Главные вкладки

    Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
    учебно-методический материал по логопедии по теме

    Шагалина Наталья Викторовна

    Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи.

    На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

    Мне хочется остановиться на том методе, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – песочная терапия.

    «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

    При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


     Использование элементов песочной терапии в логопедической работе

    (НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ)

    Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи.

    Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

    Мне хочется остановиться на том методе, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – песочная терапия.

    Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

    «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

    При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под его контролем. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу на развивающих и обучающих занятиях.

    Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

    Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице:

    • «Нельзя брать песок в рот.
    • Нельзя кидаться песком.
    • Песок не должен высыпаться из песочницы.
    • Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.
    • После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

    • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

    Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

    · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

    · Выдыхай медленно и плавно.

    · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

    (Игры: «Выровняй дорогу», «Что под песком?», «Помоги зайцу», «Секрет», «Добрый великан»)

    • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Выполняя арт.упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. (Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)

    • АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

    Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.

    (Р: круги, спиральки на песке,

    С: насыпать горочку из песка,

    Ш: дорожка для змейки.

    И т.д. )

    • ДЕФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

    • РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

    (Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»)

    • ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

    -правильное употребление в речи предлогов,

    ----------«-----------------«------------наречий,

    - согласование сущ. и прилагательных в роде (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое);

    -настоящее и прошедшее время глаголов ( я откапываю, я откапал…);

    -использование пиктограммам: соотносить картинки с определенными понятиями. (рассказ о животных);

    а также отработка других понятий и категорий.

    • РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    (при этом одновременно проводится автоматизация звуков)

    • массаж кистей, пальчиков рук

    (РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

    (Игры: «Веселые соревнования», «Нарисуй картинку»).

    Таким образом, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

    • У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
    • Обучающиеся чувствуют себя более успешными.
    • На занятиях нет места монотонности и скуке.

    Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

    Кроме того, педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование элементов песочной терапии для решения образовательных задач"

    В статье описан метод песочной терапии предложенный Мариэллой Зейц. Песок используется не только с коррекционной и развивающей целью, но и с образовательной, помогая детям, воспитателям и родителям ле...

    Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

    Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...

    Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием элементов песочной терапии

    Тема: «День победы»Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 -7 лет включительно)Цель: формирование лексико-грамматических компонентов по теме «День победы»Задачи:К...

    Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

    Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам...

    Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

    Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт...

    Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

    Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...

    Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

    Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....