Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)
статья по коррекционной педагогике

Эклер Елена Владимировна

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72

 г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области

 Применение инновационных технологий

в работе с детьми с ОВЗ

(из опыта работы педагога-психолога ДОУ)

Выполнил:

 педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Эклер Елена Владимировна

Г.п. Петров Вал – 2022 г.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». 

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, также, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.

Наш детский сад посещали 4 ребенка с ОВЗ Петроввальского дома-интерната для умственно отсталых детей и 1 домашний ребенок-инвалид. С данной категорией детей мы работаем по Адаптированным образовательным программам ДО, разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут.

Основной задачей инклюзии в детском саду видим в поддержании комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса, с приоритетностью интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями и социализации детей к полноценной жизни в обществе.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей (законных представителей) и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС ДО МКДОУ дс №72 внедряет инновационные технологии в процесс воспитания и обучения.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей. Арт-терапевтические методы и приемы развивают творческое начало у детей, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов и т.д. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или может не признавать свои проблемы, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения, что позволяет снять психофизическое напряжение.

Задачи, решаемые арт-терапевтическими приемами: воспитательные, развивающие, коррекционные, психотерапевтические, диагностические.

Инновационные техники и приемы, используемые в арт-терапии:

  • При повышенной возбудимости используется: рисование ладошками, кляксография, рисование шерстяными нитками, поролоновыми губками, двумя кисточками одновременно.
  • Для снижения агрессии детям предлагают: рисование мыльными пузырями, точечный рисунок, монотипию.
  • Для снятия негатива, выплеска эмоций: оттиск мятой бумагой. 
  • Рисование на мятой бумаге - для робких и тревожных детей.
  • При коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний: рисование ватными шариками. 
  • Для коррекции истерических состояний детям предлагают: рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем; рисование на марле.

Большим успехом у детей пользуется техника «Монотипия» - нанесение рисунка красками на водонепроницаемую поверхность с последующим отпечатыванием картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые превращаются детьми в чудесные образы. Выполняется монотипия и путем рисования на одной половине листа.

Интересен для детей детского сада приём кляксографии. Ребенок ставит кляксы. Затем лист накрывается другим листом и прижимается, либо капли раздуваются с помощью трубочки для коктейля. Детям предлагается «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Дети проявляет свою фантазию, прорисовывая недостающие детали.

Пальчиковое рисование, рисование ватными палочками, поролоновыми «тычками» помогает развитию сенсорно-перцептивной сферы, развитию воображения, фантазии, способствует сплочению группы детей, снятию эмоционального напряжения. Нетрадиционные способы рисования помогают снять тревожность у детей в период адаптации. Дети на бумаге в рисунках частично отображают свои переживания. Рисование дарит ощущение «творца» и «первооткрывателя».

Рисование линиями. Раскрашивание различными линиями используется при коррекции истерических состояний, помогает развитию сенсорно-перцептивной сферы, воображения, оригинальности мышления у детей-дошкольников, влияет на их творческое самовыражение.

В своей практике я также применяю песочную игротерапию, т. к. именно в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка. Безусловно, песочная игротерапия помогает в коррекции детской агрессии, гиперактивности, а также используется мной в коррекционно-развивающей работе с тревожными детьми, с детьми, имеющими страхи. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление личности ребенка. Формы и варианты песочной игротерапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться: с целью диагностики; с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной терапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Использую в своей работе упражнения с элементами танцедвигательной терапии, которые создают положительный эмоциональный фон в группе.   Кроме того, выполняя различные упражнения под музыку, можно  почувствовать, что  в  них  гармонично  соединяются  техники, направленные  и  на  развитие  общительности, на сплочение, на выход  психоэмоционального  напряжения у детей.

Сочетая в своей работе проверенные временем техники и инновационные, достаточно быстро добиваешься положительного результата, так как для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает педагогу наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Мастер – класс для педагогов : «технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей   на основе использования технологии лэпбук....

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...