Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Яковенко Галина Анатольевна

Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_snyatiya_trevozhnosti.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ        УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД  № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, г. Энгельс, ул. Одесская, д.60, ИНН 6449019417, КПП 644901001

Коррекционно – развивающая программа с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста для снижения  уровня  тревожности.

Составил: педагог – психолог

Яковенко Г. А.

Энгельс 2017

Содержание коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению тревожности, агрессивности, повышению самооценки одарённых детей.

Состав тренинговой группы: дети в возрасте 6-7 лет, количество 20 человек.

Время и частота проведения: один раз в неделю в течение 10 недель.

Проблемы: при высоком уровне познавательного и речевого развития дети имеют проблемы в эмоциональной и личностной сфере.

Задачи:

Стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств.

Сформировать умение точнее понимать и вербализировать свои чувства и эмоциональные состояния.

Сформировать и закрепить  адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Используемые техники и виды тренинговых упражнений:  техники коррекции эмоциональной сферы, снижения психоэмоционального напряжения, техники коррекции межличностных отношений, нарушения и трудностей общения упражнения исследовательские, развивающие , формирующие , проективные и ролевые.

Комплексно – тематическое планирование

Занятие№ 1 «Здравствуй, это – я.»

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения, цели.

Время

1

Подготовительный

Включение детей в группу по результатам диагностического обследования, заключение договора с родителями .

Обеспечение пространства, технических средств.

За 10 минут до начала

2.

Вводная часть

Знакомство с ведущим, с участниками.

( развивающее упражнение)

« Имена»

Цель:коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений

5 мин

3.

Разминка

Игра на развитие слухового восприятия

Формирующее упражнение.

« Угадай, кто позвал»

цель: коррекция личностной сферы, коммуникативных навыков.

-Где в жизни может пригодиться умение отгадывать голоса?

5 мин

4.

Основная часть

Игра с водящим

Развивающее упражнение

« Жмурки» цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве, снятие тревожности.

10 мин

5.

Заключительный

Совместное рисование

«Дорисуй фигуры до своего портрета» цель: снижение агрессивности, развитие творческого потенциала, сплоченность группы

Рефлексия

-Когда мы играли, что вы чувствовали?

15 миут

Занятие№ 2  « Я среди других».

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: мяч, геометрическое лото

Обеспечение пространства, технических средств.

За 10 мин до начала

2.

Вводная часть

Возобновление группы, введение правил: говорит только тот, у кого в руках мяч

 «Комплимент»

Цель:коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений

5 мин

3.

Разминка

Ответы на все вопросы ведущего с помощью жестов и мимики.

«Это Я! Это моё!»

Цель: развитие лучшего понимания других, обучение элементам выразительных движений, снижение уровня тревожности.

5 мин

4.

Основная часть

Игра на развитие внимания, речевую активность, закрепление основного правила занятия

«Воздух – земля»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, переключаемости, умения классифицировать понятия.

10 мин

5.

Заключительный

Совместное конструирование из геометрического лото ( геометрические фигуры разного цвета, формы  и размера)

«  Город будущего»

 Цель: Закрепление сенсорно – моторных навыков, развитие креативного мышления, умение работать в группе  

Рефлексия -Когда мы играли, что вы чувствовали?

15 мин

Занятие№ 3 « Река времени» ( категория время)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: мяч, песочные часы, секундомер, флажки красного и зелёного цвета.  

Обеспечение пространства, технических средств

10 мин до начала

2.

Вводная часть

 Упражнение  на основе техники « Я начну, а ты продолжи…»

« Нельзя терять ни секунды, когда …»

Цель : работа с внутренними ресурсами, развитие уверенности, прорабатывание  проблемных ситуаций.

5 мин

3.

Разминка

Подвижные игры с флажками.

 « Стой, беги»

Цель: действие по сигналу, произвольность, снижение психомышечного напряжения.

5 мин

4.

Основная часть

Упражнение -повествование

 « Один день из жизни Пети»

Цель : повысить уровень осознания собственной значимости, умение классифицировать временные понятия ( части суток)

 8 мин

5.

Заключительный

Рисование триады

«Я в прошлом, я – сейчас, я в будущем»

Цель: снижение тревожности, Рефлексия-Когда мы рисовали, что вы чувствовали?

 17 мин

Занятие№ 4  « В стране ветряных мельниц» ( ветер)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: вертушка, шарик от пинпонга,  картон, листы бумаги.

Обеспечение пространства, технических средств

10 мин до начала

2.

Вводная часть

Эксперимент у каждого из листа бумаги сделана машина и в руке лист плотного картона

 « Бумажные гонки»

Обсуждение – версии

 « Говорит тот у кого в руке  вертушка»

Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

5 мин

3.

Разминка

 Дидактическая игра, правило работы в занятии: говорит тот, у кого в руке  вертушка,  кто не назвал правильно – выбывает из игры.

 « Четыре стихии»

Цель: развивать умение классифицировать предметы и явления. Проживать проигрыш, умение слушать других.

-Где в жизни нам пригодится это умение?

5 мин

4.

Основная часть

Игры в парах, по сигналу дети меняются партнёрами.

 « Воздушный футбол»,

« Гонки»,

Цель: работа над дыханием , развитие коммуникативных навыков

10 мин

5.

Заключительный

Релаксация

« Китайские ветряные колокольчики»

Рефлексия

-Когда мы играли, что вы чувствовали?

- Что нового узнали?

 10 минут

Занятие№ 5  « Приключения шарика» (воздух)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: воздушный шар, сода, лимонная кислота, вода в бутылке, шапки – маски:  капля 4 штуки, лимон, клубника, воздушные пузырьки.

 

Обеспечение пространства, технических средств

 10 минут до начала

2.

Вводная часть

 Показ эксперимента

Сода + кислота + бутылка с водой ( на горлышке шарик) =

 Обсуждение – версии

 « Говорит тот у кого в руке шарик»

Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

 5 мин

3.

Разминка

 Упражнение –игра  дети в масках капель воды и другое .

 « Броуновское движение»  по сигналу образовать пару и рассказать что получилось.

5 мин

4.

Основная часть

Упражнение на прорабатывание ситуации  гнева, возмущения, злости.

« Лопни шарик»

Цель: приобретение навыков правильно выражать негативные эмоции.

Где в жизни нам пригодится это умение?

10 мин

5.

Заключительный

 Танцы под музыку и пускание мыльных пузырей

 « Пузыри настроения»

Цель: снижение тревожности, психомышечного напряжения.

Рефлексия

-Когда мы играли, что вы чувствовали?

10 мин

Занятие№ 6 « Радужные истории» ( свет)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: фонарик, зеркало, понос с водой, гуашевые краски  4 цветов: красный, жёлтый, синий, белый.  Палитра на каждого. Листы плотной бумаги А -4

Обеспечение пространства, технических средств.

За 10 мин до начала

2.

Вводная часть

 Эксперимент с зеркалом  и светом.

Вода на подносе + зеркало на дне воды+ фонарик = радуга на стене.

Обсуждение – версии

 « Говорит тот у кого в руке фонарик»

Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

5 мин

3.

Разминка

 Игра с солнечным зайчиком

 « Я пускаю –

 ловишь –ты !»

Цель: умение работать в парах, снижение агрессивности, произвольность.

-Где в жизни нам пригодится это умение?

5 мин

4.

Основная часть

 Арт - терапия

 Смешивание красок на палитре, рисование  « Радужное настроение»

Цель:  работа с внутренними ресурсами, снятие уровня тревожности.

 20 мин

5.

Заключительный

Коллективная работа

 Из индивидуальных работ составляется на общей поверхности коллективная работа, подбирается название

Рефлексия

-Когда мы рисовали, что вы чувствовали?

- Что нового узнали?

 5 мин

Занятие№ 7 « Фокусники» (вода)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования:  пластиковые стаканы, соль, сахар, кофе, гуашь, пулевизаторы, белая ткань размером 1.40х 1.40.

Обеспечение пространства, технических средств

10 мин до начала

2.

Вводная часть

Эксперимент вода + соль = нет цвета

Вода + гуашь = цветная вода

Обсуждение – версии

 « Говорит тот у кого на голове шапка факира»

Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

5 мин

3.

Разминка

Игра средней подвижности

« Художник и краски»

Цель : действовать по правилам, снятие психомышечного напряжения.

10 мин

4.

Основная часть

 Рисование пулевизаторами на ткани.

« Граффити»

Цель: развитие творчества, возможности взаимодействия, снижение уровня агрессии, тревожности.

Где в жизни нам пригодится это умение?

20 мин

5.

Заключительный

 рефлексия

 « Шляпа по кругу»

Цель: развивать умение качественного выделения значимой для себя деятельности, отслеживать свои эмоции и чувства.

-Когда мы были художниками, что вы чувствовали?

 10 Мин

Занятие№ 8  « Свеча желаний» ( огонь)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: светящаяся палочка, свечка, видео огня, звуковые файлы огня,  

Обеспечение пространства, технических средств

2.

Вводная часть

Эксперимент.

Свеча горит + банка сверху = свеча гаснет

Обсуждение – версии

 « Говорит тот у кого в руке светящаяся палочка»

Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

 5 мин

3.

Разминка

Подвижная  игра

« Огонь - лёд»

Цель: развитие быстроты реакции, переключаемости умение соблюдать правила.

Где в жизни нам пригодится это умение?

5 мин

4.

Основная часть

Прослушивание звукового файла, видео презентации .

«Викторина»  2 команды ( искорки и пожарники)

Перечислить положительные и отрицательные воздействия.

10 мин

5.

Заключительный

Релаксация

« Свеча» ( текст адаптирован для дошкольников) Рефлексия.

10 мин

Занятие№ 9 « Песочные фантазии» (земля)

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: мяч, песок , вода, кинетический песок, мелкие изображения животных, людей деревьев.

Обеспечение пространства, технических средств

 10 мин до начала

2.

Вводная часть

Эксперимент

Песок обычный сухой + форма= ничего.

Песок кинетический+ форма= фигура,

Обсуждение – версии

 « Говорит тот, у кого в руке мяч»

Цель : развивать мышление, аналитические способности, произвольность

 5 мин

3.

Разминка

Дидактическая игра

« Чего не может быть без…»

Цель: развитие умение логически завершать высказывание, резюмировать своё мнение, снижать тревожность, повышать самооценку.

5 мин

4.

Основная часть

Коллективное создание песочной империи

« Королевство  мечты»

Цель: снятие тревожности, агрессивности, умение  создавать, обсуждать и развивать сюжет, проигрывать проблемные ситуации.

 15 минут

5.

Заключительный

 Рефлексия

 « Говорит тот, у кого мяч.»

 5 мин.

Занятие№ 10 итоговое  « Планета»

Название этапа

Содержание

Задания и упражнения

Время

1

Подготовительный

Подготовка оборудования: мяч,  глобус, фотографии разных национальностей или видеоматериалы.

Обеспечение пространства, технических средств

2.

Вводная часть

Упражнение  на коррекцию коммуникативных навыков

 « Доброе слово»

Цель: развитие доброжелательности, снятие барьеров в общении.

 5 мин

3.

Разминка

Игра на словарный запас

 « Кто где живёт?»

По изображению назвать национальность, страну,  климатическую зону.

 5 мин

4.

Основная часть

« Путешествие с глобусом»

Дети по очереди раскручивают глобус и с закрытыми глазами указывают место, идёт спонтанное проигрывание ситуации, группа помогает.

Цель: развитие креативного мышления, коммуникативных навыков.

 20 мин

5.

Заключительный

 Рефлексия « Мяч по кругу»

Цель: развивать умение качественного выделения значимой для себя деятельности, отслеживать свои эмоции и чувства.

Необходимо отметить, что на протяжении реализации программы с детьми постепенно выстраивались взаимоотношения взаимного доверия,  принятия себя и других. Занятия проходят с использованием игровых упражнений,  разных видов работ:  индивидуальной, парной, коллективной в спокойной доброжелательной атмосфере. В целом программа способствует  повышению самооценки, снижению тревожности и агрессивности.

Список использованной литературы

  1. Акименко А. К. Социально-психологический тренинг в образовании:           учебно – методическое пособие / А. К. Акименко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015 – 91 с.
  2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.
  4. Богоявленская Д. Б. Метод диагностики творческих способностей и одаренности «Креативное поле»– Москва: Школьная книга, 2010. - 320 с.
  5. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
  6. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольников: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. – 144с.
  7. Даль В.И., Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001, - 992с.
  8. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 368 с.: ил.
  9. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под редакцией О.В. Дыбиной. - 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска)
  10. Дьяченко О. М. Одаренный ребенок / Под. ред. О.М. Дьяченко. – М: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с.
  11. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.
  12. Ежова Н. Н. Краткий справочник практического психолога / Н. Н. Ежова. - – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 318 с. : ил. – ( Психологический практикум)
  13. Загвязинский В. И  Педагогика : учебник для высш. проф образования /  В. И. Загвязинский , И. Н. Емельянова ; под редакцией В. И. Загвязинского. – М.: издательский центр « Академия» 2011. – 352 с. – 9 сер. Бакалавриат)
  14. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. дорогою добра. Занятия по социально – коммуникативному развитию.- М.:ТЦ Сфера, 2016. – 320 с.
  15. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.
  16.  Лейтес Н.С. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Доклад.- Москва.- 2003.- С. 3
  17.   Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.
  18. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности : [Учеб. пособие для вузов] / А.А. Лосева. - М. : Акад. проект : Трикста, 2004. - 174 с.: ил.;20. - (Руководство практического психолога и социального педагога / Науч.-внедренч. лаб. психопедагогики образования
  19. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с.
  20.  Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2011. 22. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2009. - 224 c.– 160 c.
  21.  Ридецкая О.Г. ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ: Учебно-

практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.

  1.  Савенков А. И. . Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 272с.
  2. Субботина Е. А.  Мой ребёнок  - уникальный, или гениями становятся! – Ростов/Д6 Феникс, 2015. – 190 с.
  3. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,- 136c.
  4.   Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 c.
  5. Новичкова В. Б. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. - М., 2002.
  6. Эксакусто Т. В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 254 с.
  7. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
  8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
  9. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001. – 131 с.
  10. Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции - Н. Новгород: НГЦ, 2001.
  11. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.
  12. Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми //Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ
  13. Боева Е.Л., Кондратенко О.И. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".

Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...