Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_2019_god.docx23.45 КБ
Файл Презентация1.03 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ ГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №322 «МОРОЗКО»

    660130, г.Красноярск, ул. Гусарова, 31         ___________________________________                               тел. 8(391)246-47-79    

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда

Тема: «Использование элементов мозжечковой стимуляции

при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

                                                                            Учитель – логопед

                                                      Щеглюк Татьяна Владимировна

                                                I квалификационная категория

Красноярск 2019

Актуальность:

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка и является одной из предпосылок для успешного овладения грамотой и дальнейшего обучения ребенка в школе. 

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Для оказания практической помощи детям,  родителям и педагогам в решении этой проблемы активно внедряются инновационные технологии в  логопедическую практику. На логопедических занятиях используют  элементы мозжечковой стимуляции в развитии речи детей.

На сегодняшний день роль мозжечковой стимуляции в развитии детей одна из обсуждаемых и значимых тем, так как приемы мозжечковой стимуляции наряду с традиционными логопедическими методами, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений.

Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведение ребенка. Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 30 лет назад американский доктор Френк Бельгау.

Применение мозжечковой стимуляции способствуют:

- улучшению концентрации и внимания;

- повышение выносливости, работоспособности на занятиях;

- улучшение зрительно-моторной координации;

- развитие пространственного восприятия и воображения;

-развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;

- развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;

- развитие восприятия устной и письменной речи;

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие математических и логических способностей;

- развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;

- гармонизация эмоционально-волевой сферы;

- нормализации поведения.

Цель:

Создание условий для повышения уровеня речевого развития у детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста посредством метода мозжечковой стимуляции.

Задачи:

  1. Изучить современные подходы по использованию мозжечковой стимуляции в логопедической работе.
  2. Планировать работу по использованию метода мозжечковой стимуляции
  3. Описать формы и методы работы с детьми по использованию метода мозжечковой стимуляции в логопедической коррекционной работе
  4. Внедрить систему работы по использованию метода мозжечковой стимуляции в работу с детьми с нарушениями речи, распространить положительный опыт.

Оборудование:

Балансировочная доска Бильгоу, мешочки с разным наполнением, мячи (большие, маленькие), су-джоки, наглядный материал, компьютер, дидактические игры по развитию речи.

Модель включения элементов мозжечковой стимуляции в работу

по коррекции речевых нарушений у детей

Этапы работы:

Начальный этап

  1. Знакомство с балансировочной доской.
  2. Развитие умения правильно встать на доску и сойти с неё (спереди, сзади)
  3. В положении стоя – раскачивать доску и удерживать равновесие.
  4. Стоя на доске и удерживая равновесие выполнять простые физические упражнения (руки поставить на пояс, руки поднять над головой, опустить,  выполнять круговые вращения руками: обе руки в одну сторону, обе руки в разные стороны и т.д.)

Примечание: Изначально работа ведется на малых кругах разметки с постепенным усложнением и изменение угла отклонения полозьев доски.

Основной этап

  1. В работу включаются:

Мячи (разные по размеру, массажные)

 Мешочки (разноцветные, разно весовые, с различным наполнением)

Упражнения с мешочками и мячами.

Стоя на доске, ощупать мешочек, догадаться, что внутри.

Перекладывать один мешочек (мяч) с руки на руку, над годовой, сзади.

Подбрасывать и ловить один мешочек (мяч) с хлопками.

Упражнения на развитие умения отбивать, ловить и бросать мешочки (мячи)

(Сначала двумя руками, затем одной.)

Примечание: Изначально в упражнениях используются мешочки одного веса, затем разного.

Дидактические игры для уточнения и обогащение словарного запаса

Лексический материал подбирается в соответствии с тематическим планирование средней группы МБДОУ

«Мячик катаю, цвета называю»(су-джок)

«Мячик лови, за мной повтори»

«Мешочек кидай (посуду, обувь, одежду) называй»

«Доскажи словечко»

«Ручки поднимай - картинку называй»

«Кулачки крути – за мной повтори»

Дидактические игры для развития грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста

Лексический материал подбирается в соответствии с тематическим планирование средней группы МБДОУ

«Один – много»

«Карлики – великаны»

«Подбери признак»

«Подбери действие»

«Посчитай – ка»

«Назови ласково»

«Скажи наоборот»

«Чей? Чья? Чьё?»

«Кого я вижу? Что я вижу?»

Звукопроизношение

Автоматизация поставленного звука проводиться в следующей последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

«Мячик бросай – слоги повторяй»

«Мешочек бросай – слова повторяй»

«Хлопай, хлопай не зевай – слоги чисто повторяй»

«Пальчики сжимай – картинки называй»

Список литературы

1. Белякова Л.И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.

2. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

3. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2007.

4. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2008.

5. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/

6. Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://tomatis-spb.ru

7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопро- вождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов мозжечковой стимуляции при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ. Учитель – логопед: Щеглюк Татьяна Владимировна

Слайд 2

Актуальность: Наряду с различными речевыми нарушениями у детей отмечается ряд вторичных отклонений в развитии моторики , психических процессов, эмоционально – волевой сферы, поведения. Для оказания практической помощи детям, родителям и педагогам в решении этой проблемы активно внедряются инновационные технологии в логопедическую практику . На сегодняшний день приемы мозжечковой стимуляции наряду с традиционными логопедическими методами, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений.

Слайд 3

Цель : Создание условий для коррекции и развития всей речевой системы у детей с особыми возможностями здоровья. Задачи : 1. Применение современных подходов по использованию элементов мозжечковой стимуляции в логопедической работе. 2. Внедрение системы работы по использованию метода мозжечковой стимуляции в работу с детьми с речевыми нарушениями.

Слайд 4

Мозжечковая стимуляция способствует: Улучшению концентрации внимания, Повышению выносливости, работоспособности на занятиях, Улучшению зрительно –моторной координации, Развитию восприятия устной и письменной речи, Способность к планированию, Гармонизации эмоционально – волевой сферы, Нормализации поведения.

Слайд 5

Оборудование Балансировочная доска Бильгоу Изменение угла отклонения полозьев для усложнения выполнения заданий Разметка: круги с усложнением для выполнения заданий

Слайд 6

Мячи разного размера, разновесные мешочки, су – джоки , цели – корзины.

Слайд 7

Начальный этап Выработка умения встать и сойти с доски. В положении стоя – раскачивать доску и удерживать равновесие

Слайд 8

Выработка умения стоять на доске, удерживать равновесие и выполнять простые физические упражнения, элементы самомассажа

Слайд 9

Основной этап Развитие артикуляционной моторики с применением доски Бильгоу .

Слайд 10

Работа над слоговой структурой слова

Слайд 11

Этап автоматизации поставленных звуков

Слайд 12

Работа в паре. Этап автоматизации звука в слове.

Слайд 13

Достигнутые результаты: Появилась устойчивая мотивация к занятиям Повысилась концентрация внимания Улучшилась координация движения Повысился уровень работоспособности В логопедической работе: Выработалась точность выполнения артикуляционных упражнений Улучшилось звукопроизношение Улучшилась слоговая структура слова Обогатился словарный запас детей Повысился уровень грамматической и связной стороны речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Доклад выступления на спец совете учреждения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда...

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. Любая инновация пред...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Логопедические инновационные технологии...