Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».
методическая разработка по логопедии на тему

Черкашина Юлия Александровна

   Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга. Следовательно, наиболее целесообразно будет применение данного метода в работе с детьми-дизартриками, поскольку именно у данной группы детей речевые нарушения связаны с поражением заднелобных и подкорковых отделов мозга, следствием которого является недостаточная иннервация речевого аппарата и нарушение его мышечного тонуса.

     Использование Су Джок терапии возможно в виде разных форм работы. Самой распространённой и удобной формой работы по использованию Су Джок терапии является применение массажных шариков, имеющих множество выступающих углов на каждом витке спирали, что удобно для равномерной стимуляции выбранной зоны. Внутри шарика  находится эластичное пружинное кольцо - Су Джок массажное кольцо.

     Освоить технику Су Джок несложно: кольцо массажное надевается на большой палец руки (особое внимание нужно уделить большому пальцу и его ногтевой области) и прокатывается сначала по всему пальцу, затем по его верхней фаланге до появления небольшого покраснения и ощущения тепла в массируемой области. Перемещая пальцы руки, поддерживающей массажное кольцо, по его окружности, можно регулировать степень нажима и, следовательно, силу воздействия на разные точки. При этом наиболее болезненные точки Су Джок массируются особенно тщательно.  Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и, что немаловажно, приятна ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_ispolzovanie_su_jok_terapii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование  су джок терапии  в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

     В зависимости от интенсивности процедуры массаж Су Джок массажным кольцом оказывает расслабляющее или тонизирующее действие. Так мягкие медленные движения массажным кольцом с постепенным увеличением или уменьшением силы давления на кольцо вызывают расслабление, что используется, например, при псевдобульбарной дизартрии, при повышении мышечного тонуса у детей-дизартриков.
Интенсивный массаж Су Джок кольцом пальцев показан для укрепления и повышения тонуса мышц артикуляционного аппарата, а также при гипотонусе, парезах и параличах, наблюдаемых у лиц с бульбарной дизартрией. Массаж пальцев Су Джок массажным кольцом можно рассматривать и как общий массаж всего тела. Он оказывает благотворное влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы, повышает устойчивость к инфекциям, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус, восстанавливает нарушенные связи.

     Нужно отметить, что использование массажных шариков Су Джок особенно эффективно использовать при гипотонусе артикуляционных мышц и общей мускулатуры, так как подобный массаж способствует повышению тонуса и работоспособности, а также укрепляет защитные силы организма.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ СУ ДЖОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ-ДИЗАРТРИКАМИ

Обучение комплексу проводится в три этапа.

I ЭТАП обучения.

Все упражнения комплекса выполняются в исходном положении сидя.

1    упражнение.

«Согреем свои ладошки до ощущения сильного жара». (Интенсивное растирание ладонных поверхностей кистей друг о друга).

Упражнение стимулирует работу всех органов и систем организма.

Выполняется не менее 2 раз в день.

2 упражнение.

«Давайте нарисуем на большом пальце лицо человечка». А теперь побарабаним кончиками больших пальцев по столу, затем сильно разотрём кончики больших пальцев.

Упражнение стимулирует развитие головного мозга и интеллекта.

Выполняется не менее 2 раз в день.

II  ЭТАП обучения.

В комплекс к первым двум упражнениям включаем новые упражнения.

3  упражнение.

«Разотрем ладошкой правой руки верхнюю (тыльную поверхность) левой ладошки». Акцент на растирание кончиков пальцев (зона соответствия зоны головы).

Выполняется не менее одного раза в день.

III  ЭТАП обучения.

В комплекс к первым трём  упражнениям включаем новые упражнения.

4  упражнение.

Выполняется с помощью специального массажного шарика.

Массируем все зоны и точки соответствия на ладонных поверхностях кистей.

Выполняется не менее 1 раза в день.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ СУ ДЖОК.

Самая распространенная игра - «Сорока – белобока».

Сорока белобока кашу варила, деток кормила. -  (Катаем массажный шарик по ладошке руки.)

Первого накормила, -  (Берем колечко, которое находится внутри шарика, и   надеваем         на       большой палец. Спускаемся вниз, по пальцу и поднимаемся.)

Второго накормила, - (Переходим на указательный палец и массажируем его, так же как и предыдущий.)

Третьего накормила, - (Переходим на средний палец.)

Четвертого накормила, - (Переходим на безымянный палец.)

А вот пятого кормить не стала. – (Переходим на мизинец.) 

Ведь он дрова не рубил, – (Начинаем сначала с большого пальца.) 

Печку не топил, - (И продолжаем с каждым по очереди…) 

Воду не носил,

Кашу не варил,

На стол не накрывал,

Вот и остался голодным – голодным – голодным. – (Убираем кольцо и берем шарик, быстро катая по ладошке.)

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

"Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(Дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок шарик сдавливают поочерёдно между большим пальцем и остальными пальцами руки. Упражнение проделывают сначала правой рукой, затем – левой.)

Никого я не боюсь"

(Дети катают шарик между ладонями.)

Пальчиковая игра «Ёжик».

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож.

(Дети катают шарик между ладонями.)

На спине иголки

(Массажные движения большого пальца.)

Очень-очень колкие.

(Массажные движения указательного пальца.)

Хоть и ростом ёжик мал,

(Массажные движения среднего пальца.)

Нам колючки показал,

(Массажные движения безымянного пальца.)

А колючки тоже

(Массажные движения мизинца.)

На ежа похожи.

(Дети катают су джок между ладонями.)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(Надеваем кольцо  су джок на большой палец.)

- С этим братцем в лес ходил,

(Надеваем кольцо  су джок на указательный палец.)

С этим братцем щи варил,

(Надеваем кольцо  су джок на средний палец.)

С этим братцем кашу ел,

(Надеваем кольцо  су джок на безымянный палец.)

С этим братцем песни пел.

(Надеваем кольцо  су джок на указательный палец.)

Сказка «Ёжик на прогулке»

     Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).

     Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)  и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать  и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в  другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя,  а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много: как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Игра «Чудесный шарик»

 (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,         - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          - (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём.

     Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки.

     Внимание! Массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на пальце. Во избежание пережатия тканей.

     Помимо  известных Су Джок шариков, к аналогичному виду тренажёров для коррекционно-развивающей деятельности по преодолению у детей стёртой формы дизартрии, относится аппликатор Кузнецова. Елена Филипповна Архипова, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор многих медицинских пособий и пособий по логопедии, предлагает в одном из них разработку индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков с использование аппликатора   Кузнецова. Так одновременно с произнесением автоматизируемых звуков, слогов, пальцы  рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера.

     Массаж грецкими орехами также можно отнести к методу Су Джок терапии.

     Перед применением массажных приёмов методики Су Джок необходимо осмотреть состояние и целостность кожных покровов кистей и стоп каждого ребёнка, во избежание травмирования или распространения любого воспаления.

Список использованной литературы

1.           Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.

2.           Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.

3.           Новиковская  О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

4.           Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой    моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160

5.           Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009  -  С. 208  

6.           Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "План работы учителя-логопеда на летне-оздоровительный период"

Работа учителя-логопеда дошкольного учреждения предусматривает не только занятия с воспитанниками по коррекции и развитию речи, но и включает в себя методическую работу. Оязательным является составлен...

Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...

Методическая разработка «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»

В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совмес...

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"...

Методическая тема: "Использование мнемотехники в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР"

Мнемотехника  помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность. Более гото, приемы мнемотехники приводят к обогащениюсловарного пасс...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "

В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....