Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"
материал по окружающему миру

Бурина Светлана Алексеевна

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к  деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять причино-следственные и временную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Дидактические игры считаются одним из эффективнейших средств обучения и развития дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с экологическим содержанием в работе дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к  деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять причино-следственные и временную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Дидактические игры считаются одним из эффективнейших средств обучения и развития дошкольников. Учитывая особенности возраста и возможности ребенка педагог подбирает дидактические игры, игровые приёмы и упражнения во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми.

Игры экологического содержания разнообразны в зависимости от задач.
а) для обогащения экологических представлений.

  • дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
  • игра приносит положительные эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность; в разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

В начале работы особое внимание уделяю  играм с дидактическими игрушками и материалом, так как ребёнка легче заинтересовать умственной задачей, решение которой заключается в действии с предметом (на основе наглядно-действенного мышления). Предметами  - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.  В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Дети сравнивают, находят сходства и отличия.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции,  мышление.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее, в таком случае количество игрового материала должно быть рассчитано на количество детей в группе.

Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Ворона и воробей». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания (ворона ходит, а воробей прыгает), эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.

Именно через игру формируются и закрепляются знания детей о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ- ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН «ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ», НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ

Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взросл...

СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ. "Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями".

Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограниченными  возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (Из опыта работы)....

Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности

Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...

Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написа...

Нейропсихологические технологии в рамках работы учителя – дефектолога с детьми имеющими особые потребности.

Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук: теоретическая психология и клиническая неврология. Это область клинической психологии, котора...

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....