Методическая разработка «Система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) с фонетико-фонематическими нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка содержит систему коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по устранению фонетико-фонематических нарушений у детей 5–7 лет. Представлены цели, задачи, диагностический блок, годовое планирование, перспективное и календарное планирование занятий, картотека игровых упражнений, а также конспекты логопедических занятий с использованием современных образовательных технологий, игровых методов, здоровьесберегающих приёмов, элементов ТРИЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) с фонетико-фонематическими нарушениями речи»
Автор:
Багдалова Алсу Ханяфиевна, учитель-логопед
Старшая логопедическая группа №5 «Фантазёры»
2025-Средняя Елюзань
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Актуальность
- Цели и задачи коррекционной работы
- Особенности детей с фонетико-фонематическими нарушениями
- Принципы построения коррекционной работы
- Этапы коррекционной работы
- Организация коррекционного процесса
- Перспективный (годовой) план коррекционной работы
- Карточки и картотека логопедических упражнений (60+ игр и упражнений)
- Конспект логопедического занятия
- Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Речевое развитие ребёнка — фундамент его полноценного познавательного и личностного развития. К 5–7 годам ребёнок должен овладеть звуковой стороной речи, уметь различать звуки на слух, правильно произносить их в словах и связной речи. Однако значительная часть детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в произнесении отдельных звуков, смешивают их, заменяют, что приводит к проблемам в формировании навыков чтения и письма.
По данным Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., до 60% детей старшего дошкольного возраста имеют фонетико-фонематические нарушения.
Для успешной коррекции необходимо системно организованное логопедическое сопровождение.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
ФФН — одно из наиболее распространённых нарушений речи у детей 5–7 лет.
Фонетико-фонематические нарушения приводят к:
- снижению речевой активности,
- трудностям в коммуникации,
- формированию тревожности и неуверенности,
- риску школьной неуспешности (дисграфия и дислексия).
Следовательно, коррекционная работа должна быть:
- своевременной,
- системной,
- комплексной,
- сопровождающей весь образовательный процесс.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Цель:
Формирование правильной звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН через систему коррекционных занятий.
Задачи:
Образовательные:
- формировать фонематический слух,
- обучать детей правильному произношению звуков,
- развивать связную речь и словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, моторику, дыхание,
- активизировать речевую деятельность через игру.
Воспитательные:
- формировать уверенность в себе,
- развивать коммуникативные навыки,
- воспитывать интерес к речи и книгам.
4. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ФФН
У детей с фонетико-фонематическими нарушениями наблюдаются:
- слабая артикуляционная моторика,
- недостаточно развит фонематический слух,
- ошибки в произнесении (пропуски, замены, искажения),
- трудности в воспроизведении слов со сложными структурами («тротуар», «рыболов»).
Психологические особенности:
-низкая речевая активность,
-неуверенность,
-избегание речевых ситуаций.
5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- Комплексность (дыхание + артикуляция + звук + моторика)
- Постепенность (от простого к сложному)
- Системность (занятия 3 раза в неделю)
- Игровая направленность
- Активное включение семьи
6. ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Этап | Содержание |
Подготовительный | артикуляция, дыхание |
Постановка звука | механическая + артикуляционная |
Автоматизация | слоги → слова → предложения → связная речь |
Дифференциация | различение похожих звуков (Л–Р, С–Ш и т.д.) |
Обобщение | перенос навыка в обычную речь |
7. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Количество занятий: 3 раза в неделю по 20–25 минут.
Формы работы:
- индивидуальные занятия,
- подгрупповые занятия,
- логопедические минутки в группе,
- работа с родителями.
Методы: игровая терапия, ТРИЗ-технологии, логоритмика, сенсорная стимуляция.
8. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (ГОДОВОЙ) ПЛАН
Сентябрь
- диагностика,
- составление речевых карт,
- беседы с родителями.
Октябрь — ноябрь
- артикуляционная и дыхательная гимнастика,
- постановка звуков Р, Л, С.
Декабрь — март
- автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах,
- развитие связной речи.
Апрель — май
- интеграция навыков в повседневную речь,
- отчёты, консультации.
9. КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Блок 1. Артикуляционная гимнастика (15 упражнений)
«Улыбка»
Цель: формирование устойчивого положения губ.
Ребёнок растягивает губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживает 5–10 секунд.
«Трубочка»
Цель: укрепление круговой мышцы рта.
Сложить губы в трубочку вперёд, удерживать 5 секунд.
«Улыбка — Трубочка»
Чередование двух упражнений, 6–8 раз.
«Заборчик»
Губы растянуты, зубы обнажены, язык за верхними зубами.
«Лопатка»
Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Удержание 5–10 сек.
«Чашечка»
Язык приподнят боками и образует «чашечку».
«Грибок»
Присосать язык к нёбу, открыть рот и удерживать.
«Маляр»
Язык «красит» нёбо вперёд–назад.
«Чистим зубки»
Язык движется по внутренней поверхности зубов.
«Качели»
Язык поочерёдно тянется к верхней и нижней губе.
«Часики»
Язык движется по углам рта справа–налево.
«Лошадка»
Цоканье языком.
«Вкусное варенье»
Облизывание губ по кругу.
«Печка»
Язык лежит на нижней губе, губы максимально расслаблены.
«Замок»
Губы расслаблены, «щёлкать» губами (как поцелуйчики).
Блок 2. Дыхательная гимнастика (10 упражнений)
«Надуй шарик»
Длинный плавный выдох, щёки не надуваем.
«Перышко»
Сдувать лёгкий предмет со стола.
«Лодочка»
Сдувать бумажную лодочку по поверхности воды.
«Футбол»
Перекатывать мячик ваткой, дуя через трубочку.
«Ветерок»
Дуть на бумажную ленту, не касаясь губами.
«Цветок»
«Нюхать цветок» — короткий вдох носом.
«Свеча»
Сдуваем свечу — выдох выполняется плавно.
«Снегопад»
Сдуваем вату с ладони.
«Парус»
Дуем на бумажный кораблик в тазу с водой.
«Вертушка»
Дуть на вертушку. Контроль длительности выдоха.
Блок 3. Развитие фонематического слуха (10 игр)
«Слышу — не слышу»
Логопед произносит звуки, ребёнок поднимает карточку.
«Чей домик?»
Сортировка картинок по первым звукам.
«Поймай звук»
Услышав звук, ребёнок хлопает в ладоши.
«Эхо»
Ребёнок повторяет логопеду звук, слог или слово.
«Волшебный мешочек»
Вытащить предмет и назвать его звук.
«Сравни слова»
Отличить пары слов: дом — том, жук — звук.
«Какой звук прячется?»
Определить пропавший звук.
«Звуковой светофор»
Если звук есть — зелёный кружок, если нет — красный.
«Что изменилось?»
Было слово коса, стало коза — какой звук поменяли?
«Повтори цепочку»
Звуки или слоги повторяются по памяти.
Блок 4. Лексика и грамматика (10 игр)
«Назови одним словом» (обобщающие понятия).
Мебель: стол, стул → «мебель».
«Чего не стало?»
Убрать предмет, ребёнок должен назвать пропавший.
«Подбери признак»
Стул (какой?) — деревянный, высокий.
«Подбери действие»
Мяч (что делает?) — прыгает, катится.
«Скажи наоборот»
Большой — маленький, холодный — тёплый.
«Закончи предложение»
Зимой холодно, а летом___.
«Один — много»
Мяч — мячи, книга — книги.
«Уменьшайки»
Дом — домик, кот — котёнок.
«Составь предложение»
Из набора картинок составить рассказ.
«Что сначала?»
Последовательность действий по картинкам.
Блок 5. Мелкая моторика и сенсорика (15 игр)
«Шнуровка»
Продевать шнурок по отверстиям.
«Сухой бассейн»
Найти предметы на ощупь.
«Пересыпаем песок»
Используем ложки, воронки, формочки.
«Сортировщики»
Разложить предметы по цвету/размеру.
«Прищепки»
Прищеплять прищепки по контуру.
«Набор бусин»
Нанизывание бисера.
«Пуговичный путь»
Выкладывание дорожки из пуговиц.
«Зерновая терапия»
Рисование пальчиком на крупе.
«Пластилинография»
«Аппликация — дорисуй»
«Сенсорная коробка»
«Сказочные следы»
Найти одинаковые следы, соединить.
«Строитель»
Построить башню по образцу.
«Разрезные картинки»
«Пазлы на звук»
Сложить картинку → назвать первый звук.
10. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №1
Тема занятия:
Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Цель:
Закрепление и автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционные:
автоматизировать звук [Р] в слогах и словах;
формировать правильные артикуляционные уклады;
развивать речевое дыхание.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память;
совершенствовать мелкую моторику;
развивать словарный запас и связную речь.
Воспитательные:
формировать уверенность в собственных успехах;
воспитывать положительное отношение к занятиям.
Оборудование и материалы:
индивидуальные зеркала на каждого ребёнка,
карточки с картинками (рыба, рак, робот, рама, рюкзак, трактор),
логопедические «речевые дорожки»,
мяч,
карточки для составления предложений.
Предварительная работа:
артикуляционная гимнастика «Грибок», «Лошадка»;
постановка звука [Р] на предыдущих занятиях.
✏️ ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (1–2 мин.)
Логопед:
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость — звук [Р]. Давайте улыбнёмся и подарим ему хорошее настроение.
Игра: «Передай улыбку»
Дети по кругу передают «улыбку» друг другу.
2. Артикуляционная гимнастика (3–4 мин.)
Логопед:
— Чтобы звук [Р] получился чётким и сильным, нам нужно размять язык.
Упражнения перед зеркалом:
Упражнение Описание
«Грибок» Язык присосать к нёбу, широко открыть рот.
«Лошадка» Цоканье языком.
«Лопаточка» Расслабить язык, положить на нижнюю губу.
«Чашечка» Сделать углубление на языке, как чашечка.
Логопед контролирует выполнение у каждого ребёнка, даёт индивидуальные указания.
3. Дыхательная гимнастика (2 мин.)
Игра: «Задуй свечу»
Логопед показывает картинку свечи.
— Дуем мягко и долго, не прерывая выдох.
Дети дуют, следя за плавностью и силой выдоха.
4. Автоматизация звука [Р] в слогах (3 мин.)
Логопед:
— Произнесём слоги с нашим гостем — звуком [Р].
Слоги произносятся хором и индивидуально:
РА – РО – РУ – РЫ – РЕ – ОР – УР – ИР – ЫР
Используется ритмический хлопок (слог — хлопок).
5. Автоматизация звука в словах (5 мин.)
Игра «Назови картинку»
Логопед показывает карточку → ребёнок называет слово, выделяет звук [Р].
Картинки:
рыба, рак, робот, трактор, рюкзак, рама
Пример реплик логопеда:
— Где находится звук [Р] в слове рак? (в начале)
— А в слове трактор? (в середине)
6. Автоматизация звука в предложениях (4 мин.)
Игра «Составь предложение»
Логопед раздаёт карточки с предметами:
рак,
рыба,
трактор.
Пример работы:
Ребёнок: «Трактор едет по дороге.»
Другой ребёнок: «Рыба плавает в реке.»
Логопед уточняет грамматически правильный ответ.
7. Развитие связной речи (4 мин.)
Игра «Расскажи по картинке»
Логопед показывает сюжетную картинку (рыбак на реке).
— Кто вёл себя вежливо? Что делал? Где?
План рассказа:
Кто?
Где?
Что делает?
Чем всё закончилось?
Ребёнок составляет короткий рассказ (3–5 предложений).
8. Рефлексия. Итог занятия (1 мин.)
Логопед:
— Какой звук был у нас в гостях?
— Где нам сегодня удалось его услышать?
Игра «Покажи настроение»: дети выбирают смайлик (весёлый/серьёзный/уставший).
Оценка деятельности детей:
Отмечаются успехи каждого ребёнка.
Домашнее задание для родителей:
Тренировать произношение звука [Р] в бытовых ситуациях:
— «Назови предметы дома, где есть звук [Р]».
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекция нарушений речи у дошкольников».
Журнал «Логопед в ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".
Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах, осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Конспект коррекционно – развивающей образовательной деятельности «Чудо Страна» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Необычное путешествие в Чудо Страну поможет детям закрепить и узнать способы контроля за эмоциональными проявлениями....

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за птицами в течение недели» старший дошкольный возраст
Цель:- систематизировать знаний детей о птицах ( с отражением данных в дневниках наблюдения); - формировать осознанное действенное отношение к птицам, понимание значимости их в жизни ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...