Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Иванова Ольга Евгеньевна

Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка» К.Д.Ушинский

Слайд 2

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда Иванова О.Е. Учитель-логопед

Слайд 3

В чем сила песка? Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала: • песок — очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент; • песок — демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки; • песок — природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца; • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды; • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Слайд 4

Для работы понадобится: Водонепроницаемый деревянный ящик размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет. 2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр песок может быть влажным.

Слайд 5

буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Коробочки с «сокровищами и драгоценностями»; ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки Постройки (мосты, ограды, ворота, И др.); растения машины животные (домашние, дикие, Морские) Здания (дома, школы, церкви, замки); фигурки сказочных героев фигурки людей Коллекция игрушек

Слайд 7

Правила работы с песком Используется чистый обработанный песок. Песок необходимо прокаливать в духовой печи. К играм допускаются дети с чистыми руками. Противопоказания Единственным противопоказанием для ребенка является наличие аллергической реакции на песок

Слайд 8

Задачи использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда развитие диафрагмального дыхания; развитие фонематических представлений; активизация словаря; развитие связной речи; автоматизация поставленных звуков; развитие графо-моторных навыков; развитие пространственного гнозиса; развитие мелкой моторики.

Слайд 9

Игры и упражнения на Развитие диафрагмального дыхания «Выровняй дорогу» От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Что под песком?» Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. «Помоги зайцу» В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила. «Секрет» В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Добрый великан» Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Слайд 11

Пальчиковый практикум Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки) Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы» Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Слайд 13

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно) «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Слайд 15

Артикуляционная гимнастика Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку» Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении. Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку. Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Слайд 16

Автоматизация звуков Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук. Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку. Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук. Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Слайд 17

Развитие фонематического слуха Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов). Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Слайд 18

Формирование слоговой структуры слова Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать. Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Слайд 19

Активизация словаря «Найди предмет». Нахождение предметов/картинок по нужной лексической теме; называние одним словом. Используется техника «археология» - откапывание предметов кисточками, палочками, пальчиками

Слайд 20

Развития связной речи «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. «Покажи сказку». Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Слайд 22

Игры для развития графо-моторных навыков Украшение ковриков узорами Рисование «дорожек» Выкладывание букв из различного материала Обводка трафаретов букв, рисование букв, дорисовывание элементов букв. Напечатать на песке букву, затем стереть элемент. Предложить ребенку вылечить «больную» букву, дорисовав недостающую часть. Дорисовывание фигур до предметов и украшение

Слайд 23

Литература Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева Чудеса на песке.Песочная игротерапия. СПб; 1998. Дж. Родари Грамматика фантазии.М; 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

Статья "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В данной статье идет речь о элементах песочной терапии, которые можно использовать в логопедической работе....

Мастер-класс "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда"

Знакомство педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии...

Возможности использования метода песочной терапии в работе учителя -логопеда с детьми, имеющими РАС

Описан опыт применения песочной терапиив коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (песочницей ...