Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
рабочая программа на тему

Серегина Галина Борисовна

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.

ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе заключается в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте).

Общими ЗАДАЧАМИ  психолого-педагогического сопровождения являются:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_pedagoga-psihologa_dou.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагога-психолога

дошкольного образовательного учреждения

в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Но в развитии ребенку необходима направляющая помощь взрослых, окружающих его людей - педагогов и родителей. Таким образом, складывается триединая система, которую в психологии назвали психолого-педагогическим сопровождением. «Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия». (М. Битянова)

Под этим нужно понимать несколько важных моментов. Во-первых, следование за естественным развитием ребенка на конкретном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В-третьих, цель сопровождения - создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Я в своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.

ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе заключается в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте).

Общими ЗАДАЧАМИ  психолого-педагогического сопровождения являются:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Работа ведется в трех направлениях.

Первое направление - работа психолога с детьми, посещающими дошкольное учреждение. Здесь предусмотрены такие формы работы, как психолого-педагогическое наблюдение, введение развивающих игр и упражнений в повседневные игры детей, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с проблемными детьми, система развивающих занятий различной тематики в зависимости от возраста детей.

Второе направление - работа психолога с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Здесь предусмотрены такие формы взаимодействия с семьёй, как психологическое консультирование родителей, социально-психологический тренинг для взрослых, родительско-детский тренинг, семинары и др.

Психологическое консультирование базируется на информации, полученной от родителей, и её тщательном анализе. Это позволяет понять проблемы семьи: «плохое» поведение ребёнка; неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств; особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками; симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия.

Задача данного направления - выявить с одной стороны, причины возникших в семье трудностей, часто скрытых от сознания родителей, с другой - предложить выход из сложившейся ситуации. При решении этой задачи следует учитывать представления родителей о своём ребёнке и характер их взаимодействия с последующим обсуждением требований, которые взрослые предъявляют детям.

В процессе коррекционной работы необходимо дать возможность родителям прочувствовать и осознать болевые  (проблемные) точки при эмоциональных контактах с ребёнком; проанализировать причины возникновения холодности либо излишней тревожности и чрезмерной опеки в отношениях с ребёнком и выявить динамику изменения интенсивности (усиление, ослабление) данных симптомов по мере взросления детей; помочь взрослым стать более внимательными к поведенческим сигналам ребёнка, к нахождению способов его эмоциональной поддержки в сложных ситуациях, в выборе методов поощрения и наказания.

Третье направление - работа с педагогическим коллективом. На этом этапе решаются следующие задачи:

· формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

· закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

· индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с их родителями;

· формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты воздействия.

Для проведения работы используются разнообразные формы: теоретические семинары, семинары-практикумы, конференции, тренинги, групповые дискуссии и др.

Основная цель теоретических семинаров - расширение знаний педагогов о психологических особенностях дошкольников.

Семинары-практикумы - эффективная форма приобщения коллектива к творческой работе, к повышению профессионального мастерства. На этих семинарах педагоги вовлекаются в обсуждение результатов собственной исследовательской деятельности, проводимой под руководством психолога, обмениваются опытом, вырабатывают пути решения возникающих проблем.

Специальной формой помощи педагогам является социально-психологический тренинг межличностного общения и взаимодействия. Основная задача тренинга – формирование партнерских взаимоотношений, при которых учитываются интересы всех участников (приобретённые способы взаимодействия - залог успешной работы с детьми).

Все эти три направления работы нашли свое отражение в 4 блоках:

Блок 1. Сопровождение процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Блок 2. Обучение основам саморегуляции психических процессов  в дошкольном возрасте

Блок 3. Формирование навыков общения и произвольной регуляции эмоционального состояния в старшем дошкольном возрасте

Блок 4. Формирование школьной зрелости в старшем дошкольном возрасте

Блоки выделяются в соответствии с возрастными периодами развития ребенка в дошкольном детстве.

ЦЕЛЬ 1 БЛОКА: оказание помощи участникам учебно-воспитательного процесса в преодолении трудностей адаптационного периода.

ЗАДАЧИ:

  1. систематизировать теоретический и практический материал данной тематики;
  2. проанализировать возникшие трудности данного этапа и предложить способы их преодоления;
  3. способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  4. формировать навыки взаимодействия детей и взрослых.

ЦЕЛЬ 2 БЛОКА: развитие психологической самостоятельности в отношении происходящих психических процессов.

ЗАДАЧИ:

  1. систематизировать теоретический и практический материал данной тематики;
  2. выявлять неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств;
  3. определить особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками;
  4. выявлять симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия;
  5. обучать способам преодоления негативных проявлений особенностей эмоциональной сферы личности.

ЦЕЛЬ 3 БЛОКА: обучение навыкам продуктивного общения

ЗАДАЧИ:

  1. способствовать созданию среды, развивающей деятельность ребенка и стимулирующей ее;
  2. стимулировать собственную активность ребенка и напряжение его сил;
  3. способствовать обязательному участию взрослого в деятельности ребенка.

ЦЕЛЬ 4 БЛОКА: способствовать формированию школьно-зрелой личности дошкольника

ЗАДАЧИ:

  1. выявлять проблемные области в подготовке ребенка к школьному обучению;
  2. развивать школьно-значимые психические функции ребенка дошкольного возраста;
  3. формировать положительную школьную мотивацию у детей;
  4. обучать родителей способам психолого-педагогической поддержки детей в период подготовки к началу школьного обучения.

Мне хотелось бы более подробно остановиться на 2 блоке, который предполагает работу с детьми средней группы детского сада, а также с их родителями и педагогами.

Примерное календарно-тематическое планирование

Первое направление. Работа с детьми

Блок 2. Обучение основам саморегуляции психических процессов  в дошкольном возрасте

(cредняя группа)

Система упражнений для дошкольников

Месяц

Неделя

Упражнения

Сентябрь

1-я

1. Солнечный зайчик

2. На полянке

3. Жизнь в лесу

4. Общий круг

2-я

1. Улыбка

2. На полянке

3. Жизнь в лесу

4. Переходы

3-я

1. Пчелка

2. Бабочка

3. Добрые эльфы

4. Общий круг

4-я

1. Качели

2. Бабочка

3. Птенцы

4. Найди пару

Октябрь

1-я

1. Бабочка

2. Волшебный сон

3. Добрые эльфы

4. Переходы

2-я

1. Солнечный зайчик

2. Волшебный сон

3. Птенцы

4. Найди пару

3-я

1. Варвара

2. Водопад

3. Муравьи

4. Зеркало

4-я

1. Шишки

2. Водопад

3. Муравьи

4. Переходы

Ноябрь

1-я

1. Сорви яблоко

2. Воздушные шарики

3. Добрые эльфы

4. Зеркало

2-я

1. Холодно – жарко

2. Воздушные шарики

3. Театр теней

4. Найди пару

3-я

1. Солнечный зайчик

2. Полет птицы

3. Птенцы

4. Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем

4-я

1. Шалтай-Болтай

2. Полет птицы

3. Театр теней

4. Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем

Декабрь

1-я

1. Сосулька

2. Снежинка

3. Ожившие игрушки

4. Переходы

2-я

1. Штанга

2. Снежинка

3. Ожившие игрушки

4. Найди пару

3-я

1. Тряпичная кукла и солдат

2. Лентяи

3. Добрые эльфы

4. Зеркало

4-я

1. Драгоценность

2. Лентяи

3. Жизнь в лесу

4. Зеркало

Январь

1-я

1. Каждый спит

2. Тихое озеро

3. Жизнь в лесу

4. Найди пару

2-я

1. Игра с песком

2. Тихое озеро

3. Муравьи

4. Переходы

3-я

1. Солнечный зайчик

2. Спящий котенок

3. Добрые эльфы

4. Испорченный телефон

4-я

1. Солнышко и тучка

2. Облака

3. Птенцы

4. Испорченный телефон

Февраль

1-я

1. Муравей

2. Радуга

3. Ожившие игрушки

4. Бабушка Маланья

2-я

1. Винт

2. Радуга

3. Театр теней

4. Передай движенье

3-я

1. Штанга

2. Ручей

3. Театр теней

4. Передай движенье

4-я

1. Олени

2. Ручей

3. Муравьи

4. Радио

Март

1-я

1. Кулачки

2. Отдых на море

3. Муравьи

4. Радио

2-я

1. Солнечный зайчик

2. Отдых на море

3. Ожившие игрушки

4. Передай настроение

3-я

1. Бабочка

2. Волшебный сон

3. Ожившие игрушки

4. Передай настроение

4-я

1. Игра с песком

2. Волшебный сон

3. Птенцы

4. Из семечка – в дерево

Апрель

1-я

1. Насос и мяч

2. На полянке

3. Птенцы

4. Из семечка – в дерево

2-я

1. Тряпичная кукла и солдат

2. На полянке

3. Добрые эльфы

4. Кто сказал

3-я

1. Муравей

2. Водопад

3. Добрые эльфы

4. Кто сказал

4-я

1. Холодно – жарко

2. Водопад

3.Ожившие игрушки

4. Запрещенное движение

Май

1-я

1. Шалтай-Болтай

2. Воздушные шарики

3. Ожившие игрушки

4. Запрещенное движение

2-я

1. Драгоценность

2. Воздушные шарики

3. Жизнь в лесу

4. Магазин зеркал

3-я

1. Винт

2. Порхание бабочки

3. Жизнь в лесу

4. Магазин зеркал

4-я

1. Винт

2. Порхание бабочки

3. Птенцы

4. Эхо

Июнь

1-я

1. Здравствуй, песок!

2. Узоры на песке

3. Песочный круг

2-я

1. Песочный дождик

2. Мы создаем мир

3. Победитель злости

3-я

1. Песочный ветер

2. Мы создаем мир

3. Песочный круг

4-я

1. Необыкновенные следы

2. Мы создаем мир

3. Победитель злости

Июль

1-я

1. Здравствуй, песок!

2. Мы создаем мир

3. Песочный круг

2-я

1. Песочный дождик

2. Мы создаем мир

3. Победитель злости

3-я

1. Узоры на песке

2. Мы едем в гости

3. Секретные задания

4-я

1. Необыкновенные следы

2. Песочные прятки

3. Норки-холмики

Август

1-я

1. Отпечатки

2. Песочные строители

3. Кто к нам приходил?

2-я

«Преображение пустыни»

3-я

«Ладошки на песке»

4-я

«Эти чудо-камни»

Блок 2.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ 

ТЕМА

ФОРМА

СРОКИ

«Игра и игрушка в жизни детей»

Лекция-консультация

Октябрь

«Влияние семейных конфликтов на психическое самочувствие ребенка»

Лекция-консультация

Ноябрь

«Хорошие ли Вы родители?»

Тестирование

Ноябрь

«Роль семьи в развитии личности и воспитании дошкольников»

Диалоговая лекция

Декабрь

«Возрастные кризисы и условия, способствующие их благополучному разрешению»

Проблемная лекция

Декабрь

«Ребенок с синдромом гиперактивности»

Наглядно-текстовая информация

Декабрь

«Коррекция супружеских отношений и личность ребенка»

Лекция-консультация

Январь

«Скорая помощь» в общении с агрессивным ребенком»

Наглядно-текстовая информация

Январь

«Самопомощь в острой стрессовой ситуации»

Практикум

Январь

«Детей воспитывают родители, а родителей?»

Тестирование

Январь

«О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений»

Консультация с элементами тренинга

Январь

«Вместе мы многое можем»

Наглядно-текстовая информация

Февраль

«Если ребенок кусается»

Наглядно-текстовая информация

Март

«Игры в квартире, во дворе и на даче»

Практикум

Март

«Психологическое благополучие ребенка в семье»

Семинар-практикум

Март

«О ценности переживаний детской жизни»

Проблемная лекция

Апрель

«С кем и как дружит мой ребенок»

Диалоговая лекция

Апрель

«Играем от души, играем вместе»

Наглядно-текстовая информация

Апрель

«О методах воздействия на ребенка в семье»

Лекция-консультация

Май

«О средствах наказания и поощрения детей»

Семинар-практикум

Май

Третье направление. Работа с педагогами

ТЕМА

ФОРМА

СРОКИ

«Технология информативного воздействия на слушателя»

Лекция-консультация

сентябрь

«Выступая перед аудиторией слушателей»

Ролевая игра

октябрь

«Невербальные средства коммуникации»

консультация

октябрь

«Я в диалоге и монологе»

Тренинговое занятие

ноябрь

«Каков ваш творческий потенциал»

Тестирование

ноябрь

«Развитие коммуникативных умений воспитателей»

Тренинг

декабрь

«Техника речевого общения»

Консультация с элементами практикума

декабрь

«Типология отношения педагогов к детям»

Семинар-практикум

январь

«Развитие педагогического такта»

консультация

январь

«Воспитатель и родитель: диалог или монолог»

Семинар-практикум

февраль

«Какую тему для общения выбрать»

Консультация с элементами тренинга

февраль

«Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников»

Семинар-практикум

март

«Подготовка к встрече с родителями»

Диалоговая лекция

март

«Игровая деятельность дошкольников»

Лекция-консультация

апрель

«Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками»

Проблемная лекция

апрель

«Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Семинар-практикум

май

Содержание работы

Первое направление. Работа с детьми

Блок 2. Обучение основам саморегуляции психических процессов  в дошкольном возрасте

(cредняя группа)

Занятие 1-8.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

Игры: «Солнечный зайчик», «Улыбка», «Пчелка», «Качели», «Бабочка», «Варвара»

Настрои для релаксации

Настрои: «Жизнь в лесу», «Волшебный сон», «Водопад», «Воздушные шарики», «Снежинка»

Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам

Игры: «Добрые эльфы», «На полянке», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней» и др.

Рекомендация: все упражнения повторяются 2-3 раза.

Занятие 9-20.

Игры, развивающие внимание к сверстнику

Игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Ожившие игрушки», «Бабушка Маланья», «Испорченный телефон» и др.

Настрои для релаксации

Настрои: «Тихое озеро», «Лентяи», «Полет птицы», «Облака», «Радуга» и др.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

Упражнения: «Спящий котенок», «Винт», «Штанга», «Тряпичная кукла и солдат», «Шалтай-Болтай», «Муравей» и др.

Занятие 21-36.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

Упражнения: «Холодно-жарко», «Насос и мяч», «Кулачки», «Солнышко и тучка» и др.

Настрои для релаксации

Настрои: «Отдых на море», «Порхание бабочки», «Тихое озеро» и др.

Игры, развивающие внимание к сверстнику

Игры: «Передай настроение», «Из семечка – в дерево», «Кто сказал», «Радио», «Передай движенье» и др.

Занятие 37-48.

Игры на поверхности сухого песка

Упражнения: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы»

Дидактические игры-упражнения

Упражнения: «Узоры на песке», «Мы создаем мир», «Мы едем в гости»

Игры и упражнения с погружением рук в песок

Игра-упражнение «Секретные задания кротов», «Песочные прятки»

Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка

Игры: «Норки-холмики», «Ручеек течет», «Дождик моросит»

Дидактические игры-упражнения

Упражнение «Отпечатки», игры «Песочные строители», «Кто к нам приходил?», упражнение «Узоры на песке»

Психопрофилактические игры  с песком

Игра-упражнение «Песочный круг», упражнение «Победитель злости»

Второе направление. Работа с родителями

Практикум «Игры-взаимодействия»

Обучение родителей играм, основанным на взаимодействии ребенка и взрослого; формирование у ребенка чувства защищенности; развитие двигательной активности, обогащая игровой опыт.

Встреча-практикум «История имени ребенка»

Создание благоприятного эмоционального климата; принятие правил и норм работы в группе родителей.

Встреча-практикум «Книга «Наши дети»

Создание позитивного настроения; развитие чувства доверия участников друг к другу; формирование в группе атмосферы взаимоподдержки; оптимизация детско-родительских отношений.

Встреча-практикум «Неравный разговор»

Содействие более близкому знакомству родителей друг с другом; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обогащение родителей знаниями об особенностях общения с детьми.

Встреча-практикум «Погружение в детство»

Расширение возможностей родителей в понимании своего ребенка; активизация коммуникативных навыков, поиск ресурсов воспитания в собственном детстве; содействие сплочению группы, обмену опытом воспитания детей.

Встреча-практикум «Недетские запреты»

Сплочение родителей в решении проблемных ситуаций, поиска альтернатив; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обучение навыкам рефлексии.

Лекция-консультация «Детские капризы»

Представление о причинах детских капризов; формирование способности правильно оценивать особенности личности ребенка; рекомендации родителям о способах воздействия и формах поведения в кризисные моменты.

Анкетирование «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу»

Выявить решающие факторы, определяющие возникновение невроза у детей: отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у членов семьи, недостаток любви и тепла в семейных отношениях, сильные стрессы и др.

Наглядно-текстовая информация «Рекомендации родителям при появлении признаков невроза у ребенка»

Помощь родителям в осознании причины невроза и способов преодоления его последствий.

Проблемная лекция «Ребенок-манипулятор»

Уточнение знаний родителей об интерактивной стороне общения; формирование приемов и способов защиты от детской манипуляции.

Семинар-практикум «Развивающее значение продуктивных видов детской деятельности»

Формирование понятия «продуктивная деятельность»; информация о формах руководства детской деятельностью; обучение оцениванию результатов продуктивной деятельности.

Консультация «Как они играют»

Представление о развивающей и компенсаторной функциях игры; особенности игровой деятельности на разных возрастных этапах; информация о диагностике родительско-детских отношений в сюжетно-ролевой игре.

Лекция с элементами тренинга «Психологические средства достижения эмоционального благополучия детей и взрослых»

Развитие способности к содействию и сопереживанию; создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности; закрепление желания и готовности к совместной с ребенком деятельности.

Совместное творчество «Курочка Ряба»

Развитие интереса к совместной работе с детьми; формирование осознания того, что роль родителей значима в речевом развитии ребенка.

Лекция-консультация «Игра и игрушка в жизни детей»

Формирование понятия о значимости игры для становления личности ребенка; ознакомление с функциями игры.

Проблемный семинар «Осторожно: антиигрушка»

Помощь родителям в формулировке собственных критерий выбора игрушек; формирование понятия о том, что игра – дело серьезное.

Совместное творчество «Теремок»

Развитие активной речи детей через плоскостную лепку; развитие координации движений ребенка, умения подражать движениям взрослого посредством совместной деятельности со взрослым.

Лекция-консультация «Ребенок с синдромом гиперактивности»

Способствовать изменению поведения и отношения взрослого к ребенку; обучать проявлению достаточной твердости и последовательности в воспитании; способствовать воспитанию в детях навыков управления гневом и агрессией.

Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля: «Черепаха», «Говори!», «Царевна Несмеяна»; упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности: «Крик в пустыне», «Каратист», «Рубка дров».

Практикум «Играем от души, играем вместе»

Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка; развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Упражнения: «Моя любимая в детстве игрушка», «Игрушка в жизни моего ребенка», «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок», совместные игры детей и родителей.

Занятие с элементами тренинга «Тепло семьи»

Сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.

Игры: «Знакомство», «Похвали себя», «Дорисуй фигуру»; упражнения: «Азбука эмоций», «Символ семьи», «Законы семьи»; диагностическое упражнение «Домик»; тест «Имя существительное»

Третье направление. Работа с педагогами

Семинар-практикум «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

Развивать понимание и принятие взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров; формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологического общения; способствовать осознанию своей позиции в общении с родителями.

Упражнения: «Комплимент», игра-инсценировка «Кaкиe роли мы принимаем, общаясь с родителями», «Диалог двух партнеров»,. «Искусство общения»,  «Вопрос-ответ»

Семинар-практикум «Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями вocпитaнников»

Выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

Упражнения: «Будьте здоровы!», игра-инсценировка «Как поступить?», «Нужны ли конфликты с родителями?», «Достойный ответ», «Ваши предложения»

Семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Развивать коммуникативные умения, способность ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки; способность организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.

Опросник и анкета для педагогов; тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями»; упражнения: «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями», «Kтo эта маска?», «Желаю Вам...»

Консультация «Невербальные средства коммуникации»

Развивать умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения); осознавать значимости невербальной манеры общения, развивать мимическую и пантомимическую выразительность, способствовать выработке умения адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению.

Упражнения: «Мимическая реакция», «Oкнo», «Невербальный диалог»

Консультация с элементами практикума «Техника речевого общения»

Способствовать положительному воздействию на родителей с помощью речи, посредством выбора ее тональность, соответствующей тактике общения; развивать умение находить правильную позицию в межличностном общении.

Упражнeние нa умение интонировать, упражнение на изменение ролевой позиции в общении, задание «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями?», упражнение «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»?

Консультация «Развитие педагогического такта»

Развивать педагогический такта во взаимодействии с родителями, чему способствуют моделирование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями.

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций», решение  проблемной задачи методом «развивающейся кооперации», проблемные задачи с целью ролевого проигрывания различных способов действий педагога

Консультация с элементами тренинга «Какую тему для общения выбрать»

Важность правильно выбранной темы (тем) встречи с родителями для успешного общения с ними; содержание бесед-дискуссий, которое должно определяться актуальностью выбранного содержания, т.е. тем, насколько оно отвечает потребностям родителей воспитанников.

Деловая игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей?», упражнение «А что, если...», способ аyтогенной тренировки

Диалоговая лекция «Подготовка к встрече с родителями»

Определение этапов встречи, их последовательности, необходимость придерживаться логики развития темы и пр.

Игровые упражнения: «Постройтесь в логической последовательности», «Найдите правильную последовательность»

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩA, РУК, НОГ

Все упражнения повторяются 2-3 раза.

«Спящий котенок»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы - веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.

«Сосулька»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы - сосульки. Я буду читать стихотворение про сосульку. Во время чтения первой и второй строчки - руки подняты вверх и напряжены, вы - сосульки. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки, присесть.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

«ШИШКИ»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица.

Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...

«Холодно - жарко»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...

«Шалтай-Болтай»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы - тряпичные куклы. Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

«Драгоценность»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать... Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают...

«Штанга» ИНСТРУКЦИЯ

Вы - штангисты. Перед вами лежит очень тяжелая штанга. Вы поднимаете ее, вам тяжело, ох как тяжело...

Но вот вес взят - вы подняли штангу... Потом «бросаем» штангу, наклонились. Руки устали... потрясли руками... расслабились... отдыхаем...

«Тряпичная кукла и солдат»

 ИНСТРУКЦИЯ

Вы - солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы - солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Ваше тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... с волос... с ног...

«Каждый спит»

 ИНСТРУКЦИЯ

Представьте себе, что время вдруг остановилось, и все люди застыли в разных позах. В зал входит ведущий и видит...

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, берет за руку, поднимает ее, но рука падает...

«Игра с песком»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.

«Муравей»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

«Винт»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы - винтики, и вас вкручивают в пол. Исходное положение: пятки и носки вместе, тело все напряжено, как будто железное. Корпус поворачивается влево и вправо. Винтик устал «вкручиваться» - расслабьтесь, отдохните.

«Олени»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы - олени: расставленные пальцы руки приставлены к голове - это рога (покажите детям эту позу):

Посмотрите: мы олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправил плечи.

Руки снова на колени,

А теперь немного лени...

Руки не напряжены и рас-слаб-ле-ны...

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики...

Дышится легко... ровно... глубоко...

«Кулачки»

ИНСТРУКЦИЯ

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ЛИЦА

Все упражнения повторять 2-3 раза.

«Улыбка»

ИНСТРУКЦИЯ

Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

«Солнечный зайчик»

ИНСТРУКЦИЯ

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

«Пчелка»

ИНСТРУКЦИЯ

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

«Бабочка»

ИНСТРУКЦИЯ  

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте Нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).

 «Варвара»

ИНСТРУКЦИЯ

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно - расслабление приятно!

Шея не напряжена и рас-сла-а-бле-на...

А теперь смотрите вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно - расслабление приятно!

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на...

Любопытная Варвара

Смотрит влево... смотрит вправо...

А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на...

«Лягушонок»

ИНСТРУКЦИЯ

Вот понравилось лягушкам:

Тянут губы прямо к ушкам!

Потяну - перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны...

«Хоботок»

ИНСТРУКЦИЯ

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны...

НАСТРОИ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

(АВТОР А.Л. ДЬЯЧЕНКО)

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки:

1-й этап: удобно сесть или лечь и расслабиться;

2-й этап: прочувствовать и «осмотреть» все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище; желательно при этом закрыть глаза;

3-й этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.

Играет тихая, спокойная музыка.

Ведущий. Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя... (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию... (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть... (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать...

Релаксационные настрои

«На полянке»

Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза – поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Воздушные шарики»

Все вы - воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик... (пауза - поглаживание детей). Обдувает шарик... ласкает шарик... Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Отдых на море»

Вы лежите на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Небо голубое, теплое солнце. Мягкие волны подкатываются к вашим ногам, ласково гладят их, гладят ваше тело... (пауза - поглаживание детей). Гладят... (имя). Вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким-легким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

 «Облака»

Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза - поглаживание детей). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Радуга»

Теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся теплыми, ножки становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги... (пауза – поглаживание детей).

Тебе... (имя) тепло, и тебе... (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась - она прощается с вами. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге.

«Ручей»

Фонограмма: журчание воды, шум леса.

Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная…Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка... (пауза - поглаживание детей). Ручеек погладил... (имя) и... (имя) погладил.

Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.

«Лентяи»

Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы - лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (пауза - поглаживание детей). Отдыхают ручки у... отдыхают ножки у...

Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.

Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

«Волшебный сон»

Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

(пауза - поглаживание детей).

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

«Снежинки»

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие - это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза - поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает... Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

Игры, направленные на формирование

доброжелательного отношения к сверстникам

Общение без слов

     Основная цель - отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило - общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. В каждую игру введен свой язык "условных сигналов" - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

     Какова роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывается, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

     

 

     

     "Ожившие игрушки"

     Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

     По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

     

Игры, развивающие внимание к сверстнику

     Цель - сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем "я", что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу: "Он со мной дружит" или "Он меня обижает".

     Отсюда вытекает и воспитательная задача данного этапа - отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном "я", от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.

     "Общий круг"

     Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

     Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача сосредоточить внимание на партнере. Однако, если кто-то захочет что-то сказать другому, педагог не препятствует.

     

     "Переходы"

     Играющие рассаживаются на стульях, образуя полукруг.

     Ход игры. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнеров. Затем - поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнер, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые темные волосы. Основное условие игры - никаких шумных обсуждений.

     По ходу игры педагог помогает детям - подходит ко всем, объясняет, рассаживает, поглаживает по голове.

     

     

"Найди пару"

     Игра напоминает предыдущую. Только на этот раз дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у кого-то затруднения, он может обратиться за помощью к товарищам или педагогу, может подойти с партнером к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.

     Дальнейший ход игры: по предложению взрослого дети решают, что они будут делать вдвоем - играть, рисовать или заниматься конструированием.

     

     "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем"

     Правила игры. Из числа играющих составляются небольшие группы (четверо-пятеро детей). Договорившись с помощью педагога, какое действие они будут представлять (или умывание, или рисование, или сбор ягод), дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет.

     Ход игры. Каждая группа, прежде чем разыграть молчаливое действо, предваряет его фразой: "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Зрители должны· отгадать, что они делают и где находятся. Если задача решена, на сцену выходит следующая группа.

     Более сложный вариант: действо разыгрывается индивидуально.

     Ход игры. Все участники, кроме двух первых, закрывают глаза. Один из них что-либо изображает (поливает цветы, рубит дрова, играет в мячик). Второй повторяет сюжет третьему, который к этому моменту открывает глаза; третий - Задуманное первоначальное действие отгадывает (называет) тот, кто сидит в ряду последним.

     

     "Эхо"

     Перед игрой воспитатель выясняет, знают ли дети, что означает слово "эхо". Услышав разные объяснения, может подытожить: "Эхо в греческой мифологии - нимфа. По одной из легенд в наказание за болтливость она потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов. По другому мифу, из-за безответной любви к Нарциссу так иссохла, что стала невидимкой и сохранила лишь голос. Но это сказочное толкование, а в действительности эхо, от имени нимфы Эхо, это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимается ухом раздельно от первичного сигнала лишь в том случае, если оно запаздывает не менее чем на 0,05-0,06 секунды".

          Ход игры. Играющие разбиваются на две группы: одна изображает путников в горах, другая - эхо: Первая группа, гуськом (цепочкой) "путешествуя" по комнате, по очереди соблюдая паузы, произносит разные звуки, звукосочетания ("Ау-у-у-у" или "Тр-р-р-р"). Задача взрослого - регулировать очередность произносимых звуков, т.е. показывать, кто и когда должен произнести свой звук. (Роль ведущего со временем поручается кому-либо из детей.) Вторая группа, спрятавшись по углам комнаты, старается как можно точнее воспроизвести услышанное. Неважно, если звуки воспроизводятся не синхронно. Главное - не искажать и в точности воспроизводить звукосочетание.

     Игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и "Зеркало": повторяются не только движения, но и звуки.

     

     "Испорченный телефон"

     Число играющих - не более пяти-шести детей.

     Правила игры. Чтобы лучше понять и передать сообщение, играющие садятся ближе друг к другу и смотрят партнеру в глаза, не отвлекаясь на посторонние звуки (могут даже прикрыть одно ухо рукой).

     Ход игры. Играющие рассаживаются в "линию". Ведущий (из числа играющих), шепотом расспросив соседа, как он провел выходные дни, громко обращается к товарищам: "Саша рассказал мне, как он провел выходные дни. Хотите узнать, что он делал? (Ответы.) Саша шепотом, на ушко, расскажет об этом своему соседу. Так, по цепочке, мы узнаем о том, что делал Саша".

     Громко о том, что сказал Саша, объявляет последний в ряду. Задача играющих - сравнить, насколько изменился смысл передаваемой информации. Если первому играющему трудно сформулировать четкое сообщение, желательно смешного содержания, его начинает передавать взрослый. Иногда дети ради шутки искажают информацию. Тогда из числа играющих выбирается мастер. Ведь телефон испортился и нуждается в починке. Мастер понарошку "чинит" аппарат. Результат его работы оценивается после следующего круга.

     

       "Передай движение"

     Ход игры. Играющие, образуя круг, закрывают глаза.

     Взрослый, ведущий, "будит" своего соседа и показывает ему какое-либо действие: причесывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так - по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у играющих есть желание загадать свое движение.

     

          "Кто сказал?"

     Правила игры. Ведущий, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: "Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь". Играющие меняются ролями, если ведущий узнает его.

          Игра продолжается до тех пор, пока все участники не исполнят роль ведущего.

     

   

  "Магазин зеркал"

     Правила игры. Собрав детей вокруг себя, воспитатель предлагает им представить, что те, кто сидит от него по правую руку, - зеркала, а те, кто по левую, - зверюшки. По ходу играющие меняются ролями.

     Ход игры. Зверюшки ходят мимо зеркал, которые либо образуют круг, либо выстраиваются в ряд. Они прыгают, строят рожицы, выбирая для себя зеркало. Зеркала точно повторяют их движения, выражения лиц. Если возникают затруднения, педагог не только разъясняет, но и помогает.

     

      "Из семечка - в дерево"

     Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель.

     Содержание игры.

     Взрослый исполняет роль садовника, дети - семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый-садовник поливает "семена", поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых весенних дней "семена" начинают прорастать - дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – руки; растут стебельки - вытягивают тело; появляются веточки с бутонами - руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются - дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем - дети любуются собой, улыбаясь цветам-соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками.

     Но вот подул холодный осенний ветер - закачались цветы в разные стороны; борясь с непогодой - машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает листья - руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле.

     Выпал первый снежок - цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны.

Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику·и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.) Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет - каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.) Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

ЗАНЯТИЕ  «Ладошки на песке»

Материал: песочница; карандаш; различные бусины; стеклянные шарики, кубики и другие формы; фасоль; ракушки; искусственные цветы; различные семена; листья деревьев; цветы, вырезанные из журналов; легкая музыка.

Ведущий. Сегодня мы будем играть в Песочной стране со своими ладошками.

Положите руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь? (Холодный, мягкий.) Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Перемешиваем руками песок, перетираем между ладошками. У кого уже песок стал теплым?

Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в песок и познакомим пальчики друг с другом. Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними пальчиками, безымянными... (Это упражнение проделывается каждым пальчиком по отдельности двумя руками одновременно. Во время этой игры обращаем внимание на то, чтобы на поверхности песка работали только те пальчики, имена которых называются, а остальная часть руки полностью закопана в песке.) Сейчас мы достанем наши руки и положим их на поверхность песка. Разровняйте песок, сделайте его гладким, чтобы удобно было рисовать. Возьмите в руки карандаш и обведите свою правую ладошку на песке. А теперь, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его из фасоли. (Можно использовать и другой материал, например арбузные косточки.) Посмотрите, похожие получились у нас ладошки? А теперь посмотрите внимательно на свою ладонь, что вы видите?

Чем она отличается от ладошки на песке? Да, у нас на ладошках есть много разных линий. У некоторых людей линии нарисованы так, что даже напоминают буквы. У меня на ладошке линии нарисованы так, что напоминают букву «М». А кто видит на своей ладошке какие-нибудь буквы? Легонечко обведите карандашиком свои линии на руке, запомните, как они проходят, как будто маленькие ручейки бегут куда-то.

Прислушайтесь к своим ощущениям, когда карандашик касается ладошки. А теперь давайте перенесем рисунок с нашей ладошки на песочную. (Дети, глядя на свою ладонь, копируют рисунок из линий на песок.) Ребята, на что похожа песочная ладошка, если сейчас ее дорисовать? (Варианты могут быть различными; птица, павлин, цветы, солнышко и т.д.) А вот и песочная загадка для вас. (Психолог рисует на песке у основания ладошки силуэт вазы.) Что же теперь может получиться, как вы думаете? Правильно, это цветы, которые стоят в вазе. Я предлагаю вам оживить их и украсить вазу. (Дети выкладывают силуэтное изображение вазы с помощью дополнительного материала - стеклянных шариков и кубиков, бусинок и пр., а каждый пальчик песочной ладошки превращают в цветок, используя ракушки, искусственные цветы, листья деревьев, косточки, различные семена, вырезки из журналов.) Ребята, у нас получилась чудесная работа. Давайте подарим этот красивый букет цветов и частичку нашей дружбы Песочной стране и пожелаем ей... (Дети по очереди берут маленький цветочек, можно нарисованный, говорят свое пожелание и добавляют его в общий букет.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»

             Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества н...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что малыш переходит из знакомой и привычной семейной среды в среду дошко...

Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 4 г. Аши Челябинской области

Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 4 г. Аши Челябинской области...