Главные вкладки

    Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
    статья (подготовительная группа) на тему

    Савуляк Лилия Владимировна

    Сообщение педагога-психолога

    АУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»

    города Радужный

    Савуляк Лилии Владимировны

    в рамках школы ППО

     

    На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной системе, как дошкольное образование. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.  Изменения происходящие в системы дошкольного обра­зования, переход школ и детских садов на инновационные программы требуют психолого-педагогического  сопровождения ребёнка в эксперименте. В ДОУ №15 в рамках инновационной деятельности, разработана программа «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием «Синквейна»  и    созда     модели     психологического      сопровождения экспериментальной работы.

    Основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

    Речевое развитие является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познава­тельной деятельности, способность к понятийному мышлению (Л.С. Выготский, Л.II. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) Слово является обобщением и представляет собой не только единицу мышления, а с возрастом различные сочетания слов формируют речевое мышление. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для социальных контактов, формирует представление об окружающей действительности, совершенствует формы его деятельности, регулирует поведение. Поэтому мы считаем, что одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, Синквейна.

    В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в рамках инновационной деятельности, которое осуществлялось через диагностическое обследование участников эксперимента.

    I. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка:

    - изучение индивидуальных особенностей и качеств личности детей (самооценка, уровень притязаний);

    -  особенностей их эмоционального развития (наличие тревоги, страха, агрессии);

    -  определение уровня познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

    -  изучение особенностей межличностных взаимоотношений в группе детей.

    Неотъемлемой частью сопровождения является ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум), который представляют психолог, логопеды, и медицинские специалисты, работающие в ДОУ.

    По итогам и анализу диагностики специалистами проводятся коррекционно-развивающие, индивидуально-коррекционные, групповые и подгрупповые занятия,   на   которых   систематически   используются   элементы Синквейна и дидактически игры и упражнения на формирование речемыслительной деятельности: «Третий лишний»,  «Цепочка»,    «Ситуация»,    «Выбор», «Нем похожи?», «Ответь быстро», «Вопрос» и др.

    2. Изучение профессиональных и индивидуальных особенностей всех членов педагогического коллектива:

    -  профессиональная направленность личности педагога;

    - уровень самооценки;

    - уровень субъективного контроля;

    -  ценностные ориентации;

    -  мотивации достижения успеха, избегание неудачи;

    - уровень притязаний;

    - уровень личностной тревожности;

    - уровень эмпатии по отношению к взрослым и детям;

    - организаторские и коммуникативные качества личности;

    -  психологическая атмосфера в коллективе;

    - социометрическая структура коллектива.

     

                3. Диагностика родителей:

    -  изучение детско-родительских отношений;

    -  изучение родительских оценок и притязаний.

    А также проводится:

    -  просветительская работа (групповые и индивидуальные консультации для воспитателей и родителей; родительские собрания);

    - профилактическая работа (создание благоприятного психологического климата в группах детского сада; создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе; профилактика профессионального выгорания среди воспитателей);

    -  коррекционная работа (групповые и индивидуальные занятия с детьми по следующим направлениям: развитие познавательных процессов; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативной сферы ребенка) и др.

    При организации работы с педагогами учитывалась необходимость сделать психологическое просвещение личностным.

    Очевидно, что только в рамках личностно-ориентированного подхода могут полноценно проявить себя такие черты профессии воспитателя, как ценностное самоопределение, овладение развивающими технологиями (Синквейн) и пе­дагогическая рефлексия.

    Чтобы обеспечить успешный ход эксперимента, необходимо, чтобы педагог был: неординарной, талантливой личностью (так как за знаниями тянутся не все, а за личностью — многие); нравственно-надёжной и разносторонне образованной личностью; социальным  технологом  — то  есть  владел  определённым  набором технологий Синквейна.

    В ДОУ в результате сотворчества специалистов и педагогов, значительно заметен рост — повышения профессиональной компетентности педагогов.

    Для   решения  инновационных     задач,  с  педагогами  проводились  такие формы  работы, как:   

    Ø  теоретический семинар «Изучение программы «Развитие, речемыслительной    деятельности    ребенка       с    использованием    Синквейна»;

    Ø  лекция-диалог «Проблемы организации инновационной  работы с использованием технологии «Синквейн», практический-семинар «Обучение составлению «Синквейна»;

    Ø  деловая игра «Речемыслительная деятельность старших дошкольников», видеоконсультация «Как работать с технологией Синквейн», «Школа    педагогического    мастерства»; 

    Ø  просмотр    музыкально-ритмического занятия и занятия по изобразительной деятельности с использованием Синквейна;

    Ø  круглый стол «Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов по внедрению программы с использованием технологии Синквейна»;

    Ø  консультация «Использование Синквейна на занятиях и в свободной деятельности ребенка»;

    Ø  организация исследовательской, опытно-экспериментальной работы, а также «Поэтический вечер с использованием Синквейна».

    В работе с родителями проводились:

    семинар-тренинг «Формирование речемыслительной деятельности у детей с использованием технологии Синквейнва»;

    анкетирование;

    конкурс на лучшее составление Синквейна;

    консультация «Динамика развития речемыслительной деятельности детей в процессе использования технологии Синквейна»;

    изучение и распространение лучшего семейного опыта через конкурс «Семья года», и др.);

    Тесное сотрудничество по преемственности с семьей и средними школами № 5 и 8 позволило достичь высоких результатов по подготовке детей к школе: 82 % выпускников детского сада поступают в школу с высоким уровнем готовности к школьному обучению.

    Осуществляется дальнейшая разработка экспериментального учебного плана, отражающего инновационные формы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста в системе задач концепции ДОУ, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья и развитие личности ребенка.

    Внедряя новую программу «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием Синквейна» мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами, собственным потенциалом, необходим выход ДОУ за пределы собственного образовательного пространства.

    Считаем, что ресурсом развития ДОУ является участие в конкурсах разного уровня: муниципального, регионального - в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха. Участие педагогов ДОУ в работе городской методической службы является платформой перевода выявленного опыта в реальный ресурс развития дошкольного образования в рамках города, округа. Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы - представляем публичные отчеты ДОУ, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых ДОУ.

    Провели день открытых дверей, круглый стол «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием Синквейна», мероприятия с участием учителей, родителей и специалистов «Конкурс на лучшее составление Синквейна», презентацию достижений ДОУ, отдельных педагогов.

    Повышение квалификации специалистов и воспитателей, работающих в инновационном режиме осуществлялось в октябре 2010г.

    Внедрение технологии «Синквейн» значительно повысило качественные показатели развития детей в области речемыслительной деятельности, знания детей носят обобщенный характер, дети имеют значительный объем знаний, умеют  не только объяснить правила составления Синквейна, но творчески  подходят к его составлению.

    В   целом  проведенный  проблемно-сориентированный  анализ  позволил, с одной стороны, подтвердить правильность выбора инновационной площадки и увидеть потенциальные, не реализованные возможности ДОУ.

    Для реализации возможностей ДОУ необходимо продолжить работу в рамках инновационной деятельности, дальнейшую работу по отбору содержания  и методов, с целью большей «гармонизации» воспитания и образования детей.

    Достижению полученных результатов способствовало:

    1)  создание в ДОУ прочной программно-методической базы, разработка программы «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием «Синквенна»;

    2)    большинство педагогов, организуя воспитательно-образовательный процесс, стали глубже анализировать и конкретнее прогнозировать предполагаемые и получаемые результаты;

    3) в воспитательно-образовательном процессе шире используются современные результативные методы и формы работы с дошкольниками (кружковая работа, проведение познавательной исследовательской деятельности старшими дошкольниками и др.);

    4)  родители воспитанников являются полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ;

    5) активное участие педагогов ДОУ в смотрах, конкурсах. Позитивность в работе инновационной деятельности видны при обработке и анализе всех полученных данных. Полученные результаты соотносятся с поставленными целями эксперимента.

    У детей с проблемами  в развитии речи, нарушением коммуникативной и         эмоционально-волевой    сферы,    использование Синквейна в коррекционной работе оказывает позитивное влияние и значительно развивает речемыслительную деятельность, активизирует психические функции. Игровая форма коррекционной деятельности и применение стихотворных текстов в качестве основного дидактического материала позволяет организовать работу педагогов с учетом особенностей психофизического развития дошкольников, создает положительный эмоциональный фон на занятиях, вносит элемент творчества в деятельность детей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ppo_sinkveyn.docx23.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса

    в дошкольном образовательном учреждении

    в рамках инновационной деятельности

    Сообщение педагога-психолога

    АУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»

    города Радужный

    Савуляк Лилии Владимировны

    в рамках школы ППО

    На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной системе, как дошкольное образование. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.  Изменения происходящие в системы дошкольного образования, переход школ и детских садов на инновационные программы требуют психолого-педагогического  сопровождения ребёнка в эксперименте. В ДОУ №15 в рамках инновационной деятельности, разработана программа «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием «Синквейна»  и    созда     модели     психологического      сопровождения экспериментальной работы.

    Основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

    Речевое развитие является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению (Л.С. Выготский, Л.II. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) Слово является обобщением и представляет собой не только единицу мышления, а с возрастом различные сочетания слов формируют речевое мышление. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для социальных контактов, формирует представление об окружающей действительности, совершенствует формы его деятельности, регулирует поведение. Поэтому мы считаем, что одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, Синквейна.

    В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в рамках инновационной деятельности, которое осуществлялось через диагностическое обследование участников эксперимента.

    I. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка:

    - изучение индивидуальных особенностей и качеств личности детей (самооценка, уровень притязаний);

    -  особенностей их эмоционального развития (наличие тревоги, страха, агрессии);

    -  определение уровня познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

    -  изучение особенностей межличностных взаимоотношений в группе детей.

    Неотъемлемой частью сопровождения является ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум), который представляют психолог, логопеды, и медицинские специалисты, работающие в ДОУ.

    По итогам и анализу диагностики специалистами проводятся коррекционно-развивающие, индивидуально-коррекционные, групповые и подгрупповые занятия,   на   которых   систематически   используются   элементы Синквейна и дидактически игры и упражнения на формирование речемыслительной деятельности: «Третий лишний»,  «Цепочка»,    «Ситуация»,    «Выбор», «Нем похожи?», «Ответь быстро», «Вопрос» и др.

    2. Изучение профессиональных и индивидуальных особенностей всех членов педагогического коллектива:

    -  профессиональная направленность личности педагога;

    - уровень самооценки;

    - уровень субъективного контроля;

    -  ценностные ориентации;

    -  мотивации достижения успеха, избегание неудачи;

    - уровень притязаний;

    - уровень личностной тревожности;

    - уровень эмпатии по отношению к взрослым и детям;

    - организаторские и коммуникативные качества личности;

    -  психологическая атмосфера в коллективе;

    - социометрическая структура коллектива.

             3. Диагностика родителей:

    -  изучение детско-родительских отношений;

    -  изучение родительских оценок и притязаний.

    А также проводится:

    -  просветительская работа (групповые и индивидуальные консультации для воспитателей и родителей; родительские собрания);

    - профилактическая работа (создание благоприятного психологического климата в группах детского сада; создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе; профилактика профессионального выгорания среди воспитателей);

    -  коррекционная работа (групповые и индивидуальные занятия с детьми по следующим направлениям: развитие познавательных процессов; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативной сферы ребенка) и др.

    При организации работы с педагогами учитывалась необходимость сделать психологическое просвещение личностным.

    Очевидно, что только в рамках личностно-ориентированного подхода могут полноценно проявить себя такие черты профессии воспитателя, как ценностное самоопределение, овладение развивающими технологиями (Синквейн) и педагогическая рефлексия.

    Чтобы обеспечить успешный ход эксперимента, необходимо, чтобы педагог был: неординарной, талантливой личностью (так как за знаниями тянутся не все, а за личностью — многие); нравственно-надёжной и разносторонне образованной личностью; социальным  технологом  — то  есть  владел  определённым  набором технологий Синквейна.

    В ДОУ в результате сотворчества специалистов и педагогов, значительно заметен рост — повышения профессиональной компетентности педагогов.

    Для   решения  инновационных     задач,  с  педагогами  проводились  такие формы  работы, как:    

    • теоретический семинар «Изучение программы «Развитие, речемыслительной    деятельности    ребенка       с    использованием    Синквейна»;
    • лекция-диалог «Проблемы организации инновационной  работы с использованием технологии «Синквейн», практический-семинар «Обучение составлению «Синквейна»;
    • деловая игра «Речемыслительная деятельность старших дошкольников», видеоконсультация «Как работать с технологией Синквейн», «Школа    педагогического    мастерства»;  
    • просмотр    музыкально-ритмического занятия и занятия по изобразительной деятельности с использованием Синквейна;
    • круглый стол «Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов по внедрению программы с использованием технологии Синквейна»;
    • консультация «Использование Синквейна на занятиях и в свободной деятельности ребенка»;
    • организация исследовательской, опытно-экспериментальной работы, а также «Поэтический вечер с использованием Синквейна».

    В работе с родителями проводились:

    семинар-тренинг «Формирование речемыслительной деятельности у детей с использованием технологии Синквейнва»;

    анкетирование;

    конкурс на лучшее составление Синквейна;

    консультация «Динамика развития речемыслительной деятельности детей в процессе использования технологии Синквейна»;

    изучение и распространение лучшего семейного опыта через конкурс «Семья года», и др.);

    Тесное сотрудничество по преемственности с семьей и средними школами № 5 и 8 позволило достичь высоких результатов по подготовке детей к школе: 82 % выпускников детского сада поступают в школу с высоким уровнем готовности к школьному обучению.

    Осуществляется дальнейшая разработка экспериментального учебного плана, отражающего инновационные формы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста в системе задач концепции ДОУ, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья и развитие личности ребенка.

    Внедряя новую программу «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием Синквейна» мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами, собственным потенциалом, необходим выход ДОУ за пределы собственного образовательного пространства.

    Считаем, что ресурсом развития ДОУ является участие в конкурсах разного уровня: муниципального, регионального - в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха. Участие педагогов ДОУ в работе городской методической службы является платформой перевода выявленного опыта в реальный ресурс развития дошкольного образования в рамках города, округа. Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы - представляем публичные отчеты ДОУ, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых ДОУ.

    Провели день открытых дверей, круглый стол «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием Синквейна», мероприятия с участием учителей, родителей и специалистов «Конкурс на лучшее составление Синквейна», презентацию достижений ДОУ, отдельных педагогов.

    Повышение квалификации специалистов и воспитателей, работающих в инновационном режиме осуществлялось в октябре 2010г.

    Внедрение технологии «Синквейн» значительно повысило качественные показатели развития детей в области речемыслительной деятельности, знания детей носят обобщенный характер, дети имеют значительный объем знаний, умеют  не только объяснить правила составления Синквейна, но творчески  подходят к его составлению.

    В   целом  проведенный  проблемно-сориентированный  анализ  позволил, с одной стороны, подтвердить правильность выбора инновационной площадки и увидеть потенциальные, не реализованные возможности ДОУ.

    Для реализации возможностей ДОУ необходимо продолжить работу в рамках инновационной деятельности, дальнейшую работу по отбору содержания  и методов, с целью большей «гармонизации» воспитания и образования детей.

    Достижению полученных результатов способствовало:

    1)  создание в ДОУ прочной программно-методической базы, разработка программы «Развития речемыслительной деятельности ребенка с использованием «Синквенна»;

    2)    большинство педагогов, организуя воспитательно-образовательный процесс, стали глубже анализировать и конкретнее прогнозировать предполагаемые и получаемые результаты;

    3) в воспитательно-образовательном процессе шире используются современные результативные методы и формы работы с дошкольниками (кружковая работа, проведение познавательной исследовательской деятельности старшими дошкольниками и др.);

    4)  родители воспитанников являются полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ;

    5) активное участие педагогов ДОУ в смотрах, конкурсах. Позитивность в работе инновационной деятельности видны при обработке и анализе всех полученных данных. Полученные результаты соотносятся с поставленными целями эксперимента.

    У детей с проблемами  в развитии речи, нарушением коммуникативной и         эмоционально-волевой    сферы,    использование Синквейна в коррекционной работе оказывает позитивное влияние и значительно развивает речемыслительную деятельность, активизирует психические функции. Игровая форма коррекционной деятельности и применение стихотворных текстов в качестве основного дидактического материала позволяет организовать работу педагогов с учетом особенностей психофизического развития дошкольников, создает положительный эмоциональный фон на занятиях, вносит элемент творчества в деятельность детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения

    Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...

    Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

    В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

    Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

    В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

    Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

    Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

    «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»

                 Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества н...

    Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....