Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС
Баришполь Е.Н., учитель-логопед МБДОУ д/с №2 «Огонек» г. Ипатово
В последние годы в детских садах персонал ДОУ столкнулся с увеличением количества детей с тяжёлыми нарушениями речи(ТНР) и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют определенные потребности, связанные со спецификой развития. У многих из них встречаются трудности восприятия, внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)–физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без специальных условий. Категории детей с ОВЗ:
Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
Дети с тяжелыми нарушениями речи;
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Дети с задержанным психическим развитием;
Дети с расстройствами аутистического спектра;
Дети с нарушениями интеллекта;
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в образовании: невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т.е. Внедрению детей с особыми потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ наше законодательство обязывает учреждение общего вида создать специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
Специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. С целью осуществления коррекционной–развивающей работы с детьми с ОВЗ, на базе МБДОУ д/с «Огонек» функционирует логопедический кабинет, который обеспечивает системный подход к коррекции речевых нарушений.
Основными задачами учителя-логопеда при ДОУ являются: -своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников; -определение их уровня и характера; -устранение разнообразных нарушений речи; -профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи; -консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников. Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.
Комплексное сопровождение-это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические, валеологические), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество. Комплексное воздействие на ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка. Сопровождение осуществляется в рамках образовательной деятельности.
Логопеды, работающие с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, находятся в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальными руководителями, психологом, медицинскими работниками), родителями и воспитателями групп, регулярно информируют их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы. Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В тесном контакте ведется работа учителей-логопедов с воспитателями комбинированных и общеразвивающих групп. Учитель-логопед рекомендует воспитателям при планировании занятий по физической культуре учитывать состояние общей моторики детей, зачисленных на занятия логопеда, включать упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. В тетрадях по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей еженедельно планируется следующая коррекционно-развивающая работа –комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие лексико –грамматического строя речи, упражнения для обогащения пассивного и активного словарей (в зависимости от сложности речевых нарушений), индивидуальная работа по автоматизации, дифференциации поставленных звуков (чистоговорки, скороговорки, стихи).Успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия учителей –логопедов с педагогом-психологом ДОУ, ведь, как известно, выпадение одной из функций влечёт за собой и отставание в развитии психических процессов и познавательной сферы. (Очень жаль, что в нашем ДОУ нет психолога). В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику развития психических процессов и социально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ. После анализа результатов обследования составляется план индивидуальной работы по коррекции высших психических функций.
Для создания единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ важно сотрудничество специалистов ДОУ с родителями детей ОВЗ. У родителей важно сформировать правильные представления об особенностях развития, потребностях детей с нарушениями речи, способствовать освоению родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи и, как результат, полноценного развития, адаптации в обществе, успешности ребенка. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми ОВЗ в ДОУ ведется в несколько этапов. Диагностический этап. Коррекционно-развивающему процессу предшествует тщательное комплексное обследование детей с ОВЗ, по результатам которого планируется весь процесс коррекционно-развивающей работы. Затем происходит сбор анамнестических данных в беседе с родителями детей. По результатам диагностики в сентябре проходит заседание ПМПк ДОУ совместно с администрацией и воспитателями групп, где учитель-логопед знакомит всех с аналитической справкой по результатам обследования речи.
Организационный этап. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», принятым 21. 12. 2012 года, дети с ОВЗ должны обучаться по особой адаптированной образовательной программе. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа–это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Следующим шагом в коррекционном процессе является создание индивидуальной рабочей программы логопеда сроком на один год, содержащей перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с данным ребёнком ОВЗ. Затем оставляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.
Коррекционно-развивающий этап. Направления коррекционной работы: коррекционные занятия с детьми проводятся в форме индивидуальных и подгрупповых занятий по индивидуальной рабочей программе(маршруту), составленной на основе программы Н.В. Нищевой для детей с ТНР.
В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование. Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:
1.Формирование фонетической стороны речи.
2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.
3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.
5.Формирование коммуникативных навыков и умений.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:
•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.
Планируемые результаты в образовательной области «Речевое развитие»: Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.
Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, отвечает на вопросы развернутой фразой.
Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из личного и коллективного опыта.
Владеет соответствующим возрасту словарным запасом, способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предложения разных типов. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов). У детей с ОВЗ наблюдается более замедленный темп поэтапного становление речи, ограничение возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлением о том ,что они обозначают.
Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значению слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности. Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Добиться положительных результатов в логопедической работе позволяют: •тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; •оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; •компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; • использование компьютерных технологий и технических средств обучения Правильное построение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ОВЗ, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка в процессе его развития, дальнейшей социализацией в обществе.
Используемая литература.
1.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно –педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. –М., Сфера,2007.
2.Громова О.Е. Инновации –в логопедическую практику: Сборник статей. -М., Линка –Пресс,2008.
3.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. -М.: Академия, 1999.4.Миронова С.А.
Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. –М.,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении Презентация практического материала из опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»
Работа логопеда в рамках театральной студии...
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
Выступление на районном методическом объединении "Мнемотаблицы как дидактический материал в работе с детьми по развитию связной речи"
В общей системе дошкольного образования целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение., поэтому для развития связной речи дошкольников я использую мнемотаблицы....
Выступление на районном методическом объединении учителей- логопедов и учителей -дефектологов
Тема РМО:" Коррекционно- развивающая работа с детьми функциональными расстройствами зрения...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста опыт работы на тему: «Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
Опыт работы детского сада по организации прогулки в ДОУ с детьми раннего возраста...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста опыт работы на тему: «Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
Опыт работы детского сада по организации прогулки в ДОУ с детьми раннего возраста...