Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

светлана александровна жданова

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                               

                                                                                     

                                                       Статья  на тему:

«Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Жданова Светлана Александровна,      Воспитатель ГБОУ Прогимназия № 675 “ Талант”

                                         

                                     

                                       

                                         

                                           

                                         

                                               Санкт-Петербург

                                                       2022                                        

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

  1. Краткая аннотация работы:
  2. Содержание

2.1. Введение.  

2.2. Основная часть

2..3 Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

2.4 Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО

2.5 Основные направления психологического сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

2.6 Формы работы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО

 

3. Заключение работы

4.Список используемых источников и литературы

                                               

                                                       

                                                         

                                                         

                                 

                                     Краткая аннотация работы:

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

                                                            ВВЕДЕНИЕ

        Хотелось бы немного подробнее остановиться на вопросе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

        Введение ФГОС дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении.

        В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

        Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

        Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

        Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

        Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

        Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в детском саду реализуется по следующим направлениям:

        - обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

        -  развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

        -  коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

        -  обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

        - расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

        -  повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

        - информационно-аналитическое обеспечение;

        - оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

        Отсюда вытекает модель психолого-педагогического сопровождения детей в нашем детском саду:

        -  организация работы ПМП(к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

        -  систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

        - осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

        Последовательность работы имеет следующий алгоритм:

        - Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

        - Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

        - Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

        -  Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

        -  Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

        Данный алгоритм требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности.

        Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

        Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

        Таким образом выделяют основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

        Первый диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

        В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

        Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения мы выяснили, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Мы понимаем, что работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

        С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания уже много лет на базе нашего детского сада функционирует Консультативный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Задачей которого является:

Оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) возраста.

Специалисты консультативного пункта проводят лекции, теоретические и практические семинары для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.  

        Продолжением идеи психолого-педагогического сопровождения стало создание  на базе детского сада адаптационной группы детей ясельного возраста Эта группа, работающая в течение года, необычна тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

        Комнаты сенсорного развития и дидактическая комнаты представлены и оборудованы с помощью Монтессори - материалов и игровыми материалами Воскобовича, для комплексного оснащения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

        На коррекционно – развивающем этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями.         Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

        В проводимых нами тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение.

        Ежегодно на базе нашего детского сада проводится городской родительский университет, на котором рассматриваются различные вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях семьи.

        На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

        Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

        Итогом психолого-педагогического сопровождения ребёнка является:

        - сформированность у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

        - разработка карт индивидуального развития дошкольников;

        - разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

        - разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

        - организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.         

        Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС ДО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения ФГОС ДО.

Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники

Данная модель сопровождения разработана в рамках образовательной программы ДОУ.

Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.

 Текущий контроль возлагается на старшего воспитателя.

Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

- администрация ДОУ,

 - педагоги,

- медицинский работник ДОУ,

 - специалисты ДОУ.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

-научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;

 -системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

-комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога-психолога, специалистов ДОУ и др.;

-превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнѐрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

 -технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

Для достижения цели решаются следующие задачи: 

1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей в условиях реализации ФГОС ДО;

2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.

4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:

- адаптации к новым условиям обучения;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

 - профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

- профилактика девиантного поведения;

- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».

 5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

Основные направления психологического сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: · разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа; · выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; · предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.

Диагностическое направление -  Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Консультативное направление - (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).

 Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

 Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

 Развивающее направление .  Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Профориентационное направление - Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения воспитанников последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками:

- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

 - Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение занятий с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

 - Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.

Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.

- Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.

 Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами. - Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

 - Проведение семинаров, практических занятий, лекций.

 Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

Работа с родителями.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.

 Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты: 

1. Активное включение в образовательный процесс всех категорий воспитанников.

2.  Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников и педагогов ДОУ, будут способствовать их личностному росту.

3. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.

4. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса.

 5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

                                             

                                           

                                          Заключение

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.

В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности  в ДОУ.

                             

                                     Список используемой литературы

  1. http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict
  2. http://lib.rus.ec/b/160623/read
  3. http://myafp.narod.ru/internet1.html
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya- roditelei/prezentatsiya-na-temu-formirovanie-zavisimosti-ot-kompyut
  5. http://outsight.ru/46.html (Влияние рекламы на детей)
  6. http://outsight.ru/57.html (Использование психоанализа и бессознательных мотивов потребителей)

7.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.

8.Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003. - №4.

9.Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9.

10.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. – 144 с.: ил.

11.Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.

12.Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М.,

1980.

Гаврилова Т.П. К проблеме влияния р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Организация образовательной деятельности с детьми по формированию нравственных качеств в современных условиях реализации ФГОС ДО

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовате...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...