Возможности использования метода песочной терапии в работе учителя -логопеда с детьми, имеющими РАС
материал

Елена Николаевна Бегун

Описан опыт применения песочной терапии

в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (песочницей и с песочницей с кинетическим песком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-084460c1cef9efecb1dc857c7f45cce29c9d4554.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования метода песочной терапии

в работе учителя -логопеда с детьми,

имеющими РАС

Описан опыт применения песочной терапии

в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (песочницей и с песочницей с кинетическим песком.

Ключевые слова:

расстройства аутистического спектра, про-

грамма песочной терапии, индивидуальное психологическое сопро-

вождение.

Помимо классической триады признаков РАС (нарушения в ком-

муникации, нарушения в социальном взаимодействии, стереотипные

формы поведения) исследователи отмечают и нарушение у людей

с РАС работы сенсорных систем . В настоящее время остро стоит проблема поиска методов психологического сопровождения детей

с расстройствами аутистического спектра для отладки системы сенсорной интеграции. Преодолению барьеров сенсорной дезинтеграции

служит и песочная терапия, которая помогает ребенку научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их

интерпретировать .

сопровождения ребенка с РАС с использованием методов песочной терапии

Работа с детьми проводилась в течение одного учебного года с ребятами группы компенсирующей направленности

В апробировании методов и приемов принимали участие дети с расстройствами аутистического спектра

Нами была разработана программа индивидуального сопровождения с использованием методов песочной терапии при поддержке визуального расписания. Занятия проводились 2 раза в неделю по 20 минут,

индивидуально. Каждое занятие включало в себя 2 задания: первое

— усложненное, требующее включения и работы от ребенка, второе —

сенсорные игры, направленные на расслабление и улучшение эмоций.

Ход работы

В начале занятия ребенку предлагалось ознакомиться с планами и

самостоятельно выбрать из предложенных одно задание среди сенсорных игр, которыми бы он хотел сегодня позаниматься. Но чтобы по

лучить желаемую игру, необходимо сначала поработать с более сложным

заданием. Сенсорная игра в данном случае служит положительным подкреплением, поощрением, которое помогает ребенку справляться с

первым более сложным заданием.

В работе использовались: песочный стол с подсветкой; классическая

песочница с кинетическим песком.

Все задания при работе с песочным столом можно классифициро-

вать следующим образом:

— знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста;

— «Отпечатки»;

— пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);

— рисование кисточкой/пальцем на песке;

— рисование без подсветки/с подсветкой;

— «Сделай так» (повторение действий за специалистом);

— добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на

песке;

— добавление/смена цветного песка;

— разные способы рисования;

— написание букв/цифр на песке;

— дорожки и линии» — рисование различных фигур, линий на песке;

— и другие.

Задания, применяемые при работе с использованием классиче-

ской песочницы, можно классифицировать следующим

образом:

— использование сухого/мокрого песка;

— «Давай вместе» (повторение действий за специалистом);

— использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры,

из различного материала, звуковые игрушки);

— игры с фигурками животных/людей;

— проигрывание диалогов;

— и другие.

— «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без

тактильного взаимодействия с песком);

— «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»;

— «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);

— «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям

материал);

— «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной

линии в песке);

— «Сделай так»;

— «Домик крота»;

— «Строим замок»;

— «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта,

плавающего пластилина, ракушек и камней).

Задания, применяемые при работе с использованием кинетического

песка, можно классифицировать так:

— знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за

игрой специалиста;

Результаты

Таким образом, в ходе проведения песочной терапии было выявлено, что песочная терапия

в различных формах действительно способствует работе с барьерам

и сенсорной дезинтеграции, помогает ребенку в распознавании стимулов, влияющих на органы чувств, и их интерпретации.

По итогам контрольной диагностики было выявлено, что дети:

— стали более усидчивыми и контактными;

— быстро освоили программу действий на занятии;

— хорошо осваивали визуальное расписание, любимая сенсорная

игра всегда служила эффективным подкреплением;

— более глубоко включались в процесс работы, нежели при работе

за партой;

— обогатили собственный сенсорный опыт, преодолели сенсорные

Барьеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

Статья "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В данной статье идет речь о элементах песочной терапии, которые можно использовать в логопедической работе....

«Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом фор...