Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
учебно-методический материал

Метелкина Марианна Валерьевна

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС

(из опыта работы)

Метелкина Марианна Валерьевна

воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

г.Канск, Красноярского края

                    «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,

                                          смелость ума, вселить в них радость сотворчества,

                                                    то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей

                                                     образовывали царство мысли, дай им возможность  

                                             почувствовать себя в нём властелином»

педагог-новатор Ш.А. Амонашвили

     В условиях реализации требований ФГОС особое место занимает выбор эффективных педагогических технологий, направленных на формирование целевых ориентиров у детей. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

     В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской, поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.

     В 2018г. с целью повышения эффективности деятельности в данном направлении прошла курсы повышения квалификации «Технологии реализации ФГОС ДО: педагогическое наблюдение, проектная деятельность в детском саду» Л.В.Свирской.  посетила семинар «Детский совет» как форма вовлечения

детей в планирование образовательной деятельности» на базе детского сада МАОУ

КУГ «Универс № 1, детский сад «Журавушка» (Васильева Р.А., методист КГАОУ ДПО(ПК)С ЦДО);

    Для разработки проектов, я использую одну из форм практикования детей в участии - технологию, разработанную Лидией Васильевной Свирской, — «Детский совет». Что такое детский совет? Это технология, которая объединяет взрослых и детей, предусматривает полноправное их взаимодействие и участие в образовательном процессе. Планирование детской деятельности — основной компонент «детского совета». Дети строят планы на день, обозначая, что каждый из них будет делать в течение дня. Кто-то решает продолжить вчерашнее занятие (вырезание, подклейку книг, игры в игровых уголках), кто-то хочет заняться чем-то новым и спрашивает совета других детей. Этот этап характеризуется объединением детей по интересам, где  я могу подключить незадействованных детей к общей игре, чтобы еще больше сплотить детский коллектив. Или наоборот развести конфликтующих детей по разным подгруппам, заинтересовав их новой деятельностью. Технология «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвует – значит, вносит свой вклад в совместную работу, выражает свое мнение по поводу происходящего, делится своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим предстоящий день в группе.

       Каждое утро в  нашей группе начинается с «Детского совета». Время его проведения обусловлено главным его предназначением – включением детей в управление событиями временем. Детский совет мы проводим утром после завтрака, до начала активных игр и занятий,  в непринужденной дружеской обстановке. сидя на ковре, чтобы придать им целенаправленность и организованность. В обсуждение и планирование дня, мы привлекаем узких специалистов (инструктора по физической культуре, педагога-психолога), а также родителей воспитанников. Совместные утренние встречи позволили детям раскрепоститься, более активно проявляется социально-коммуникативная компетенция, застенчивые дети стали выражать свои желания и демонстрировать возможности. Длительность проведения детского совета зависит от возрастной группы и ситуации, может занять от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна .

Самый важный этап детского совета, выбор темы проекта, образовательного события, планирование

      На первом этапе вместе с детьми на детском совете выбираем тему проекта из инициатив детей. Отправной точкой для начала проекта могут быть самые разные сюжеты – просмотренная накануне телепередача, посещение зоопарка, поездка с родителями на дачу, к морю и др. В этой ситуации я стимулирую активность моих воспитанников, высказывания идей какими бы абсурдными они не показались на первый взгляд. Как правило ,дети предлагают темы,  которые близки их практическому, жизненному опыту «Насекомые»,  «Животные»,  «Транспорт». В некоторых случаях темы  проектов  выдвигаются  с моей инициативы способом «культурного продавливания». Для этого я прибегаю к таким приемам, как использование наглядной информации, скомпонованной на рабочей стене, или размещаю на видных местах в группе, на ковре - картинки, фотографии, книги, различные предметы.

              Выбрав тему проекта , дельнейшая наша работа с детьми заключается в  определении их интересов через модель 3-х вопросов, детские ответы  обязательно фиксируются, ребенок (автор ответа) подписывает  свое имя. Для аккумулирования идей детям задаются следующие вопросы: что вам интересно в этой теме? Что вы знаете по данной теме? Что бы вы хотели еще узнать? Какие у вас есть вопросы? Как можно узнать (что нам поможет узнать?). Таким образом я получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний.

       Заполненную «модель трёх вопросов» вывешиваю в приемной на специальной магнитной доске, чтобы родители её увидели, прочитали, заинтересовались и включились в совместную работу. Хорошим подспорьем является письмо родителям, составленное совместно с детьми.

Родители охотно откликаются на мои просьбы: совместно с детьми собирают информацию в интернете, смотрят телепередачи, подбирают энциклопедии, книги, фотографии, игры, игрушки, изготавливают поделки, рисуют рисунки, подготавливают совместные сообщения. Ребёнок оказывается интересен родителям. У детей появляются новые стимулы, новые информации и ресурсы по теме проекта, а я получаю подкрепление в организации образовательной деятельности и пополнении ПРС. Следующим этапом, для меня как воспитателя, это постановка цели, задач и разработка этапов реализации проекта, а также подбор литературы, пополнение развивающих центров материалами по теме проекта Для максимального погружения  в изучаемую тему преобразую предметно-развивающую среду не только в групповом помещении, но и рекреации.  

   Второй этап- планирование

Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа воспитательно-образовательного плана, как содержательная, так и по видам деятельности. Для этого я заранее на листе бумаги формата А-3 наношу разметку – название центров. Это форма называется «паутинка». Все идеи детей вношу в общий план наравне со взрослыми. Для фиксации использую два постоянных цвета: синий – для записи идей взрослых, красный – для записи идей детей, для того чтобы можно было проанализировать и сделать выводы об эффективности моей работы, о динамике развития детей. Все идеи вписываю печатными буквами с указанием автора. Дети видят, что я записываю их идеи, их мысли, то есть придаю им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.

Составленную «паутинку» вывешиваю на рабочей стене, к которой мы ежедневно возвращаемся: обсуждаем запланированные и выполненные дела. На этом этапе моя задача помочь ребёнку спланировать свою деятельность, сделать выбор, стимулировать их активность, самостоятельность, инициативу.

    Третий этап – практическая часть (совместная и самостоятельная деятельность в центрах активности).

После того, как дети сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров они осуществляют свободную деятельность в центрах активности.

Ребёнок по собственной инициативе:

-  экспериментирует

-  самозабвенно творит

-  играет

-  конструирует

Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать) внимание, интерес детей я  ежедневно стараюсь пополнять развивающие центры новыми материа- лами(пособиями, играми, тематическими материалами), так же вножу новшества  в РППС.

  Четвёртый этап – итоговый сбор.

Итоговый сбор организую как в процессе реализации проекта, так и по завершению. На итоговый сбор дети приносят всё, что успели сделать – рисунки, поделки, картинки, книги, карточки с выполненными заданиями.

Те виды работ, которые нельзя перенести, например, конструкции из крупного материала, постройки из песка, мы их рассматриваем после того как рассмотрим материалы, доставленные на ковёр.

На этом этапе моя задача – организовать процесс рефлексии, отметить, как многое успели сделать вместе и каждый в отдельности, насколько полученный результат соответствует задуманному, кто помогал, какие были трудности и т.д.

Проект длится столько времени, сколько сохраняется у детей интерес к выбранному содержанию.

     Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация проходит в различных формах:

-выставка совместных творческих и детских работ;

-оформление фотогазет;

-тематические развлечения и т.д.

   Мной были  разработаны и реализованы совместно с детьми и их родителями проекты разной тематики: 2017г.- «От дождинки до снежинки», «Зимующие птицы, «От телеги до ракеты», «Звездочка свети – солнышко гори», «Удивительный мир посуды»; 2018г. – «Мир насекомых», «От зернышка до каравая», «Космические просторы», «Путешествие в молочную страну», «Собака друг человека»; 2019г.- «Животные холодных стран». Итоговые мероприятия проектов были представлены для педагогов и родителей на различных открытых мероприятиях на уровне ДОУ. Так же делюсь опытом по реализации проектной деятельности на ГМО, публикую свои наработки на сайтах и  в печатных изданиях.

Подводя итог всему сказанному, я хочу подчеркнуть, что в моей работе именно проектная деятельность помогает мне связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка. Она позволяет объединить детей, родителей, педагогов, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, обсуждать результаты своей деятельности.

     Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит появится уверенность в своих силах. Я считаю, что именно метод проектов дает возможность перестроить воспитательно – образовательный процесс в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...