СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
методическая разработка (старшая группа)

Максимова Галина Владимировна

     Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и приемов, которые способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной  и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду. В статье представлен  такой метод как  биоэнергопластика – это содружественное  взаимодействие руки и языка.     Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и приемов, которые способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной  и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду. В статье представлен  такой метод как  биоэнергопластика – это содружественное  взаимодействие руки и языка. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maksimova_gv.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Фамилия, имя, отчество:  Максимова  Галина  Владимировна

Место работы,  должность:  учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №11»  г.Чебоксары

 

                m4ksimof@yandex.ru

                                                      «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский

     Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и приемов, которые способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной  и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду. В статье представлен  такой метод как  биоэнергопластика – это содружественное  взаимодействие руки и языка.

     В настоящее время коррекция недостатков развития ребенка с  особыми образовательными потребностями и ребенка – инвалида становится все  более актуальной проблемой педагогики в России и в мировой практике. Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи детей в стране нуждаются в поддержке. Кроме того, важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

     В исследованиях ученых  Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Важно отметить, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 8 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. 

      Согласно ФГОС ДОО образование для ребенка должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

   Учитель-логопед  в работе с детьми с особыми образовательными потребностями  использует как традиционные, так и нетрадиционные методы и средства развития речи. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, логопед использует такой метод как  биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога. «Биоэнерготастика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

   Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой  логопед применяет на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как это требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

                    Игровые  упражнения по  биоэнергопластике:

«Птенчики» - ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен

вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка» - ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка» - ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка» - пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Часики» - ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево - вправо и другие.

   Творческий подход, использование альтернативных инновационных методов и приемов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности учителя-логопеда и детей с особыми образовательными потребностями в детском саду.

                                                       Литература.

  1. Алябьева Е.А.  Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь логопедам и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
  2. Дети с отклонениями в развитии. Методические пособия  (Автор – составитель  Н.Д. Шматко) – М.: «АКВА - РИУМ ЛТД», 2001. – 128с.
  3. Комарова Т. С.,  Зацепина  М.Б. Интеграция в системе воспитательно – образовательной  работы дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
  4. Мы нужны друг другу: Игровые сеансы с детьми раннего возраста. Весна: Из опыта работы Центра игровой поддержки ребенка. – М.:АРКИТИ, 2014. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности

Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....

Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким о...