Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО»
Жданова Светлана Александровна, Воспитатель ГБОУ Прогимназия № 675 “ Талант”
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
- Краткая аннотация работы:
- Содержание
2.1. Введение.
2.2. Основная часть
2..3 Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
2.4 Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО
2.5 Основные направления психологического сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
2.6 Формы работы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО
3. Заключение работы
4.Список используемых источников и литературы
Краткая аннотация работы:
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
ВВЕДЕНИЕ
Хотелось бы немного подробнее остановиться на вопросе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Введение ФГОС дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.
Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в детском саду реализуется по следующим направлениям:
- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
- расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
- информационно-аналитическое обеспечение;
- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Отсюда вытекает модель психолого-педагогического сопровождения детей в нашем детском саду:
- организация работы ПМП(к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
- осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Последовательность работы имеет следующий алгоритм:
- Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
- Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
- Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
- Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Данный алгоритм требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности.
Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?
Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?
Таким образом выделяют основные этапы психолого – педагогического сопровождения:
Первый диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.
Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения мы выяснили, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Мы понимаем, что работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.
С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания уже много лет на базе нашего детского сада функционирует Консультативный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Задачей которого является:
Оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) возраста.
Специалисты консультативного пункта проводят лекции, теоретические и практические семинары для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Продолжением идеи психолого-педагогического сопровождения стало создание на базе детского сада адаптационной группы детей ясельного возраста Эта группа, работающая в течение года, необычна тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.
Комнаты сенсорного развития и дидактическая комнаты представлены и оборудованы с помощью Монтессори - материалов и игровыми материалами Воскобовича, для комплексного оснащения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
На коррекционно – развивающем этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.
В проводимых нами тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение.
Ежегодно на базе нашего детского сада проводится городской родительский университет, на котором рассматриваются различные вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях семьи.
На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.
Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.
Итогом психолого-педагогического сопровождения ребёнка является:
- сформированность у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
- разработка карт индивидуального развития дошкольников;
- разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
- разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
- организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС ДО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс на этапе введения ФГОС ДО.
Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники
Данная модель сопровождения разработана в рамках образовательной программы ДОУ.
Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.
Текущий контроль возлагается на старшего воспитателя.
Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
- администрация ДОУ,
- педагоги,
- медицинский работник ДОУ,
- специалисты ДОУ.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
-научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
-системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
-комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога-психолога, специалистов ДОУ и др.;
-превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнѐрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
-технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей в условиях реализации ФГОС ДО;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.
4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:
- адаптации к новым условиям обучения;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- профилактика девиантного поведения;
- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Основные направления психологического сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: · разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа; · выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; · предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.
Диагностическое направление - Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Консультативное направление - (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающее направление . Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Профориентационное направление - Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения воспитанников последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками:
- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение занятий с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.
Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.
- Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.
Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами. - Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.
Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Ожидаемые результаты:
1. Активное включение в образовательный процесс всех категорий воспитанников.
2. Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников и педагогов ДОУ, будут способствовать их личностному росту.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
4. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса.
5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Заключение
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.
Список используемой литературы
- http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict
- http://lib.rus.ec/b/160623/read
- http://myafp.narod.ru/internet1.html
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya- roditelei/prezentatsiya-na-temu-formirovanie-zavisimosti-ot-kompyut
- http://outsight.ru/46.html (Влияние рекламы на детей)
- http://outsight.ru/57.html (Использование психоанализа и бессознательных мотивов потребителей)
7.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.
8.Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003. - №4.
9.Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9.
10.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. – 144 с.: ил.
11.Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.
12.Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М.,
1980.
Гаврилова Т.П. К проблеме влияния р
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»
ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...
Организация образовательной деятельности с детьми по формированию нравственных качеств в современных условиях реализации ФГОС ДО
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовате...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Формы взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам преемственности ДОУ и начальной школы в условиях реализации ФГОС
В статье раскрываются вопросы преемственности между ДОУ и НОО в условиях ФГОС. Рассматривается возможность применения инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса.Ключе...
Педагогический совет «Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС».
Цель: Обобщение работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....