Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
статья по теме

Кулигина Оксана Вадимовна

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов. Была разработана, описана и внедрена модель управления системой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в детском саду № 249 города Красноярска.

Ключевые слова: управление, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коненко Оксана Вадимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №249 компенсирующего вида»

УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

   Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов. Была разработана, описана и внедрена модель управления системой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в детском саду № 249 города Красноярска.

Ключевые слова: управление, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных стандартов существенно возрастает потребность в системе психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях [12].

По данным медиков в последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), неврозами и неврозоподобными состояниями [11].

 Мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада [11,10].

Нами было проведено исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска «Детский сад №249 компенсирующего вида», цель которого заключалась в выявлении направлений эффективного управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образовательного учреждения наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники [12, 9].

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [8, 3].

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профстандартов представляет собой целенаправленное воздействие на профессиональную деятельность педагога-психолога, направленную на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях взаимодействия в условиях ДОУ [7,4].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду направлено на формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира. Управление психолого-педагогическим сопровождением дошкольного образования в условиях введения ФГОС и профстандартов представляет собой целенаправленное воздействие на профессиональную деятельность педагога-психолога, направленную на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях взаимодействия в условиях ДОУ [6,2].

Проведенный анализ показал, что система психологического сопровождения образовательного процесса ДОУ №249 г. Красноярска разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка. Деятельность по психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно - правовыми актами в сфере образования [11,12].

Нами разработана, описана и внедрена модель управления психолого-педагогическим сопровождением развития ребенка в воспитательно-образовательном процессе детского сада №249 г. Красноярска. Работа в этом направлении позволяет создать комплексную систему медицинских, психологических, педагогических и социальных условий, способствующих успешной адаптации, образованию, воспитанию и развитию каждого воспитанника [5,1] (рисунок 1).

Рис.1.  Модель психолого – педагогического сопровождения ребенка в детском саду

Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

- администрация ДОУ;

- педагоги;

- учитель-логопед;

- медицинский работник ДОУ;

- педагог-психолог;

- специалисты ДОУ.

Принципы реализации модели психолого-педагогического сопровождения:

-научность — использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;

-системность — организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

-комплексность —  совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога-психолога, специалистов ДОУ, учителя-логопеда, и др.;

-превентивность — обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Открытость — последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

-технологичность — использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Предложенная нами модель позволяет создать комплексную систему медицинских, психологических, педагогических и социальных условий, способствующих успешной адаптации, образованию, воспитанию и развитию каждого воспитанника.

Основными направлениями работы, обеспечивающими успешное управление психолого-педагогическим сопровождением развития ребенка в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования, являются:

1.Профилактическое направление — предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

2.Диагностическое направление — выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

3. Консультативное направление — помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители.

4.Развивающее направление — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5.Коррекционное направление — организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6.Просветительско-образовательное направление — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

7.Профориентационное направление – поддержка процесса профессионального самоопределения воспитанников последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.

Мы предполагаем, что внедрение разработанной нами модели возможно при взаимодействии всех участников образовательного процесса, направленном на решение индивидуальных проблем ребенка, связанных с освоением образовательных программ, развитием эмоциональной сферы, принятием социальных ролей, формированием коммуникативных навыков.

Таким образом, управление психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов, предполагает системное решение индивидуальных проблем ребенка, связанных с освоением образовательных программ, развитием эмоциональной сферы, принятием социальных ролей, формированием коммуникативных навыков посредством интеграции деятельности с ребенком, педагогическими работниками и родителями ребенка.

Библиографический список

  1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестн. Балтийского федерал. ун-та им. И. Канта. 2013. № 11.
  2. Белова Е.Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации // Сибирский педагогический журнал. – 2016. № 5. – С. 65 – 71.  
  3. Белова Е.Н. Тройная сеть как форма организации дополнительного профессионального образования // Инновации в непрерывном образовании. – 2013. № 6 – 7. – С. 82 – 87.
  4. Белова Е.Н. Управление развитием интеллектуального капитала сетевой самообучающейся организации университета // European Social Science Journal. – 2014. № 5, том 2. – С. 56 – 64.
  5. Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: монография. Электронное издание на 1 CD-R/ Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотипное – Красноярск, 2013. – 273 с. Номер гос. регистр электр. изд. 0321303608, 26.11.2013 г.
  6. Белова Е.Н., Гуртовенко Г.А., Бутенко С.В., Яковлева Н.Ф. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – С. 3 – 48.
  7. Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск, 28 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Г. Каблукова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/02/20/8284668a5bb647f081632e793e2417a7/doshkolnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-r... (15.09.2016)
  8. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сб. ст. Междунар. науч.- практ. конф., 29 апреля 2014 г. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. 294 с. [Электронный ресурс]. URL: http://interactive-plus.ru/e-publications/collection-20140429.pdf
  9. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт.-сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2014, 68с.
  10.  Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. 2013. Спецвып. № 06. С. 1-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya (15.09.2016)
  11.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

«ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО»

Аннотация: Статья посвящена аспектам взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях введения ФГОС ДО. Рассматривается партнерство семьи и образовательного учреждения, как пер...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

15 ноября 2022 года состоялось широкое общественное обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования. Федеральная образовательная программа (Федеральный закон от 24 сен...