Главные вкладки

    Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста
    рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Яковенко Галина Анатольевна

    Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dlya_snyatiya_trevozhnosti.docx37.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ        УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД  № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    413111, г. Энгельс, ул. Одесская, д.60, ИНН 6449019417, КПП 644901001

    Коррекционно – развивающая программа с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста для снижения  уровня  тревожности.

    Составил: педагог – психолог

    Яковенко Г. А.

    Энгельс 2017

    Содержание коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению тревожности, агрессивности, повышению самооценки одарённых детей.

    Состав тренинговой группы: дети в возрасте 6-7 лет, количество 20 человек.

    Время и частота проведения: один раз в неделю в течение 10 недель.

    Проблемы: при высоком уровне познавательного и речевого развития дети имеют проблемы в эмоциональной и личностной сфере.

    Задачи:

    Стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств.

    Сформировать умение точнее понимать и вербализировать свои чувства и эмоциональные состояния.

    Сформировать и закрепить  адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

    Используемые техники и виды тренинговых упражнений:  техники коррекции эмоциональной сферы, снижения психоэмоционального напряжения, техники коррекции межличностных отношений, нарушения и трудностей общения упражнения исследовательские, развивающие , формирующие , проективные и ролевые.

    Комплексно – тематическое планирование

    Занятие№ 1 «Здравствуй, это – я.»

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения, цели.

    Время

    1

    Подготовительный

    Включение детей в группу по результатам диагностического обследования, заключение договора с родителями .

    Обеспечение пространства, технических средств.

    За 10 минут до начала

    2.

    Вводная часть

    Знакомство с ведущим, с участниками.

    ( развивающее упражнение)

    « Имена»

    Цель:коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений

    5 мин

    3.

    Разминка

    Игра на развитие слухового восприятия

    Формирующее упражнение.

    « Угадай, кто позвал»

    цель: коррекция личностной сферы, коммуникативных навыков.

    -Где в жизни может пригодиться умение отгадывать голоса?

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Игра с водящим

    Развивающее упражнение

    « Жмурки» цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве, снятие тревожности.

    10 мин

    5.

    Заключительный

    Совместное рисование

    «Дорисуй фигуры до своего портрета» цель: снижение агрессивности, развитие творческого потенциала, сплоченность группы

    Рефлексия

    -Когда мы играли, что вы чувствовали?

    15 миут

    Занятие№ 2  « Я среди других».

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: мяч, геометрическое лото

    Обеспечение пространства, технических средств.

    За 10 мин до начала

    2.

    Вводная часть

    Возобновление группы, введение правил: говорит только тот, у кого в руках мяч

     «Комплимент»

    Цель:коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений

    5 мин

    3.

    Разминка

    Ответы на все вопросы ведущего с помощью жестов и мимики.

    «Это Я! Это моё!»

    Цель: развитие лучшего понимания других, обучение элементам выразительных движений, снижение уровня тревожности.

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Игра на развитие внимания, речевую активность, закрепление основного правила занятия

    «Воздух – земля»

    Цель: развитие наглядно – образного мышления, переключаемости, умения классифицировать понятия.

    10 мин

    5.

    Заключительный

    Совместное конструирование из геометрического лото ( геометрические фигуры разного цвета, формы  и размера)

    «  Город будущего»

     Цель: Закрепление сенсорно – моторных навыков, развитие креативного мышления, умение работать в группе  

    Рефлексия -Когда мы играли, что вы чувствовали?

    15 мин

    Занятие№ 3 « Река времени» ( категория время)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: мяч, песочные часы, секундомер, флажки красного и зелёного цвета.  

    Обеспечение пространства, технических средств

    10 мин до начала

    2.

    Вводная часть

     Упражнение  на основе техники « Я начну, а ты продолжи…»

    « Нельзя терять ни секунды, когда …»

    Цель : работа с внутренними ресурсами, развитие уверенности, прорабатывание  проблемных ситуаций.

    5 мин

    3.

    Разминка

    Подвижные игры с флажками.

     « Стой, беги»

    Цель: действие по сигналу, произвольность, снижение психомышечного напряжения.

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Упражнение -повествование

     « Один день из жизни Пети»

    Цель : повысить уровень осознания собственной значимости, умение классифицировать временные понятия ( части суток)

     8 мин

    5.

    Заключительный

    Рисование триады

    «Я в прошлом, я – сейчас, я в будущем»

    Цель: снижение тревожности, Рефлексия-Когда мы рисовали, что вы чувствовали?

     17 мин

    Занятие№ 4  « В стране ветряных мельниц» ( ветер)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: вертушка, шарик от пинпонга,  картон, листы бумаги.

    Обеспечение пространства, технических средств

    10 мин до начала

    2.

    Вводная часть

    Эксперимент у каждого из листа бумаги сделана машина и в руке лист плотного картона

     « Бумажные гонки»

    Обсуждение – версии

     « Говорит тот у кого в руке  вертушка»

    Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

    5 мин

    3.

    Разминка

     Дидактическая игра, правило работы в занятии: говорит тот, у кого в руке  вертушка,  кто не назвал правильно – выбывает из игры.

     « Четыре стихии»

    Цель: развивать умение классифицировать предметы и явления. Проживать проигрыш, умение слушать других.

    -Где в жизни нам пригодится это умение?

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Игры в парах, по сигналу дети меняются партнёрами.

     « Воздушный футбол»,

    « Гонки»,

    Цель: работа над дыханием , развитие коммуникативных навыков

    10 мин

    5.

    Заключительный

    Релаксация

    « Китайские ветряные колокольчики»

    Рефлексия

    -Когда мы играли, что вы чувствовали?

    - Что нового узнали?

     10 минут

    Занятие№ 5  « Приключения шарика» (воздух)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: воздушный шар, сода, лимонная кислота, вода в бутылке, шапки – маски:  капля 4 штуки, лимон, клубника, воздушные пузырьки.

     

    Обеспечение пространства, технических средств

     10 минут до начала

    2.

    Вводная часть

     Показ эксперимента

    Сода + кислота + бутылка с водой ( на горлышке шарик) =

     Обсуждение – версии

     « Говорит тот у кого в руке шарик»

    Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

     5 мин

    3.

    Разминка

     Упражнение –игра  дети в масках капель воды и другое .

     « Броуновское движение»  по сигналу образовать пару и рассказать что получилось.

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Упражнение на прорабатывание ситуации  гнева, возмущения, злости.

    « Лопни шарик»

    Цель: приобретение навыков правильно выражать негативные эмоции.

    Где в жизни нам пригодится это умение?

    10 мин

    5.

    Заключительный

     Танцы под музыку и пускание мыльных пузырей

     « Пузыри настроения»

    Цель: снижение тревожности, психомышечного напряжения.

    Рефлексия

    -Когда мы играли, что вы чувствовали?

    10 мин

    Занятие№ 6 « Радужные истории» ( свет)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: фонарик, зеркало, понос с водой, гуашевые краски  4 цветов: красный, жёлтый, синий, белый.  Палитра на каждого. Листы плотной бумаги А -4

    Обеспечение пространства, технических средств.

    За 10 мин до начала

    2.

    Вводная часть

     Эксперимент с зеркалом  и светом.

    Вода на подносе + зеркало на дне воды+ фонарик = радуга на стене.

    Обсуждение – версии

     « Говорит тот у кого в руке фонарик»

    Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

    5 мин

    3.

    Разминка

     Игра с солнечным зайчиком

     « Я пускаю –

     ловишь –ты !»

    Цель: умение работать в парах, снижение агрессивности, произвольность.

    -Где в жизни нам пригодится это умение?

    5 мин

    4.

    Основная часть

     Арт - терапия

     Смешивание красок на палитре, рисование  « Радужное настроение»

    Цель:  работа с внутренними ресурсами, снятие уровня тревожности.

     20 мин

    5.

    Заключительный

    Коллективная работа

     Из индивидуальных работ составляется на общей поверхности коллективная работа, подбирается название

    Рефлексия

    -Когда мы рисовали, что вы чувствовали?

    - Что нового узнали?

     5 мин

    Занятие№ 7 « Фокусники» (вода)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования:  пластиковые стаканы, соль, сахар, кофе, гуашь, пулевизаторы, белая ткань размером 1.40х 1.40.

    Обеспечение пространства, технических средств

    10 мин до начала

    2.

    Вводная часть

    Эксперимент вода + соль = нет цвета

    Вода + гуашь = цветная вода

    Обсуждение – версии

     « Говорит тот у кого на голове шапка факира»

    Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

    5 мин

    3.

    Разминка

    Игра средней подвижности

    « Художник и краски»

    Цель : действовать по правилам, снятие психомышечного напряжения.

    10 мин

    4.

    Основная часть

     Рисование пулевизаторами на ткани.

    « Граффити»

    Цель: развитие творчества, возможности взаимодействия, снижение уровня агрессии, тревожности.

    Где в жизни нам пригодится это умение?

    20 мин

    5.

    Заключительный

     рефлексия

     « Шляпа по кругу»

    Цель: развивать умение качественного выделения значимой для себя деятельности, отслеживать свои эмоции и чувства.

    -Когда мы были художниками, что вы чувствовали?

     10 Мин

    Занятие№ 8  « Свеча желаний» ( огонь)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: светящаяся палочка, свечка, видео огня, звуковые файлы огня,  

    Обеспечение пространства, технических средств

    2.

    Вводная часть

    Эксперимент.

    Свеча горит + банка сверху = свеча гаснет

    Обсуждение – версии

     « Говорит тот у кого в руке светящаяся палочка»

    Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

     5 мин

    3.

    Разминка

    Подвижная  игра

    « Огонь - лёд»

    Цель: развитие быстроты реакции, переключаемости умение соблюдать правила.

    Где в жизни нам пригодится это умение?

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Прослушивание звукового файла, видео презентации .

    «Викторина»  2 команды ( искорки и пожарники)

    Перечислить положительные и отрицательные воздействия.

    10 мин

    5.

    Заключительный

    Релаксация

    « Свеча» ( текст адаптирован для дошкольников) Рефлексия.

    10 мин

    Занятие№ 9 « Песочные фантазии» (земля)

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: мяч, песок , вода, кинетический песок, мелкие изображения животных, людей деревьев.

    Обеспечение пространства, технических средств

     10 мин до начала

    2.

    Вводная часть

    Эксперимент

    Песок обычный сухой + форма= ничего.

    Песок кинетический+ форма= фигура,

    Обсуждение – версии

     « Говорит тот, у кого в руке мяч»

    Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

     5 мин

    3.

    Разминка

    Дидактическая игра

    « Чего не может быть без…»

    Цель: развитие умение логически завершать высказывание, резюмировать своё мнение, снижать тревожность, повышать самооценку.

    5 мин

    4.

    Основная часть

    Коллективное создание песочной империи

    « Королевство  мечты»

    Цель: снятие тревожности, агрессивности, умение  создавать, обсуждать и развивать сюжет, проигрывать проблемные ситуации.

     15 минут

    5.

    Заключительный

     Рефлексия

     « Говорит тот, у кого мяч.»

     5 мин.

    Занятие№ 10 итоговое  « Планета»

    Название этапа

    Содержание

    Задания и упражнения

    Время

    1

    Подготовительный

    Подготовка оборудования: мяч,  глобус, фотографии разных национальностей или видеоматериалы.

    Обеспечение пространства, технических средств

    2.

    Вводная часть

    Упражнение  на коррекцию коммуникативных навыков

     « Доброе слово»

    Цель: развитие доброжелательности, снятие барьеров в общении.

     5 мин

    3.

    Разминка

    Игра на словарный запас

     « Кто где живёт?»

    По изображению назвать национальность, страну,  климатическую зону.

     5 мин

    4.

    Основная часть

    « Путешествие с глобусом»

    Дети по очереди раскручивают глобус и с закрытыми глазами указывают место, идёт спонтанное проигрывание ситуации, группа помогает.

    Цель: развитие креативного мышления, коммуникативных навыков.

     20 мин

    5.

    Заключительный

     Рефлексия « Мяч по кругу»

    Цель: развивать умение качественного выделения значимой для себя деятельности, отслеживать свои эмоции и чувства.

    Необходимо отметить, что на протяжении реализации программы с детьми постепенно выстраивались взаимоотношения взаимного доверия,  принятия себя и других. Занятия проходят с использованием игровых упражнений,  разных видов работ:  индивидуальной, парной, коллективной в спокойной доброжелательной атмосфере. В целом программа способствует  повышению самооценки, снижению тревожности и агрессивности.

    Список использованной литературы

    1. Акименко А. К. Социально-психологический тренинг в образовании:           учебно – методическое пособие / А. К. Акименко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015 – 91 с.
    2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
    3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.
    4. Богоявленская Д. Б. Метод диагностики творческих способностей и одаренности «Креативное поле»– Москва: Школьная книга, 2010. - 320 с.
    5. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
    6. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольников: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. – 144с.
    7. Даль В.И., Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001, - 992с.
    8. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 368 с.: ил.
    9. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под редакцией О.В. Дыбиной. - 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска)
    10. Дьяченко О. М. Одаренный ребенок / Под. ред. О.М. Дьяченко. – М: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с.
    11. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.
    12. Ежова Н. Н. Краткий справочник практического психолога / Н. Н. Ежова. - – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 318 с. : ил. – ( Психологический практикум)
    13. Загвязинский В. И  Педагогика : учебник для высш. проф образования /  В. И. Загвязинский , И. Н. Емельянова ; под редакцией В. И. Загвязинского. – М.: издательский центр « Академия» 2011. – 352 с. – 9 сер. Бакалавриат)
    14. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. дорогою добра. Занятия по социально – коммуникативному развитию.- М.:ТЦ Сфера, 2016. – 320 с.
    15. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.
    16.  Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва.- 2003.- С. 3
    17.   Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.
    18. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности : [Учеб. пособие для вузов] / А.А. Лосева. - М. : Акад. проект : Трикста, 2004. - 174 с.: ил.;20. - (Руководство практического психолога и социального педагога / Науч.-внедренч. лаб. психопедагогики образования
    19. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с.
    20.  Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2011. 22. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2009. - 224 c.– 160 c.
    21.  Ридецкая О.Г. ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ: Учебно-

    практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.

    1.  Савенков А. И. . Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 272с.
    2. Субботина Е. А.  Мой ребёнок  - уникальный, или гениями становятся! – Ростов/Д6 Феникс, 2015. – 190 с.
    3. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,- 136c.
    4.   Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 c.
    5. Новичкова В. Б. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. - М., 2002.
    6. Эксакусто Т. В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 254 с.
    7. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
    8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
    9. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001. – 131 с.
    10. Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции - Н. Новгород: НГЦ, 2001.
    11. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.
    12. Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми //Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ
    13. Боева Е.Л., Кондратенко О.И. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

    Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....

    Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

    Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

    Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"

    Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...

    Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

    Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....

    Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

    Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

    План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

    В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...