Главные вкладки

    Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
    статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Баришполь Елена Николаевна

    Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС

    Баришполь Е.Н., учитель-логопед МБДОУ д/с №2 «Огонек» г. Ипатово

    В последние годы в детских садах персонал ДОУ столкнулся с увеличением количества детей с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР) и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют определенные потребности, связанные со спецификой развития.  У многих из них встречаются трудности восприятия, внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.  Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)–физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без специальных условий. Категории детей с ОВЗ:

    Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;

    Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;

    Дети с тяжелыми нарушениями речи;

    Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    Дети с задержанным психическим развитием;

    Дети с расстройствами аутистического спектра;

    Дети с нарушениями интеллекта;

    Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

    Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в образовании: невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т.е.  Внедрению детей с особыми потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида.  Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ наше законодательство обязывает учреждение общего вида создать специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

    Специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,                                                                                                          специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных  технических  средств  обучения  коллективного  и индивидуального  пользования,  предоставление  услуг  ассистента  (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь,  проведение  групповых  и  индивидуальных  коррекционных  занятий, обеспечение  доступа  в  здания  организаций,  осуществляющих  образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных  программ  обучающимися  с  ограниченными  возможностями здоровья. С целью осуществления коррекционной–развивающей работы с детьми с ОВЗ, на базе МБДОУ д/с «Огонек» функционирует логопедический кабинет, который обеспечивает системный подход к коррекции речевых нарушений.

    Основными задачами учителя-логопеда при ДОУ являются: -своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников; -определение их уровня и характера; -устранение разнообразных нарушений речи; -профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи; -консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников. Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.

    Комплексное сопровождение-это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические, валеологические), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество. Комплексное воздействие на ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка. Сопровождение осуществляется в рамках образовательной деятельности.

    Логопеды, работающие с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, находятся в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальными руководителями, психологом, медицинскими работниками), родителями и воспитателями групп, регулярно информируют их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы. Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В тесном контакте ведется работа учителей-логопедов с воспитателями комбинированных и общеразвивающих групп. Учитель-логопед рекомендует воспитателям при планировании занятий по физической культуре учитывать состояние общей моторики детей, зачисленных на занятия логопеда, включать упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. В тетрадях по взаимодействию учителя-логопеда  и  воспитателей  еженедельно  планируется  следующая коррекционно-развивающая  работа –комплексы  артикуляционной  гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие лексико –грамматического строя речи, упражнения для обогащения пассивного и активного словарей (в зависимости от  сложности  речевых  нарушений),  индивидуальная  работа  по  автоматизации, дифференциации поставленных звуков (чистоговорки, скороговорки, стихи).Успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия учителей –логопедов с педагогом-психологом  ДОУ, ведь, как известно, выпадение одной из функций  влечёт  за  собой  и  отставание  в  развитии  психических  процессов  и познавательной сферы. (Очень жаль, что в нашем ДОУ нет психолога). В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику развития психических процессов и социально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ. После анализа результатов обследования составляется план индивидуальной работы по коррекции высших психических функций.

    Для создания единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ важно сотрудничество специалистов ДОУ с родителями детей ОВЗ. У родителей важно сформировать правильные представления об особенностях развития, потребностях детей с нарушениями речи, способствовать освоению родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи и, как результат, полноценного развития, адаптации в обществе, успешности ребенка. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

    Коррекционная работа с детьми ОВЗ в ДОУ ведется в несколько этапов. Диагностический этап. Коррекционно-развивающему   процессу   предшествует тщательное комплексное обследование детей с ОВЗ, по результатам которого планируется весь процесс коррекционно-развивающей работы. Затем происходит сбор анамнестических данных в беседе с родителями детей. По результатам диагностики в сентябре проходит заседание ПМПк ДОУ совместно с администрацией и воспитателями групп, где учитель-логопед знакомит всех с аналитической справкой по результатам обследования речи.

    Организационный этап. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», принятым 21. 12. 2012 года, дети с ОВЗ должны обучаться по особой адаптированной образовательной программе. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    Адаптированная образовательная программа–это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Следующим шагом в коррекционном процессе является создание индивидуальной рабочей программы логопеда сроком на один год, содержащей перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с данным ребёнком ОВЗ. Затем оставляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.

    Коррекционно-развивающий этап. Направления коррекционной работы: коррекционные занятия с детьми проводятся в форме индивидуальных и подгрупповых занятий по индивидуальной рабочей программе(маршруту), составленной на основе программы Н.В. Нищевой для детей с ТНР.

    В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

          В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

             В связи с этим может использоваться модульное планирование. Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

    1.Формирование фонетической стороны речи.

    2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

    3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

    4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

    5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

             Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

             Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

             Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

    •тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

    •оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

    •компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

    • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

    • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

    Планируемые результаты в образовательной области «Речевое развитие»: Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.  

    Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, отвечает на вопросы развернутой фразой.

    Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из личного и коллективного опыта.

    Владеет соответствующим возрасту словарным запасом, способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предложения разных типов.  Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.

    Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов). У детей с ОВЗ наблюдается более замедленный темп поэтапного становление речи,  ограничение  возможностей  подражательной  деятельности,  наблюдается неадекватность между словом и представлением о том ,что они обозначают.

    Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значению слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности. Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.

    Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

    Добиться положительных результатов в логопедической работе позволяют: •тщательный  отбор  дидактического  и  наглядного  материала  к  занятиям; •оптимальное   распределение   времени   на   каждый   этап   занятия; •компетентная,   научно-обоснованная   подача   учебного   материала;            •  использование  разнообразных  форм  и  методов  логопедического  воздействия;                                                                                                                             • использование компьютерных технологий и технических средств обучения Правильное построение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,  осуществляемого  учителем-логопедом,  педагогом-психологом  и  другими специалистами внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений  у  детей  с  ОВЗ,  раскрытия  потенциальных  возможностей  ребёнка  в процессе его развития, дальнейшей социализацией в обществе.

    Используемая литература.

    1.Гаркуша Ю.Ф.  Коррекционно –педагогическая  работа  в  дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. –М., Сфера,2007.

    2.Громова О.Е. Инновации –в логопедическую практику: Сборник статей. -М., Линка –Пресс,2008.

    3.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. -М.: Академия, 1999.4.Миронова С.А.  

    Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. –М.,1993


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»

    Выступление на районном методическом объединении  педагогов дошкольного образования«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»...

    Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников и учителей предшкольных классов.

    Использование ИКТ для развития познавательной активности дошкольников....