Главные вкладки

    План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Горбачева Елена Геннадиевна

    В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

    Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста, формирование свойств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и объема).

    Задачи:                                        

    - развитие сенсорного внимания;

    - развитие слухового внимания;

    - развитие моторно-двигательного внимания;

    - повышение познавательного интереса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания

    в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный

    (с опорой на учебное пособие А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» раздел 1, глава 2)

    С введением ФГОС значительно изменились требования по отношению выпускников детского сада. Сейчас, необходимыми критериями к личности выпускников детских садов стали такие, как: умение находить новую информацию, концентрирование внимания, высокая активность при выполнении предложенных заданий, поиск решений трудных задач.

    Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выставляет условия по отношению к произвольности внимания детей дошкольного возраста, в плане возможностей вести деятельность, не отвлекаясь, слушать инструкции и вести самоконтроль.

    Увеличение потока информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули новые требование к системе образования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

    Часто дети страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко, образы восприятия отличаются ясностью.

    Распределение внимания у старших дошкольников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.

    В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

    Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста, формирование свойств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и объема).

    Задачи:        

    - развитие сенсорного внимания;

    - развитие слухового внимания;

    - развитие моторно-двигательного внимания;

    - повышение познавательного интереса.

    Основные принципы составления психокоррекционной программы:

    1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

    2. Принцип единства коррекции и диагностики.

    3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

    4. Деятельностный принцип коррекции.

    5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

    6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

    7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

    8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

    9. Принцип программированного обучения.

    10. Принцип возрастания сложности.

    11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

    12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

    Для осуществления коррекционных воздействий на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания были необходимы условия создания и реализации определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

    Для общей  модели коррекции - условия оптимального возрастного развития личности в целом, а также оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, месяца контроль и учет состояния ребенка.

    Для типовой  модели коррекции - направление на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий дошкольника.

    Для ндивидуальной модели коррекции - включение в себя определения индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

    Коррекционно-развивающая программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Объем программы рассчитан на 20 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут.

    Форма работы: индивидуально-групповая.

    Тематическое планирование программы развития и коррекции внимания старших дошкольников

    в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи

    и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный

    № занятия

    № игры, упражнения

    Структура занятия

    Цель

    Оборудование

    Время проведения (мин)

    Примечания

    1.

    1.

    Игра «Ручеек»

    Психогимнастика

    3

    В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

    2.

    Игра «Что слышно?»

    Развитие слухового внимания

    Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма

    5

    № 2

    3.

    Задание «Найди два одинаковых предмета»

    Развитие сенсорного внимания, объема внимания

    Карточка 1 (лист9) каждому ребенку

    3

    Разрезать лист 9 на отдельные карточки

    № 3

    4.

    Игра «Кто летает?»

    Развитие моторо-двигательного внимания

    Список названий предметов

    4

    Список приготовить заранее (№ 4)

    5.

    Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

    Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

    Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

    5

    Разрезать лист 13 на отдельные карточки

    См. № 5

    всего 20 мин

    2.

    1.

    Игра «Ручеек»

    Психогимнастика

    3

    В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

    2.

    Игра «Слушай звуки»

    Развития активного внимания

    Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками

    3

    Необходимо чередовать звуки постепенно увеличивая темп (№ 6)

    3.

    Задание «Найди пять отличий»

    Развитие произвольного внимания и переключения внимания

    Карточка 1 (лист 18) каждому ребенку

    5

    Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7)

    4.

    Игра «Кто летает?»

    Развитие моторо-двигательного внимания

    Список названий предметов

    4

    Список приготовить заранее (№ 4)

    5.

    Выкладывание из мозаики по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку

    5

    Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8)

    всего 20 мин

    3.

    1.

    Игра «Ручеек»

    Психогимнастика

    3

    В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

    2.

    Упражнение «Исключение лишнего»

    Развитие объема внимания, сенсорного внимания

    Карточка 1 (лист 15) каждому ребенку

    2

    Лист 15 разрезать на карточки (№ 9)

    3.

    Игра «Узнай по голосу-1»

    Развитие слухового внимания

    Платок (повязка) для завязывания глаз

    5

    № 10

    4.

    Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

    Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

    Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

    5

    Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5)

    5.

    Игра «По новым местам»

    Развитие моторно-двигательного внимания

    Круги диаметром 30-35 см (нарисованные на полу мелом или вырезанные из бумаги)

    5

    Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11

    всего 20 мин

    4.

    1.

    Игра «Ручеек»

    Психогимнастика

    3

    В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

    2.

    Выкладывание из мозаики по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку

    5

    Разрезать лист 20 на отдельные карточки

    № 8

    3.

    Игра «Совушка-сова»

    Формирование внимание, воспитание выдержки

    Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

    5

    В начале игры роль совушки может исполнять взрослый (№ 12)

    4.

    «Найди два одинаковых предмета»

    Развитие сенсорного внимания, объема внимания

    Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку

    4

    Разрезать лист 9 на отдельные карточки (№ 3)

    5.

    Игра «По новым местам»

    Развитие моторно-двигательного внимания

    Круги диаметром 30-35 см

    3

    Можно проводить под музыкальное сопровождение

    № 11

    всего 20 мин

    5.

    1.

    Игра «Ручеек»

    Психогимнастика

    3

    В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

    2.

    Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

    Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

    Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

    5

    Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5)

    3.

    Игра «Узнай по глоссу-2»

    Развитие слухового внимания

    Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз

    5

    Круг диаметром 3 м.

    № 13

    4.

    Задание «Найди пять отличий»

    Развитие произвольного внимания

    Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку

    5

    Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7)

    5.

    Игра «По новым местам»

    Развитие моторно-двигательного внимания

    Круги диаметром 30-35 см

    2

    Можно проводить под музыкальное сопровождение

    всего 20 мин

    6.

    1.

    Упражнение «Смотри на руки»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    См. варианты движений в № 14

    2.

    Выкладывание из мозаики по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Образец 2 (лист 20)

    5

    Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8)

    3.

    Игра «Совушка-сова»

    Формирование внимание, воспитание выдержки

    Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

    5

    № 12

    4.

    «Найди два одинаковых предмета»

    Развитие сенсорного внимания, объема внимания

    Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку

    4

    Лист 9 разрезать на карточки (№ 3)

    5.

    Задание «Найди все отличия»

    Развитие произвольного внимания

    Карточка каждому ребенку (лист 3)

    3

    № 7

    6.

    Игра «Будь внимателен»

    Стимулирование внимания, развитие скорости реакции

    Магнитофон или проигрыватель

    5

    № 15

    всего 25 мин

    7.

    1.

    Упражнение «Смотри на руки»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 14

    2.

    Задание «Найди два одинаковых предмета»

    Развитие зрительного внимания, объема внимания

    Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку

    2

    Разрезать лист 10 на карточки

    № 3

    3.

    Задание «Найди пять отличий»

    Развитие произвольного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 7

    4.

    Игра «Совушка-сова»

    Формирование внимание, воспитание выдержки

    Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

    5

    № 12

    5.

    Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности

    Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

    Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

    5

    Разрезать лист 14 на карточки

    № 5

    6.

    Игра «Четыре стихии»

    Развитие внимания,  координации слухового анализатора

    7

    № 16

    всего 25 мин

    8.

    1.

    Упражнение «Смотри на руки»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    4

    № 14

    2.

    Задание «Найди пять отличий»

    Развитие произвольного внимания, распределения и переключения внимания

    Карточка 4 (лист 19) для каждого ребенка

    3

    Лист 19 разрезать на карточки

    № 7

    3.

    Упражнение «Исключение лишнего»

    Развитие мышления и объема внимания

    Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка

    3

    Лист 15 разрезать на карточки

    См. № 9

    4.

    Выкладывание из мозаики по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Образец 4 (лист 20) для каждого ребенка

    5

    Разрезать лист 20 на карточки

    № 8

    5.

    Игра «Что слышно?»

    Развитие слухового внимания

    Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток и др.), ширма

    5

    № 2

    6.

    Игра «Кого назвали, тот и лови!»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Большой мяч

    5

    № 17

    всего 25 мин

    9.

    1.

    Упражнение «Смотри на руки»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    4

    № 14

    2.

    Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности

    Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки

    Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

    3

    Разрезать лист 14 на карточки

    № 5

    3.

    Игра «Слушай звуки»

    Развития активного внимания

    Музыкальный инструмент или аудиозапись

    5

    № 6

    4.

    Задание «Найди пять отличий»

    Развитие произвольного внимания

    Карточка 1 (лист 16) каждому ребенку

    5

    Лист 16 разрезать на карточки (№ 7)

    5.

    Задание «Найди два одинаковых предмета»

    Развитие зрительного внимания, объема внимания

    Карточка 5 (лист 10) каждому ребенку

    3

    Разрезать лист 10 на карточки

    № 3

    6.

    Игра «Кого назвали, тот и лови!»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Большой мяч

    5

    № 17

    всего 25 мин

    10

    1.

    Упражнение «Смотри на руки»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    4

    № 14

    2.

    Упражнение «Исключение лишнего»

    Развитие мышления и объема внимания

    Карточка 3 (лист 15) для каждого ребенка

    2

    Лист 15 разрезать на карточки (№ 9)

    3.

    Задание «Найди два одинаковых предмета»

    Развитие зрительного внимания

    Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку

    3

    Разрезать лист 10 на карточки

    № 3

    4.

    Игра «Узнай по глоссу-2»

    Развитие слухового внимания

    Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз

    5

    № 13

    5.

    Выкладывание из мозаики по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка

    5

    Разрезать лист 21 на карточки

    № 8

    6.

    Игра «Кого назвали, тот и лови!»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Большой мяч

    5

    № 17

    всего 25 мин

    11

    1.

    Упражнение «Слушай команду!»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 18

    2.

    Упражнение «Исключение лишнего»

    Развитие мышления и объема внимания

    Карточка 4 (лист 10) для каждого ребенка

    2

    Лист 10 разрезать на карточки (№ 9)

    3.

    Задание «Чей это дом?»

    Развитие наблюдательности

    Лист 22 каждому ребенку

    3

    № 20

    4.

    Игра «Испорченный телефон»

    Развитие слухового внимания

    6

    № 21

    5.

    Нанизывание бусинок по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

    Образец (карточка 1 лист 23), бусинки каждому ребенку

    5

    № 22

    6.

    Игра «Воробьи и вороны»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

    6

    № 19

    всего 25 мин

    12

    1.

    Упражнение «Слушай команду!»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 18

    2.

    Задание «Смешанный лес»

    Развитие наблюдательности, распределения внимания

    Карточка 1 (лист 24)

    3

    Лист 24 разрезать

    № 23

    3.

    Игра «Море волнуется»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Круг на полу или асфальте

    5

    № 24

    4.

    Нанизывание бусинок по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

    Образец (карточка 2 лист 23), бусинки каждому ребенку

    5

    № 22

    5.

    Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности)

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

    Карточки 1 и 2 (лист 25), бумага в клетку, карандаш

    5

    Лист 25 разрезать на карточки

    № 25

    6.

    Игра «Испорченный телефон»

    Развитие слухового внимания

    4

    № 21

    всего 25 мин

    13

    1.

    Упражнение «Слушай команду!»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 18

    2.

    Выкладывание из палочек по образцу

    Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

    Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

    5

    Разрезать лист 14 на карточки

    № 5

    3.

    Игра «Испорченный телефон»

    Развитие слухового внимания

    5

    № 21

    4.

    Задание «Кто забил гол?»

    Развитие наблюдательности

    Карточка 2 (лист 27) каждому ребенку

    2

    № 26

    5.

    Задание «Найди героев передачи»

    Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

    Карточка 2 (лист 28) каждому ребенку

    4

    Лист 28 разрезать на карточки

    № 27

    6.

    Игра «Воробьи и вороны»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

    6

    № 19

    всего 25 мин

    14

    1.

    Упражнение «Слушай команду!»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 18

    2.

    Задание «Найди парные носочки»

    Развитие распределения и объема внимания

    Карточка 1 (лист 4) каждому ребенку

    3

    Разрезать лист 11 на карточки

    3.

    Упражнение «Витрина магазина»

    Развитие объема внимания и наблюдательности

    Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку

    2

    Лист 28 разрезать на карточки (№ 28)

    4.

    Игра «Море волнуется»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Круг на полу или асфальте

    6

    № 24

    5.

    Нанизывание бусинок по образцу

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Образец (карточка 3 лист 23), бусинки каждому ребенку

    5

    № 22

    6.

    Игра «Испорченный телефон»

    Развитие слухового внимания

    6

    № 21

    всего 25 мин

    15

    1.

    Упражнение «Слушай команду!»

    Развитие активного внимания

    Музыкальное сопровождение

    3

    № 18

    2.

    Игра «Слушай звуки»

    Развития активного внимания

    Музыкальный инструмент или аудиозапись

    3

    № 6

    3.

    Упражнение «Кого испугался охотник?»

    Развитие объема и устойчивости внимания

    Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку

    2

    Лист 28 разрезать на карточки (№ 29)

    4.

    Игра «Испорченный телефон»

    Развитие слухового внимания

    5

    № 21

    5.

    Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности)

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Карточки 3 и 4 (лист 25), бумага в клетку, карандаш

    5

    Лист 25 разрезать на карточки (№ 25)

    6.

    Игра «По новым местам»

    Развитие моторно-двигательного внимания

    Круги диаметром 30-35 см

    3

    № 11

    всего 25 мин

    16

    1.

    Игра «В магазине зеркал»

    Развитие наблюдательности, внимания, памяти

    3

    № 29

    2.

    Задание «Сравни, назови, сосчитай!»

    Развитие наблюдательности

    Лист 37 каждому ребенку

    3

    № 30

    3.

    Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

    Развитие слухового внимания, мышления, закрепления умения считать

    Мяч

    5

    № 31

    4.

    Игра «Зеваки»

    Развитие произвольного внимания

    Бубен, проигрыватель или магнитофон

    5

    № 32

    5.

    Игра «Танграм»

    Закрепление представлений о геометрических фигурах

    Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку

    7

    № 33

    6.

    Задание «Найди дорожку!»

    Развитие произвольного внимания

    Карточка 1 (лист 41) каждому ребенку

    2

    № 34

    всего 25 мин

    17

    1.

    Игра «В магазине зеркал»

    Развитие наблюдательности, внимания, памяти

    3

    № 29

    2.

    Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

    Развитие устойчивости внимания

    Карточка 1 (лист 29) каждому ребенку

    2

    Лист 29 разрезать на карточки (№ 35)

    3.

    Игра «Строители»

    Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

    Лист 40 каждому ребенку

    5

    № 36

    4.

    Игра «Кто летает?»

    Формирование внимания

    Список названий предметов

    5

    № 4

    5.

    Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Карточки 1 и 2 (лист 26), бумага в клетку, карандаш каждому ребенку

    5

    Лист 26 разрезать на карточки (№ 25)

    6.

    Игра «Найди игрушку»

    Развитие устойчивости и объема внимания

    Игрушки

    5

    № 37

    всего 25 мин

    18

    1.

    Игра «В магазине зеркал»

    Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

    3

    № 29

    2.

    Задание «Найди двух одинаковых животных»

    Развитие произвольного внимания

    Карточка 1 и 2 (лист 42) каждому ребенку

    2

    Лист 42 разрезать на карточки (№ 38)

    3.

    Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

    Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

    Карточки 3,4,5 (лист 26) каждому ребенку

    5

    Лист 26 разрезать на карточки (№ 25)

    4.

    Задание «Что где лежит?»

    Развитие произвольного внимания

    Лист 39 каждому ребенку

    3

    № 39

    5.

    Игра «Танграм»

    Закрепление представлений о геометрических фигурах

    Образец и детали в натуральную величину

    7

    № 33

    6.

    Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур»

    Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

    Любая карточка (лист 43) каждому ребенку

    5

    Лист 43 разрезать на карточки

    (№ 40)

    всего 25 мин

    19

    1.

    Игра «В магазине зеркал»

    Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

    3

    № 29

    2.

    Задание «Найди тень»

    Развитие наблюдательности

    Лист 35 каждому ребенку

    2

    № 41

    3.

    Задание «Найди дорожку»

    Развитие произвольного внимания

    Карточка 2 (лист 41) каждому ребенку

    2

    № 34

    4.

    Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

    Развитие концентрации и объема внимания

    Карточки 6,7,8 (лист 26) каждому ребенку

    5

    № 25

    5.

    Игра «Разведчики»

    Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений

    Стулья

    5

    № 42

    6.

    Задание «Построй дорожку»

    Развитие устойчивого внимания

    Лист 45 каждому ребенку, фишки

    3

    № 43

    7.

    Игра «Квартет»

    Формирование внимания

    13 наборов разрезанных на 4 части открыток

    5

    № 44

    8.

    Игра «Море волнуется»

    Формирование внимания, развитие скорости реакции

    Нарисованные на полу круги

    5

    № 24

    всего 30 мин

    20

    1.

    Игра «Слушай хлопки!»

    Развитие произвольного внимания

    3

    № 45

    2.

    Задание «Нарисуй круг и треугольник»

    Тренировка распределения внимания

    Два острых карандаша каждому ребенку

    2

    № 46

    3.

    Игра «Танграм»

    Закрепление представлений о геометрических фигурах

    Образец и детали в натуральную величину

    5

    № 33

    4.

    Задание «Сравни, назови, сосчитай!»

    Развитие наблюдательности

    Лист 30 каждому ребенку

    2

    № 30

    5.

    Игра «Съедобное-несъедобное»

    Формирование внимания

    Мяч, мел

    7

    № 47

    6.

    Задание «Найди тень»

    Развитие наблюдательности

    Лист 36 каждому ребенку

    3

    № 41

    7.

    Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

    Развитие устойчивости внимания

    Карточка 2 (лист 29) каждому ребенку

    2

    № 35

    8.

    Задание «Быстрее нарисуй!»

    Развитие умения переключать внимание

    Лист 48 каждому ребенку

    3

    № 48

    9.

    Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур»

    Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

    Любая карточка (лист 43) каждому ребенку

    3

    40

    всего 30 мин

    Целенаправленное воздействие на старшего дошкольника осуществляется через психокоррекционный   комплекс,   состоящий   из   нескольких   взаимосвязанных   блоков.

    Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

    Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

    1. Диагностический.

    2. Установочный.

    3. Коррекционный.

    4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

    Диагностический  блок.  Цель:  диагностика  особенностей  развития личности, выявление    факторов    риска,    формирование    общей    программы    психологической коррекции. До зачисления ребенка в группу центра определяется уровень развития внимания и его соответствие возрастной норме. Проводится психодиагностическое обследование свойств внимания, по результатам которого составляется заключение. В заключении делается вывод о том, рекомендуется ли ребенку посещение коррекционно-развивающих занятий.

    Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

    Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

    Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

    Успешности коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания способствуют: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды в  и заинтересованность родителей.

    Обязательным условием реализации коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в нее, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем педагога-психолога, игрового терапевта упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно-развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех).

    Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и педагогом-психологом, игровым терапевтом (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников. Интересные игры и творческие задания не оставят равнодушным ни одного ребенка, на занятиях получит огромное количество ярких впечатлений и положительных  эмоций!

    Таким образом, в разработке коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» педагог-психолог должен ориентироваться на систему требований с учетом специфики комплексной работы с ребенком с привлечением к активному участию в программе коррекционных педагогов, дефектологов и родителей,  содействуя  самопониманию, самореализации и развитию уникальности человека.

    Человек неповторим, уникален и заслуживает уважения. Каждый из нас – яркая и неповторимая личность!

    Литература.

    1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

    2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2002.

    3. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997.

    Интернет-ресурсы:

    https://центризюминка.рф


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

     Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...

    Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

    Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

    Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

    Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста

    Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах....

    Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

    Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

    Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

    Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....