Мастер-класс "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда"
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Романова Татьяна Анатольевна

Знакомство педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_pesochnoy_terapii.odt25.36 КБ
Файл pesochnaya_terapiya.odp2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда

Подготовила:

учитель-логопед Романова Т.А.

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Сначала хотела бы спросить, какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы аудитории)

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз... Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песчаном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

К.Д. Ушинский сказал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей наилучшая игрушка – это кучка песка».

В ходе лонгитюдного обследования 17 детских садов Ярославской области по шкале комплексной оценки качества образования было выявлено, что во многих группах нет ежедневного доступа или отсутствует совсем центр песка и воды.

Как вы думаете, в чём проблема, что педагоги в детских садах не используют песок?  (Ответы аудитории)

Необходимо детей приучать к песку, к правилам работы с ним, помочь организовать свою деятельность.

Сегодня на мастер-классе я хотела бы вам показать, какие речевые игры можно организовать в песочнице, как я разнообразила свои казалось бы скучные занятия по постановке и автоматизации звуков.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
  •  В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Цель: Познакомить педагогов с приёмами  развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому  развитию.
  • Способствовать развитию интереса к данной методике
  • Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника

В качестве песочницы использую водонепроницаемый ящик, наполненный песком (кварцевый песок, кинетический песок).

Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.  

Я приглашаю двух помощников.

Проговариваем правила.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок, катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать. Лепить,

И, конечно, говорить!

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком. Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Артикуляционная гимнастика.

Начнём мы с вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы её для того, чтобы вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего, как говорят косметологи, у нас более 200 лицевых мышц. Не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеды долго сохраняют прекрасный овал лица.

 Все артикуляционные упражнения мы выполняем с одновременными движениями пальцами по песку.

Часики, Лошадка, Расчёска, Индюк, Чашечка, Дятел

А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуете прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Дыхательная гимнастика.

Какие игры можно использовать для развития диафрагмального дыхания, вы видите на слайде. Мы же сегодня поиграем в игру «Что под песком?» Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок через коктейльную трубочку, открывается изображение. («Ты прелесть!», «Ого, какая красавица! А какая милая улыбка!», «Говорю я Вам без лести Вы прекрасны на все 200»).

(Пока участники сдувают песок, можно рассказать, какой песок используем, что он легко убирается, картинки должны быть защищённые и и т.д. )

Автоматизация звука в словах

Варианты игр на слайде.

(«Найди игрушки на заданный звук»). Участники м-к ищут игрушки в песочнице с кинетическим песком.

(Можно рассказать рецепт приготовления кинетического песка в домашних условиях)

Развитие фонематических процессов

 («Рассели игрушки в домики С-Ш»)

Формирование слоговой структуры слова.

Варианты игр на слайде.

Игра  «Клумба»

Скоро начнётся садово-огородный сезон. Я вам предлагаю потренироваться сажать цветы. Нарисуйте три клумбы (линии). На нижнюю сажаем цветы, в названии которых 1 слог, на среднюю – 2 слога, на верхнюю – 3 слога. Название цветов помогает придумывать аудитория.

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Варианты игр на слайде.

Подбери прилагательное к каждой игрушке.

Подготовка к обучению грамоте.

Варианты игр на слайде.

Игры с буквами «Найти буквы и выложить слово» (ВЕСНА)

Развитие связной речи.

Сегодня на мастер-классе я постаралась вас познакомить с теми играми по развитию речи, которые можно проигрывать с детьми в песочнице.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • дети чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.
  • повышается мотивация речевого общения;
  • развиваются первичные произносительные умения и навыки;
  • пополняется и активизируется словарь;
  • корректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
  • формируются навыки чтения и письма.

Помимо речевого развития элементы песочной терапии используют для:

  • Развитие творческих возможностей личности;
  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
  • Формирование позитивных коммуникативных моделей;
  • Творческая коррекция проблемных ситуаций;
  • Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
  • Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • Развитие навыков общения.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Помните, что для дошкольников — это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие. Учитесь, играя!

Как вы думаете, если мы целенаправленно будем учить детей играть в песок, помогать им организовывать свою деятельность в мини-песочнице, это будет воспитателям в помощь? Будет ли приносить пользу? (Ответы аудитории).

Участников я попрошу оценить мастер-класс: был интересен, буду использовать улыбочка; неинтересно, был интересен, но не уверен, что буду использовать — задумчивый смайл; вряд ли буду пользоваться — грустный смайл.

Спасибо за внимание!

 При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей, обучающей работе логопеда. В условиях реализации требований ФГОС предполагает становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования и раскрывает значимость и возможность практического применения метода песочной терапии в работе учителя-логопеда. Использование различных форм и методов логопедической работы с применением элементов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, познавательными и игровыми видами детской деятельности. 
В содержание каждого занятия включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования дошкольников, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Включение элементов песочной терапии в коррекционную работу усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Совершенствуется художественно - эстетическая деятельность, что способствует развитию творчества и коммуникативных навыков общения ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда» Учитель-логопед Романова Т.А.

Слайд 4

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей наилучшая игрушка – это кучка песка». К.Д.Ушинский

Слайд 5

усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта«; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика; совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. При частичном переносе логопедических занятий в песочницу:

Слайд 6

Цель: Познакомить педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии. Задачи: Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию. Способствовать развитию интереса к данной методике. Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника

Слайд 7

Здесь нельзя толкаться, драться И песком в друзей кидаться! Можно мять песок, катать, Можно сказки сочинять. Строить, рисовать, лепить, И, конечно, говорить!

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика

Слайд 9

«Часики»

Слайд 10

«Лошадка»

Слайд 11

«Расчёска»

Слайд 12

«Индюк»

Слайд 13

«Чашечка»

Слайд 14

«Дятел»

Слайд 15

Дыхательная гимнастика

Слайд 16

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. Помоги зайцу . В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила. Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное. Добрый великан . Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью

Слайд 17

Автоматизация звуков

Слайд 18

Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук. Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку. Дорожка . «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук . Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося коррегируемый звук.

Слайд 19

Развитие фонематических процессов

Слайд 20

Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов). Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки. Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы. Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город. Эхо . Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.

Слайд 21

Формирование слоговой структуры слова

Слайд 22

Следы на песке . Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать. Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать. Построй ступеньки. На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

Слайд 23

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Слайд 24

Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч. Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные. Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Слайд 25

Подготовка к обучению грамоте

Слайд 26

Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности. Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; звуко-буквенный анализ слов различной сложности. Составь слово . Найти спрятанные в песке буквы и составить из них слоги, слово. Превращение букв. "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д. Фея ударения. Ребёнок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Слайд 27

Развитие связной речи

Слайд 28

Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок). Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом). Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Слайд 29

Использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; Дети чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. повышается мотивация речевого общения; развиваются первичные произносительные умения и навыки; пополняется и активизируется словарь; корректируется грамматический строй речи, связная речь; развивается мелкая моторика, зрительное восприятие; формируются навыки чтения и письма.

Слайд 30

Развитие творческих возможностей личности; Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира; Формирование позитивных коммуникативных моделей; Творческая коррекция проблемных ситуаций; Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности; Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность); Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения); Развитие навыков общения.

Слайд 31

Интересный, полезный мастер-класс. Буду использовать в работе Было интересно, но не уверен, что буду использовать Ничего нового не узнал, вряд ли буду использовать

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...

«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»

Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия  - одна из разновидностей игр...

Статья « Песочная терапия в работе учителя – логопеда».

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно- образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрыть...

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Данный материал представляет собой описание методов и способов использования песочной терапии в работете учителя-логопеда...

Технология песочной терапии в работе учителя-логопеда

Осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия)....