Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Луконина Наталья Владимировна

Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_korrektsionno.docx170.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить сформированность   слухового, сенсорного  и моторно-двигательного внимания    у детей в разнообразной деятельности;
  • формировать инициативное высказывание в диалогах;

Коррекционно - развивающие:

  • уточнить знания о числовом ряде;
  • закреплять количественный  счет;
  • уточнить пространственные представления, геометрические фигуры и цвет;
  • вырабатывать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
  • развивать мышление с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация;
  • корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:

- развитие зрительно – пространственной ориентировки;

- формирование  цветоразличение;

- развитие сохранных анализаторов;

- повышение  остроты зрения;

- развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание;

- формирование зрительного восприятия;

- закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  • развивать мелкую моторику и координацию рук с действием;
  • вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

-комплект цифр на каждого ребенка;

демонстрационный материал: картина (ежи, солнце, гриб, елка с шишками);   

  картина с наложением (игрушки);  картина с геометрическими фигурами;

- картинка леса и деревни;- пирамидка; - большая цифра 4.

раздаточной материал: (шишки, грибочки); карточки с наложением  

   (игрушки);   карточки с геометрическими фигурами;

- картинки домашних и диких животных (свинья, лошадь, коза; белка, волк,  лиса);

- тарелочки; бабочка (гимнастика для глаз); цветные карандаши; мольберт;

- аппаратура мультимедиа, экран.

Ход занятия

  1. Организационный  момент   

Восп.: Ребята , давайте поздороваемся

 Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно

Говорю я вам «Привет»!

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг.

Здравствуй весь наш дружный круг.

А теперь поздороваемся с нашими гостями.

Восп.:  Ребятки, я слышала, что в лесу скоро открывается лесной детский сад и ежата будут его посещать, но они не знают,  чем занимаются в детском саду, что там делают. Я предлагаю   показать какие  любознательные  и находчивые ребята в детском саду и как они занимаются.  Сегодня на  у нас будут разные задания. И вот первое из них. (Экран)

а/    Вопросы на сообразительность:

  • Как называется геометрическая фигура, у которой 3 угла?
  • Как называется геометр. фигура у которая похожа на огурец?
  • Какие еще вы знаете геометрические фигуры?
  • Какого цвета треугольник, овал, круг, квадрат, прямоугольник?
  • Кто длиннее: змея или гусеница?
  • В какое время суток вы занимаетесь, играете, гуляете?
  • Какое  число меньше: 5 или 6?
  • Чего больше деревьев или листьев?

II. Основная часть.  

    1. Работа с картиной / отгадывание загадок.     

 а/  - У нас есть картина. Я вам буду загадывать загадки, а вы найдите  на ней отгадки.(Экран)

http://kssovushka.ru/uploads/images/9124%D0%9F1.%D0%91.2017.1-1.png

     «Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

      Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет»  (солнце)

    «Ее всегда в лесу найдешь- пойдем гулять и встретим.

      Стоит колючая, как еж зимою в платье летнем»   (елка)

         «Сердитый недотрога,  живет в лесной глуши.

      Иголок очень много, а нитки не одной»   (ежик)

         « Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?

        Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы»   (гриб)

б/ Вопросы по картине.

Восп.: - Сколько ежат на картине?  (три)

            -  Каких предметов по одному? ( солнце, елка, гриб)
            - Сколько шишек на елке?  (четыре)

             - Покажите карточку с цифрой 4.

в/ Работа с раздаточным материалом.   (количество и счет)

(понимание отношений между числами натурального ряда).

Восп.: - У вас на тарелочках есть шишки и грибочки. Положите столько шишек, сколько их на елке. (Что надо сначала сделать?  Сколько ты насчитал шишек?  Сколько ты возьмешь шишек из тарелочки?)

   Восп.:  Сколько вы положили шишек? Сережа? Кирилл? У тебя Дима?...

   Восп.:   А теперь положите грибочков на 1 больше, чем шишек.

    Сколько вы положили грибков?

    Чего больше: шишек или грибочков?

    На сколько грибочков больше, чем шишек?

    На сколько шишек меньше, чем грибочков?

(немного запутались, на следующих занятиях будем учиться сравнивать количество предметов).

2. «Найди домик».  (классификация предметов по их основным признакам, развитие зрительно – пространственной ориентировки).

Восп.:  Ежата лесные жители. А вот другие животные заблудились, не могут найти, где их дом в лесу или рядом с людьми.У вас есть картинки животных, надо помочь найти жилье  для каждого животного.  Где их дом: лес или рядом с людьми. (дефектолог демонстрирует картинки леса и деревни)

Восп.:  - Послушайте, как я говорю, а потом вы сами будите рассказывать.

- Это корова. Она живет рядом с людьми.

- Это лось. Он живет в лесу.

(ответы детей)  Молодцы, помогли животным найти их жилье.

3. «Расскажи о яблоке»   (подбор определений.)

Восп.:  Подумайте и скажите, что любят ежи? (грибы, ягоды, молоко…). Мы угостим их яблоком. А вы расскажите: какое яблоко. Вы будите называть какое яблоко, а я буду надевать колечки.

( использовать пирамидку, наводящие вопросы) / Красное, сочное, большое, твердое, гладкое, круглое, вкусное, сладкое, полезное, ароматное …)/ после того, как собрали колечки пирамидки – дефектолог быстро накрывает ее салфеткой.

4. «Услышь правильное слово»   

(развитие сохранных анализаторов: фонематический слух)

Восп.: - Яблоко – это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?

- Я вам буду называть слова, похожие на слово «груша» и когда вы услышите, что  

   я  сказала  правильно, хлопните в ладоши. (приготовьте ладоши)

- Слушайте внимательно: груфа, г´юша, глюса, груша, груса, г´юса, г´юфа, груша.

- Это было трудное задание, но мы обязательно потренируемся различать

   правильно называемые слова.

5. Беседа об игрушках.  

Восп.: - Вот мы собрали колечки и что у нас получилось? Пирамидка.

- Пирамидка – это что? Игрушка.

- А вы знаете игрушку – «неваляшка»?

- Почему ее так называют?

- А еще неваляшку  называют «Ванька - Встань-ка». Я вам  покажу и расскажу потешку про Ваньку - Встань-ку, а вы смотрите и вместе со мной выполняйте.

 

III. Физкультминутка.    (развитие зрительно – моторной координации)

Ванька – Встань-ка, Ванька – Встань-ка, (наклоны в стороны)

Приседай-ка, приседай-ка. (приседания)

Будь послушным,  ишь какой (погрозить пальчиком)

Нам не справиться с тобой. (покружиться)

IY. Гимнастика для глаз.  ( использование электронной физминутки с показом на большом экране)

Восп.:-  Сейчас на улице зима.   И  мы с вами понаблюдаем, как летят снежинки, а наши глаза будут за ними следить и в тоже время отдыхать.

- Внимательно следите глазами за падающим снежинками.

 YРабота с карточками.   (развитие остроты зрения: наложение предметов).

http://kssovushka.ru/uploads/images/9124%D0%9F1.%D0%91.2017.1-2.png

Восп.: - У вас есть карточки, где много игрушек.(также выставляется большая картинка с таким же заданием)

 -  Посмотрите внимательно и скажите:    какую  игрушку вы увидели?

 - Слушайте других детей, старайтесь не повторяться. (ребенок: я увидел мячик…)

 - Что еще вы увидели? (дополнительные вопросы, если дети затрудняются назвать все предметы на карточке)

 - Посчитайте и скажите мне на ушко: сколько всего игрушек на карточке?

 - Поднимите руку у кого получилось 6 игрушек? У кого 7 игрушек? (молодцы, эти дети не ошиблись, кто насчитал 6 игрушек)

YI. Гимнастика для глаз. 

 (развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание)

Восп.: - Вы внимательно и долго рассматривали  картинку, глаза устали и сейчас сделаем гимнастику, чтобы глаза отдохнули.

-  Последите глазами за полетом снегиря: снегирь полетел влево, полетел  

    вправо, полетел влево, вправо (следим только глазами); полетел вверх, вниз,

    вверх, вниз.

-   Поморгали  часто, часто – зажмурились крепко, крепко.

-   Поморгали часто, часто – раскрыли глаза широко, широко.

 - Потрите ладони и прикройте глаза, глаза отдыхают.

YII.  Работа с карточками    (развитие мелкой моторики руки)

 (развитие зрительного восприятия, практической ориентировки на микропространстве  - листе бумаги, мелкой моторикеРаскрась фигуры.

Восп.:- Теперь потренируем пальчики.

-  Вы сказали, что ежата любят еще и грибочки. Давайте угостим ежат. Положите перед собой карточку с грибами и  раскрасьте второй грибок; пятый грибок; первый грибок.

- Старайтесь не выходить за контур, держите правильно карандаш.

- Сколько всего грибов  вам надо закрасить?  Сколько грибов вы еще не закрасили ?

-   У нас мало времени, поэтому остальные грибочки  вы закрасите в группе.

   YIII. Итог занятия.  

Сегодня на занятии вы выполнили много заданий.

- Какие задания были интересными?  

- Какое задание было трудным?

- А какое задание не вызвало затруднений?  

Сюрпризный момент. Ежатам очень понравилось как вы работали на занятии и они дарят вам свои портреты. Вы их возьмете в группу и разукрасите.

http://kssovushka.ru/uploads/images/9124%D0%9F1.%D0%91.2017.1-3.png

Литература:

1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Творческий центр Сфера, 2006.

2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

Коррекционно-развивающая программа "Общаемся-играя" для детей старшего дошкольного возраста

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем воспитания и развития старших дошкольников. Современные образовательные программы делают приоритетным интеллектуализацию ...

Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"Цель занятия:Развитие активной познавательной и речевой деятельности детей.Задачи...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".

Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...