ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ТЕМА: «Методические материалы, используемые в работе учителя – логопеда в дошкольном образовательном учреждении»
презентация по логопедии

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._materialy_logopeda_wecompress.com_.pptx951.32 КБ
Файл avgust_sektsiya_logopedov.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка» Подготовила: учитель-логопед Калужских Н.П. п. Поныри 2021 г . ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ ТЕМА: «Методические материалы, используемые в работе учителя – логопеда в дошкольном образовательном учреждении»

Слайд 2

С целью осуществления коррекционной работы на базе Поныровского детского сада «Ромашка» функционирует логопедический пункт.

Слайд 3

Диагностический инструментарий

Слайд 4

Основной формой логопедической работы с детьми на логопункте являются индивидуальные коррекционные занятия

Слайд 5

Развитие артикуляционной моторики

Слайд 6

Пособия для развития речевого дыхания Развитие речевого дыхания играет большую роль в формировании правильной речи.

Слайд 7

Развитие мелкой моторики Игры с прищепками Игры - шнуровки Игры с конструктором Игры со счётными палочками Игры с колючими шариками Игры с декоративными камешками

Слайд 8

Развитие фонематического восприятия Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

Слайд 9

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Слайд 10

Работа по автоматизации звуков Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.

Слайд 11

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Дифференциация необходима для наилучшего закрепления артикуляционных и акустических признаков звуков, наиболее часто смешиваемых в речи детей.

Слайд 12

Пособия по совершенствованию лексико – грамматического строя и развитию связной речи

Слайд 13

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.

Слайд 14

ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ «Мамы и их детеныши» «Чей хвост?» «Один - много» «Назови ласково»

Слайд 15

«Где спрятался звук?» «Посчитай – ка» «Подбери картинку к схеме» «Сколько камешков – столько слогов»

Слайд 16

Развитие психологической базы речи

Слайд 17

В результате систематической коррекционно-образовательной работы возрастают интеллектуальные и речевые возможности детей.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО

ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ

ТЕМА: «Методические материалы, используемые в работе учителя – логопеда

в дошкольном образовательном учреждении»

                                                                                     Подготовила:

                                                                                 

                                                                                     учитель – логопед

                                                                                     Калужских Н. П.

п. Поныри

2021 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления: «Методические материалы, используемые в работе учителя – логопеда в дошкольном образовательном учреждении»

На современном этапе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Всё чаще можно встретить детей, у которых отсутствуют или искажены 10 и более звуков. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены, нарушения слоговой структуры, когда ребёнок не может без ошибок воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п.  Наблюдается и нарушения усвоения грамматического строя языка, а также не соответствующий возрасту словарный запас.

Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего ДОУ функционирует логопедический пункт.

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, начинается с  проведения  диагностического обследования, с целью определения стрктуры и степени выраженности речевого нарушения. Для проведения диагностики используются альбомы О.Б.Иншаковой, С.В.Батяевой, Е.В.Севастьяновой, В.С. Володиной, О. Новиковой, диагностический материал Т.Кирьяновой, стимульный материал О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной, речевые карты О.Крупенчук, Е. Мазановой.

Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

Основной формой логопедической работы с детьми на логопункте являются индивидуальные коррекционные занятия,  построенные в игровой форме.

На каждом занятии проводится работа по развитию артикуляионной моторики. 

При этом используются кукольные персонажи, презентации, различные сказки, стихи, картинки. Для этой цели имеются такие пособия, как: «Речевая гимнастика» О.Новиковской, «Артикуляционная гимнастика» Е. С. Анищенковой, «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищевой, артикуляционные игры и сборник артикуляционных сказок И. Матыкиной и другие. 

Большую роль в воспитании правильной речи играет развитие речевого дыхания.

Для развития дыхания используются самые разнообразные игры. Детям предлагается подуть на вертушки, ватные шарики, бумажные цветочки, бумажных бабочек и другие поддувалочки. Многие из них представлены на слайде. Используется также пособие «Дыхательная гимнастика» (набор карточек).

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Поэтому на логопедических занятиях большое внимание уделяется развитию мелкой моторики с помощью разнообразных пальчиковых игр. 

Для развития моторики пальцев рук используются различные шнуровки, декоративные камешки, мозаика, счётные палочки, обводки, штриховки, конструкторы, прищепки, игры с кинетическим песком.Также проводится массаж рук различными предметами (колючие мячики, шишки, карандаши, шарики и колечки су-джок). Используются пособия : «Пальчиковая гимнастика» Е.С. Анищенковой, «Кулачки – ладошки» (Расскажи стихи руками) Т. Щербаковой, «Развиваем мелкую моторику у малышей» И. Ермаковой, «С пальчиками играем, речь развиваем» Т. Ткаченко и многие другие.

В основе работы по коррекции звукопроизношения лежит развитие фонематического восприятия – способности воспринимать  и различать звуки речи. На данном этапе работы также используются всевозможные игры и пособия. Например, игры И. Матыкиной, альбом Т.А. Ткаченко «Развиваем фонематическое восприятие», различные логопедические тетради.

С развитием артикуляционной моторики и дыхания  вызываются нарушенные звуки.

Недавно было приобретено пособие «Логопедический сундучок», набор 1 «Звуки». Это трансформируемый игровой конструктор (ТИКО) для объемного моделирования. Данное пособие решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу.

Для автоматизации звуков использую пособия из серии «Логопедические тетради» (на разные звуки), пособия С. Батяевой «Говорим правильно», Л.Н. Смирновой «Большая книга логопедических игр», И.А. Матыкиной «Трудных звуков не бывает», «Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей» Е. Анищенковой, «Домашние логопедические тетради» В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, пособия на автоматизацию звуков в игровых упражнениях Л.А. Комаровой и многие другие.

Дифференциация - это важный этап в работе над каждым звуком, который необходим для наилучшего закрепления артикуляционных и акустических признаков звуков, наиболее часто смешиваемых в речи детей. Дифференцировать смешиваемые детьми звуки мне помогают пособия : «Учим звуки» Е.А. Азовой , О.О. Черновой, «Логопедические игры» Г. Шалаевой, логопедические тетради на дифференциацию звуков разных авторов.

Параллельно с работой по постановке звуков, развитию фонематического восприятия, также ведется работа по дальнейшему совершенствованию лексико – грамматического строя, развитию связной речи. На данном этапе использую «Грамматические тетради» Е.Косиновой, альбомы Н.Теремковой, «Логопедическую грамматику» О.Новиковской, игровые пособия «Развиваем речь», «Подходит – не подходит» и другие.

Отдельно хотелось бы остановиться на универсальном пособии - Круги Луллия

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи.  Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

Пособие состоит из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора.

В ходе использования занимательно-игрового пособия «Круги Луллия»  можно корригировать  различные стороны речевой деятельности, а именно:

• развивать фонематические процессы;

• уточнять и активизировать словарный запас;

• совершенствовать слоговую структуру слова;

• автоматизировать звуки речи;

• совершенствовать грамматический строй;

  • развивать связную речь.

В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет применять одну и ту же основу–круг для разных игр. Пособие универсально, потому что, используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры

Так, например, в процессе работы по совершенствованию лексико – грамматического  строя используются игры: «Один – много», «Посчитай – ка», «Большой – маленький», «Что из чего?», «Кто где живет»,»Чей малыш?», «Чей хвост?» и другие.

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге педагог располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Задание: помочь найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

1 вариант. На большом круге педагог располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком - их хвосты.

Реальное задание: найди, чей это хвост.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем находит на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Фантастическое задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий…).

При работе над звукопроизношением используются игры на автоматизацию и дифференциацию звуков: «Круги вращай, слова на заданный звук называй»; «Подбери картинки»; «Подари подарки» и т.д.

В процессе работы по развитию фонематического восприятия, предлагается объединить картинки по одинаковому первому или последнему звуку, по месту звука в слове. Также  детям нравятся  игры «Твердый – мягкий», «Где спрятался звук».

Работая над слоговой структурой, детям предлагается объединить картинки по количеству слогов, найти слова с одинаковым 1-м слогом, соотнести картинки со схемами.

Примерные игры с использованием кругов Луллия:

« Кто что ест?»                             «Чей нос? Чей хвост?»

«Назови, сколько»                        «Подбери пару»

«Кто где живет?                            «Подбери заплатку»

«Подбери по цвету»,                     «Подбери по форме»

« Из какой сказки?»                      «С какого дерева листок?» и др.

«Мамы и их детеныши»

В основе использования пособия лежит проблемно-поисковый метод,  который не дает готовые знания и не раскрывает истину, а учит ее находить, делает коррекционную работу более увлекательной.

Также на логопедических занятиях происходит развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мышления).

Используются пособия «Развиваем память», «Развиваем логическое мышление» С.Е. Гавриной, «Умные игры», «Поиграем в сказку», «Задачки для ума», «Найди отличия» из серии «Умные книжки», разрезные картинки.

Это, конечно, не полный перечень пособий, используемых мною в работе.

Таким образом, на логопункте ДОУ проводится регулярная систематическая коррекционно – развивающая работа с использованием разнообразных  методических  материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения

Мастер-класс на тему: Использование нетрадиционных материалов в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС

Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эсте...

Организация методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении

Представлена организация методической работы в МАДОУ "Детский сад № 13"...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания....