Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
учебно-методический материал по логопедии по теме

Шагалина Наталья Викторовна

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Мне хочется остановиться на том методе, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – песочная терапия.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Использование элементов песочной терапии в логопедической работе

(НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ)

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Мне хочется остановиться на том методе, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под его контролем. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу на развивающих и обучающих занятиях.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице:

  • «Нельзя брать песок в рот.
  • Нельзя кидаться песком.
  • Песок не должен высыпаться из песочницы.
  • Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.
  • После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

(Игры: «Выровняй дорогу», «Что под песком?», «Помоги зайцу», «Секрет», «Добрый великан»)

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выполняя арт.упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. (Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.

(Р: круги, спиральки на песке,

С: насыпать горочку из песка,

Ш: дорожка для змейки.

И т.д. )

  • ДЕФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

  • РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

(Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»)

  • ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

-правильное употребление в речи предлогов,

----------«-----------------«------------наречий,

- согласование сущ. и прилагательных в роде (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое);

-настоящее и прошедшее время глаголов ( я откапываю, я откапал…);

-использование пиктограммам: соотносить картинки с определенными понятиями. (рассказ о животных);

а также отработка других понятий и категорий.

  • РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(при этом одновременно проводится автоматизация звуков)

  • массаж кистей, пальчиков рук

(РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

(Игры: «Веселые соревнования», «Нарисуй картинку»).

Таким образом, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
  • Обучающиеся чувствуют себя более успешными.
  • На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Кроме того, педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов песочной терапии для решения образовательных задач"

В статье описан метод песочной терапии предложенный Мариэллой Зейц. Песок используется не только с коррекционной и развивающей целью, но и с образовательной, помогая детям, воспитателям и родителям ле...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием элементов песочной терапии

Тема: «День победы»Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 -7 лет включительно)Цель: формирование лексико-грамматических компонентов по теме «День победы»Задачи:К...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....