для общей  модели коррекции - условия оптимального возрастного развития личности в целом, а также оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, месяца контроль и учет состояния ребенка.

Для типовой  модели коррекции - направление на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий дошкольника.

Для ндивидуальной модели коррекции - включение в себя определения индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Коррекционно-развивающая программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Объем программы рассчитан на 20 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Тематическое планирование программы развития и коррекции внимания старших дошкольников

в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи

и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный

№ занятия

№ игры, упражнения

Структура занятия

Цель

Оборудование

Время проведения (мин)

Примечания

1.

1.

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

3

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

2.

Игра «Что слышно?»

Развитие слухового внимания

Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма

5

№ 2

3.

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Развитие сенсорного внимания, объема внимания

Карточка 1 (лист9) каждому ребенку

3

Разрезать лист 9 на отдельные карточки

№ 3

4.

Игра «Кто летает?»

Развитие моторо-двигательного внимания

Список названий предметов

4

Список приготовить заранее (№ 4)

5.

Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

5

Разрезать лист 13 на отдельные карточки

См. № 5

всего 20 мин

2.

1.

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

3

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

2.

Игра «Слушай звуки»

Развития активного внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками

3

Необходимо чередовать звуки постепенно увеличивая темп (№ 6)

3.

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания и переключения внимания

Карточка 1 (лист 18) каждому ребенку

5

Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7)

4.

Игра «Кто летает?»

Развитие моторо-двигательного внимания

Список названий предметов

4

Список приготовить заранее (№ 4)

5.

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку

5

Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8)

всего 20 мин

3.

1.

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

3

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

2.

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие объема внимания, сенсорного внимания

Карточка 1 (лист 15) каждому ребенку

2

Лист 15 разрезать на карточки (№ 9)

3.

Игра «Узнай по голосу-1»

Развитие слухового внимания

Платок (повязка) для завязывания глаз

5

№ 10

4.

Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

5

Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5)

5.

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см (нарисованные на полу мелом или вырезанные из бумаги)

5

Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11

всего 20 мин

4.

1.

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

3

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

2.

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку

5

Разрезать лист 20 на отдельные карточки

№ 8

3.

Игра «Совушка-сова»

Формирование внимание, воспитание выдержки

Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

5

В начале игры роль совушки может исполнять взрослый (№ 12)

4.

«Найди два одинаковых предмета»

Развитие сенсорного внимания, объема внимания

Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку

4

Разрезать лист 9 на отдельные карточки (№ 3)

5.

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см

3

Можно проводить под музыкальное сопровождение

№ 11

всего 20 мин

5.

1.

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

3

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

2.

Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

5

Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5)

3.

Игра «Узнай по глоссу-2»

Развитие слухового внимания

Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз

5

Круг диаметром 3 м.

№ 13

4.

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания

Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку

5

Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7)

5.

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см

2

Можно проводить под музыкальное сопровождение

всего 20 мин

6.

1.

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

См. варианты движений в № 14

2.

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 2 (лист 20)

5

Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8)

3.

Игра «Совушка-сова»

Формирование внимание, воспитание выдержки

Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

5

№ 12

4.

«Найди два одинаковых предмета»

Развитие сенсорного внимания, объема внимания

Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку

4

Лист 9 разрезать на карточки (№ 3)

5.

Задание «Найди все отличия»

Развитие произвольного внимания

Карточка каждому ребенку (лист 3)

3

№ 7

6.

Игра «Будь внимателен»

Стимулирование внимания, развитие скорости реакции

Магнитофон или проигрыватель

5

№ 15

всего 25 мин

7.

1.

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 14

2.

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания, объема внимания

Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку

2

Разрезать лист 10 на карточки

№ 3

3.

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 7

4.

Игра «Совушка-сова»

Формирование внимание, воспитание выдержки

Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

5

№ 12

5.

Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

5

Разрезать лист 14 на карточки

№ 5

6.

Игра «Четыре стихии»

Развитие внимания,  координации слухового анализатора

7

№ 16

всего 25 мин

8.

1.

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

4

№ 14

2.

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания, распределения и переключения внимания

Карточка 4 (лист 19) для каждого ребенка

3

Лист 19 разрезать на карточки

№ 7

3.

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка

3

Лист 15 разрезать на карточки

См. № 9

4.

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 4 (лист 20) для каждого ребенка

5

Разрезать лист 20 на карточки

№ 8

5.

Игра «Что слышно?»

Развитие слухового внимания

Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток и др.), ширма

5

№ 2

6.

Игра «Кого назвали, тот и лови!»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Большой мяч

5

№ 17

всего 25 мин

9.

1.

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

4

№ 14

2.

Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки

Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

3

Разрезать лист 14 на карточки

№ 5

3.

Игра «Слушай звуки»

Развития активного внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись

5

№ 6

4.

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания

Карточка 1 (лист 16) каждому ребенку

5

Лист 16 разрезать на карточки (№ 7)

5.

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания, объема внимания

Карточка 5 (лист 10) каждому ребенку

3

Разрезать лист 10 на карточки

№ 3

6.

Игра «Кого назвали, тот и лови!»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Большой мяч

5

№ 17

всего 25 мин

10

1.

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

4

№ 14

2.

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка 3 (лист 15) для каждого ребенка

2

Лист 15 разрезать на карточки (№ 9)

3.

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания

Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку

3

Разрезать лист 10 на карточки

№ 3

4.

Игра «Узнай по глоссу-2»

Развитие слухового внимания

Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз

5

№ 13

5.

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка

5

Разрезать лист 21 на карточки

№ 8

6.

Игра «Кого назвали, тот и лови!»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Большой мяч

5

№ 17

всего 25 мин

11

1.

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 18

2.

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка 4 (лист 10) для каждого ребенка

2

Лист 10 разрезать на карточки (№ 9)

3.

Задание «Чей это дом?»

Развитие наблюдательности

Лист 22 каждому ребенку

3

№ 20

4.

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

6

№ 21

5.

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Образец (карточка 1 лист 23), бусинки каждому ребенку

5

№ 22

6.

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

6

№ 19

всего 25 мин

12

1.

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 18

2.

Задание «Смешанный лес»

Развитие наблюдательности, распределения внимания

Карточка 1 (лист 24)

3

Лист 24 разрезать

№ 23

3.

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круг на полу или асфальте

5

№ 24

4.

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Образец (карточка 2 лист 23), бусинки каждому ребенку

5

№ 22

5.

Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Карточки 1 и 2 (лист 25), бумага в клетку, карандаш

5

Лист 25 разрезать на карточки

№ 25

6.

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

4

№ 21

всего 25 мин

13

1.

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 18

2.

Выкладывание из палочек по образцу

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

5

Разрезать лист 14 на карточки

№ 5

3.

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

5

№ 21

4.

Задание «Кто забил гол?»

Развитие наблюдательности

Карточка 2 (лист 27) каждому ребенку

2

№ 26

5.

Задание «Найди героев передачи»

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

Карточка 2 (лист 28) каждому ребенку

4

Лист 28 разрезать на карточки

№ 27

6.

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

6

№ 19

всего 25 мин

14

1.

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 18

2.

Задание «Найди парные носочки»

Развитие распределения и объема внимания

Карточка 1 (лист 4) каждому ребенку

3

Разрезать лист 11 на карточки

3.

Упражнение «Витрина магазина»

Развитие объема внимания и наблюдательности

Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку

2

Лист 28 разрезать на карточки (№ 28)

4.

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круг на полу или асфальте

6

№ 24

5.

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец (карточка 3 лист 23), бусинки каждому ребенку

5

№ 22

6.

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

6

№ 21

всего 25 мин

15

1.

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

3

№ 18

2.

Игра «Слушай звуки»

Развития активного внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись

3

№ 6

3.

Упражнение «Кого испугался охотник?»

Развитие объема и устойчивости внимания

Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку

2

Лист 28 разрезать на карточки (№ 29)

4.

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

5

№ 21

5.

Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки 3 и 4 (лист 25), бумага в клетку, карандаш

5

Лист 25 разрезать на карточки (№ 25)

6.

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см

3

№ 11

всего 25 мин

16

1.

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

3

№ 29

2.

Задание «Сравни, назови, сосчитай!»

Развитие наблюдательности

Лист 37 каждому ребенку

3

№ 30

3.

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Развитие слухового внимания, мышления, закрепления умения считать

Мяч

5

№ 31

4.

Игра «Зеваки»

Развитие произвольного внимания

Бубен, проигрыватель или магнитофон

5

№ 32

5.

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку

7

№ 33

6.

Задание «Найди дорожку!»

Развитие произвольного внимания

Карточка 1 (лист 41) каждому ребенку

2

№ 34

всего 25 мин

17

1.

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

3

№ 29

2.

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Карточка 1 (лист 29) каждому ребенку

2

Лист 29 разрезать на карточки (№ 35)

3.

Игра «Строители»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

Лист 40 каждому ребенку

5

№ 36

4.

Игра «Кто летает?»

Формирование внимания

Список названий предметов

5

№ 4

5.

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки 1 и 2 (лист 26), бумага в клетку, карандаш каждому ребенку

5

Лист 26 разрезать на карточки (№ 25)

6.

Игра «Найди игрушку»

Развитие устойчивости и объема внимания

Игрушки

5

№ 37

всего 25 мин

18

1.

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

3

№ 29

2.

Задание «Найди двух одинаковых животных»

Развитие произвольного внимания

Карточка 1 и 2 (лист 42) каждому ребенку

2

Лист 42 разрезать на карточки (№ 38)

3.

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки 3,4,5 (лист 26) каждому ребенку

5

Лист 26 разрезать на карточки (№ 25)

4.

Задание «Что где лежит?»

Развитие произвольного внимания

Лист 39 каждому ребенку

3

№ 39

5.

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину

7

№ 33

6.

Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Любая карточка (лист 43) каждому ребенку

5

Лист 43 разрезать на карточки

(№ 40)

всего 25 мин

19

1.

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

3

№ 29

2.

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

Лист 35 каждому ребенку

2

№ 41

3.

Задание «Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Карточка 2 (лист 41) каждому ребенку

2

№ 34

4.

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания

Карточки 6,7,8 (лист 26) каждому ребенку

5

№ 25

5.

Игра «Разведчики»

Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений

Стулья

5

№ 42

6.

Задание «Построй дорожку»

Развитие устойчивого внимания

Лист 45 каждому ребенку, фишки

3

№ 43

7.

Игра «Квартет»

Формирование внимания

13 наборов разрезанных на 4 части открыток

5

№ 44

8.

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Нарисованные на полу круги

5

№ 24

всего 30 мин

20

1.

Игра «Слушай хлопки!»

Развитие произвольного внимания

3

№ 45

2.

Задание «Нарисуй круг и треугольник»

Тренировка распределения внимания

Два острых карандаша каждому ребенку

2

№ 46

3.

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину

5

№ 33

4.

Задание «Сравни, назови, сосчитай!»

Развитие наблюдательности

Лист 30 каждому ребенку

2

№ 30

5.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Формирование внимания

Мяч, мел

7

№ 47

6.

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

Лист 36 каждому ребенку

3

№ 41

7.

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Карточка 2 (лист 29) каждому ребенку

2

№ 35

8.

Задание «Быстрее нарисуй!»

Развитие умения переключать внимание

Лист 48 каждому ребенку

3

№ 48

9.

Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Любая карточка (лист 43) каждому ребенку

3

40

всего 30 мин

Целенаправленное воздействие на старшего дошкольника осуществляется через психокоррекционный   комплекс,   состоящий   из   нескольких   взаимосвязанных   блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический  блок.  Цель:  диагностика  особенностей  развития личности, выявление    факторов    риска,    формирование    общей    программы    психологической коррекции. До зачисления ребенка в группу центра определяется уровень развития внимания и его соответствие возрастной норме. Проводится психодиагностическое обследование свойств внимания, по результатам которого составляется заключение. В заключении делается вывод о том, рекомендуется ли ребенку посещение коррекционно-развивающих занятий.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Успешности коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания способствуют: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды в  и заинтересованность родителей.

Обязательным условием реализации коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в нее, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем педагога-психолога, игрового терапевта упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно-развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех).

Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и педагогом-психологом, игровым терапевтом (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников. Интересные игры и творческие задания не оставят равнодушным ни одного ребенка, на занятиях получит огромное количество ярких впечатлений и положительных  эмоций!

Таким образом, в разработке коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» педагог-психолог должен ориентироваться на систему требований с учетом специфики комплексной работы с ребенком с привлечением к активному участию в программе коррекционных педагогов, дефектологов и родителей,  содействуя  самопониманию, самореализации и развитию уникальности человека.

Человек неповторим, уникален и заслуживает уважения. Каждый из нас – яркая и неповторимая личность!

Литература.

1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2002.

3. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997.

Интернет-ресурсы:

https://центризюминка.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста

Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах....

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

            «Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».Данный материал раскрывает особенности ко...