Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей в дошкольном учреждении
статья ( группа) на тему

Шевелева Светлана Сергеевна

В данной статье раскрывается опыт организации клубной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской  Республики  с целью поддержки одиноких матерей и женщин, подверженных стрессам и депрессиям. Посещая клуб по интересам, женщины получают  возможность реализовать себя, пережить чувство успеха, ощущение своей «нужности» и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость человека, позволяет стремиться к новым достижениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевелева  Светлана Сергеевна

педагог-психолог

 МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик»

 города Новочебоксарск Чувашской  Республики

Психолого-педагогическое сопровождение

неполных семей в дошкольном учреждении.

Аннотация: в данной статье раскрывается опыт организации клубной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской  Республики  с целью поддержки одиноких матерей и женщин, подверженных стрессам и депрессиям. Посещая клуб по интересам, женщины получают  возможность реализовать себя, пережить чувство успеха, ощущение своей «нужности» и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость человека, позволяет стремиться к новым достижениям.

Ключевые слова и фразы: клубно-досуговая деятельность, неполные семьи, одинокие матери, психолого-педагогическая поддержка, чувство успеха, душевное благополучие,  детско-родительские отношения.

Организация клубно-досуговой деятельности, к которой относится и организация клубной работы, в Российской Федерции, определена в «Концепции модернизации структуры и содержания российского образования». Однако, в силу разных причин – экономических и социальных, этой теме в последнее время мало уделялось должного внимания.  В результате, выросло целое поколение, не умеющее организовывать своё свободное время, увлекательно и с пользой проводить свой досуг. Уклад российской семьи активно разрушали алкоголь, наркотики и нравственная бездуховность.

  Клубная деятельность – особая сфера жизни. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности – важные принципы её организации. Именно клубная деятельность при правильной организации создаёт каждому человеку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей «нужности» и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость человека, позволяет стремиться к новым достижениям и осваивать новые горизонты.

 Выжить в современном обществе труднее всего  женщинам. Именно они чаще всего подвержены стрессам и депрессиям. На женщину возложены обязанности по воспитанию детей, уходу за ними. Создать благоприятную атмосферу  в доме и уют в нем  - тоже не последняя задача. Надо найти время познать себя  и приласкать ребенка, вкусно накормить мужа, постирать, связать носки на зиму, вышить  красивую подушку, содержать в чистоте свое жилище и еще  тысячу дел. Но если, к тому же, женщина — одна, как справиться с этим, как  не потерять себя, не опускать руки, не впасть в депрессию.

По статистике из 210 детей, посещающих МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской  Республики 108 детей воспитываются в неполных семьях. Для того, чтобы помочь женщинам найти себя в этой жизни, не быть одинокой,  найти новых друзей и занятие по душе, уменьшить количество неполных семей разработана и реализуется психолого-педагогическая программа «Клуб одиноких сердец».

         Педагоги ставят задачу научить наших женщин быть всегда на высоте, укрепить веру в жизнь и интерес к ней, чтобы обучающие,  теоретические и практические занятия помогли приобрести новые увлечения, развить новые способности, творческий потенциал и эстетическую культуру и, конечно, укрепить душевное и физическое здоровье, посещая клуб по интересам: «Я и общество» - школа правовых знаний;  «Познай себя» - диалоги о здоровье,   восточные и спортивные танцы, сеансы релаксации и т.п.; «Рукодельница» - основы швейного дела, вязания на спицах, вязания крючком, вышивания, искусство икебаны, дизайн жилища; «Отдыхайка» - посещение кинотеатра, театра, музея, выставки; выезды-экскурсии; организация кружка художественной самодеятельности; домашний театр;  чаепития.  

          Программа «Клуб одиноких сердец»   построена по принципу клуба выходного дня. Срок действия программы: 9 месяцев. Частота встреч: не реже 2-х раз в месяц   (в основном в выходные дни). Численный состав «Клуба»: 10 - 20 человек. В организации кружков активное участие принимают родители детей, посещающих МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик», а также налажена связь с другими учреждениями  города.

Посещая клуб, женщины найдут новых друзей, получат юридическую и психолого-педагогическую поддержку, научатся управлять своими эмоциями, в результате повысится самооценка. После прохождения курса реабилитации укрепится психическое и физическое состояние здоровья женщины, повысится эстетическая культура поведения, женщина найдет новые подходы к укреплению своей семьи, научится общаться, получит педагогические знания, необходимые для воспитания детей. А самое главное — женщина научится самостоятельно  находить выход из стрессовых и депрессивных состояний.

Работа клуба началась с сентября 2014 года. Отзывы о работе клуба только положительные. За период работы клуба в некоторых  семьях произошли изменения: многие семьи сблизились и стали дружить между собой, стабилизировались детско-родительские отношения в семьях.  

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по анализу  анкетирования при старте проекта и по итогам тестирования в конце реализации проекта. Если в течение срока реализации программы мы вернем душевное благополучие этим 20 женщинам и укрепим детско-родительские отношения,  значит, наша задача - выполнена, и программа будет иметь 100% успех.

Список литературы:

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
  2. Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001, стр. 30-34. Ершова  Н.М. Воспитание детей в неполной семье / Н.М. Ершова. - М.: Прогресс, 1980. - 206 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008
  4. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с. 
  5. Пикхарт, К.Е. Руководство для одиноких родителей / К.Е. Пикхарт. - М.: Просвещение, - 1998. - 345 с.
  6. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Значимость психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности дошкольного учреждения.

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и к...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

В данном материале содержится следующая информация:Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Варианты комплекто...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

 Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализаци...