Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии на тему

Наталья Александровна Булатова

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty_2.docx944.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

Использование технологии

«синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста.

(из опыта работы учителя-логопеда)

Учитель-логопед

Н.А.Булатова

Аша, 2018 г.

Введение.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. С момента появления ребенка на свет мама, а вслед за ней и другие близкие начинают побуждать ребенка  к  общению.  Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение и взаимодействие со взрослым.

Развитие  речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.

Как отмечает Е.М.Мастюкова, речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению. Именно формирование речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями – мышлением и др.  Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он воспринимает на слух и точно дифференцирует сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.
           Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.  Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к  существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития детского  мышления во многом определяют особенности детского словаря. Работа над словарем ребенка должна идти в тесной связи с развитием его мышления. Живые наблюдения, игры, занятия, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. При наличии богатого словарного запаса  ребенок легче овладеет образной, связной речью, может перессказывать тексты и составлять рассказы, проявлять навыки словотворчества.  Богатство словаря создается и за счет разнообразного изменения слова, овладения различными формами слов, словами уменьшительными, ласкательными, степенями сравнения.

Активизация словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется творческая  личность с богатым воображением и предпосылками к развитию словотворчества «стихоплетства».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен  к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Проблема:

Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить  «правильно и красиво»  говорить, привлечь  детское  внимание к занятиям словотворчеством?

Задумавшись над данной проблемой, пришли к пониманию использования технологии «Синквейна» в работе с детьми: 

  • синквейн  можно использовать  на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР в полной мере  совершенствует словарную работу.
  • развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
  • способствует обогащению и наполнению активного словаря, развитию словотворчества.

При использовании технологии «синквейна»  решаются следующие задачи:

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Что же такое синквейн?

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

(Приложение 1)

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Свою работу строила поэтапно.

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому свою работу начинала  с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово – предмет», «слово – определение», «слово – действие», «слово – ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

В старшей группе работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ТНР, основывается на той части программы  Н. В. Нищевой  «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», которая описывает  развитие лексико – грамматических  средств языка и связной речи.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогали детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета (кошка (какая?) – мягкая, пушистая, ласковая и т.д.), я учила дошкольников составлять распространенное предложение (У Ромы есть ласковая и пушистая кошка.). Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомила детей со словами – ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

На данном этапе была проведена консультация для воспитателей и родителей логопедической группы: «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка».

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Дошкольники не умеют писать, поэтому разрабатывала схемы, алгоритмы, подбирала наглядный дидактический материал. Разработала специальный алгоритм синквейна для нечитающих детей. Детям разрешалось необязательное правило соблюдения синквейна: в четвертой строке синквейна предложение могло  состоять не из четырех слов, а из трех; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Предлагала детям работу с пословицами, крылатыми  выражениями или афоризмами на заданную тему.

В конце каждой лексической недели дети составляли  синквейн.

Начинали  с простых понятий, знакомой темы.

Например, «Игрушки»:

1. Машинка.

2. Красная, быстрая.

3. Едет, гудит, везет.

4. Я люблю играть машинками.

5. Игрушка.

Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала в такой работе участвовала и я, позже, когда  детям

понятна схема работы, дети заполняли синквейн самостоятельно.

Большое значение в этом этапе отводится работе с родителями и воспитателями.

После проведения мастер – класса  для родителей и  педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн»  - им предлагается написать «Сочинения — синквейн» на любую тему.

III этап практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

В подготовительной группе продолжила работу по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. Зная особенности  речевого развития детей данного возраста, усложняла предварительную работу перед занятиями, придумывала различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно было научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна использовала такие варианты работы как:

•        составление короткого рассказа по готовому синквейну

(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

•        составление синквейна по прослушанному рассказу

(Эти  методы  развивают у детей память, слуховое восприятие, логическое мышление и творческое воображение.  При использовании более усложненной схемы, у детей обогащается словарный запас, умения строить правильно предложения, формируется и развивается связная речь,  способствует успешному  составлению описательных рассказов).

         •анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части Например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить.

(Этот способ учит сообразительности и мышления. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия).

Во  втором полугодии  второго года обучения дети, умеющие читать и писать, начинают создавать синквейн — записывают его  печатными буквами на листе бумаги. Здесь важно дифференцированно подходить к умению детей, проявлению интересов и особенностей возраста. Для этого с каждым из детей  индивидуально прорабатывались лексические темы, рассматривались иллюстрации, мультфильмы – старалась обогатить словарь за счет знаний детей  об окружающих их предметах и явлениях.

4. Заключение.

Активно используя технологию «синквейна» в своей работе»,  могу сказать, что дети имеют в результате такой работе значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Все зависит от учителя-логопеда, воспитателя – какую цель он преследует, используя технологию «синквейнов» в работе с дошкольниками. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности, вершиной их словесного труда – они поэты и писатели.

На сегодня мой опыт работы собран в книгу , которая называется…  и содержит…

Весь лексический материал по темам: иллюстрации,…. собраны на диске – это очень удобно в работе.

Список литературы

  1. Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии»- Ростов н/Д., Феникс, 2011г.
  2. Акименко В.М. «Новые педагогические технологии» -  Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008г.
  3. Акименко В.М. «Речевые нарушения у детей» -  Ростов н/Д., 2008г.
  4. Баннов А. «Учимся думать вместе» -  Материалы для тренинга. —

М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

  1. Гин А. «Приемы педагогической техники» – Москва: Вита-Пресс, 2003г.
  2. Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал    

« Логопед», № 5, 2005г.

  1. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»». Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет».
  3. Ушакова  О.С.,  СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.
  4. Ушакова  О.С.  « Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера, 2005.
  5. Ушакова О.С.  « Придумай  слово ». – Т.Ц.  Сфера, 2010.
  6.  Источник: http://logoportal.ru/sinkveyn-v-rabote-logopeda/.html

Приложение 1

Что такое синквейн?

  • Синквейн состоит из 5 строк.
  • Его форма напоминает ёлочку.

C:\Users\Натали\Desktop\Рисунок11.png

    первая строка - 1 слово - существительное

    вторая строка - 2 слова - прилагательное

    третья строка - 3 слова - глаголы

    четвертая строка - 4 слова - предложение

    пятая строка - 1 слово - существительное, 
   ассоциация по теме

Приложение 2

Игры и упражнения для развития связной речи

Помочь детям сознательно усваивать  слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

- «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

- «Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

- «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

- «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

- «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать,  есть, пить)  и  т.п.

Словесные игры, как фундаментальная основа в работе над синквейном.

1. Игры на установление правильного расположения серии картинок, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.

В этих играх требовалось:

а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;

б) восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, т. е. по памяти;

в) найти место «пропавшей» картинке в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;

г) найти «ошибку» педагога и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;

д) расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям,  предложенным  педагогом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;

е)  найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;

ж) самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;

з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т. д.

2.  Игры эвристического характера,  направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:

а)  найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;

б) выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;

в) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» — «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций:  «ловят рыбу» — «случай на реке»);

г)   подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения   (субъекты и объекты ситуации);

д)  подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).

3.  Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое – либо  событие.

Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной и полезной для детей. Она развивает у воспитанников естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка.

4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова,  фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.

5. Ассоциативные игры,  цель которых — актуализация  процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка  словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:

•     3 – 4     любого слова к заданному  (тренировка быстроты реакции);

  • слова  (слов), близкого по смыслу к заданному;
  • слова (слов), противоположного по значению;
  • ряда слов к заданному;
  • слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и т. д.);
  • слов, относящихся  к одной лексико-грамматической группе  (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
  • слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
  • слов для адекватного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
  • слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);
  • слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал)

Проведение словесных игр имеет  особое значение в виду их направленности на формирование семантических полей значений.

Обучение детей составлению загадок в словарной работе.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту

же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.  

Обучение детей составлению загадок начинается с 4,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

"Как Я  фиксирую в таблице с изображением модели составления загадки и предлагаю детям составить загадку про какой – либо  объект.

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбираю предмет (самовар). Затем даю образные характеристики:

- Какой самовар по цвету? (Блестящий)

- Какой самовар по действиям? (Шипящий)

- Какой он по форме? (Круглый)

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей прошу дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Пример: блестящий – как монета, но не простая, а начищенная.

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички, предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки " или "Но не".

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне знакомлю детей с особенностями сравнений. Загадки можно составляю на основе свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или  (самовар блестящий, как начищенная монета).

 Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

Приложение 3

Наглядно – графическая  схема

ПЕРВАЯ СТРОКА
1 слово – существительное (слово – предмет)
КТО? ЧТО?
http://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpg

ВТОРАЯ СТРОКА
2 слова – прилагательные
(слова – признаки)
 
Какой? Какая? Какое? Какие?
http://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpghttp://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpgC:\Users\Натали\Desktop\img7.jpgC:\Users\Натали\Desktop\img7.jpgC:\Users\Натали\Desktop\img7.jpg

ТРЕТЬЯ СТРОКА
3 слова – глаголы
(слова - действия)
 
Что делает? Что делают?

Четвертая строка
4 слова - предложение, фраза по теме
C:\Users\Натали\Desktop\img7.jpghttp://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpghttp://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpghttp://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpg

Пятая строка
1 слово – существительное, 
ассоциация по теме
http://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpg

МОДЕЛЬ СИНКВЕЙНА

http://50ds.ru/img/_3MO0XTZGU.jpg

Приложение 4

Мастер - класс для родителей и педагогов ДОУ

«Учимся составлять синквейн»


            Учитель – логопед

Н. А. Булатова


       Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия. Как они помогают в развитии речи?

Что такое синквейн?

        Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. 

                                                                                               Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в образовательной деятельности и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые.

Играют, радуют, умиляют.
Дети — цветы жизни.
Счастье.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый дом
Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать.
Условные обозначения:

  • Слова-предметы (существительные)
  • Слова-признаки (прилагательные)
  • Слова-действия (глаголы)
  • Слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1.Котёнок
Чёрненький, пушистенький.

Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый.

Защищает, греет.
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный.
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (Прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (Гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

                                  

Выводы о синквейне

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам,

ситуациям из жизни…

Приложение 5

Составление синквейнов в виде графических рисунков

http://www.maam.ru/upload/blogs/3a95d9edbcf034ad206d00533f513c69.jpg.jpg     Святослав, 5 лет

http://www.maam.ru/upload/blogs/0bcc7f2385e1d435dfe8c8c204809463.jpg.jpg    Полина, 5 лет

Приложение 6

Другие варианты составления синквейна:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего)

http://www.maam.ru/upload/blogs/b5ec825630a6b82170209d8bf9e0dd8b.jpg.jpg     Елизавета, 6 лет

 - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

http://www.maam.ru/upload/blogs/0e3a3ed944c5aa337fa0685bd571dcf0.jpg.jpg    Артем, 6 лет

Приложение 7

Условные обозначения слов

для составления синквейна детьми:

                   Первая строка -  1 слово предмет

                                                                                   (Кто? Что?)     

                           Вторая строка – 2 слова – определение

                                          (какая? какой? какое? какие?)

                    Третья строка - 3 слова – действие

                               (что делает? что делают?)

   

                             Предложение

                                         

                                                                             Слово – ассоциация

                       

Приложение 8

Готовые синквейны детей подготовительной группы

C:\Users\Натали\Desktop\Док-ция по логопедии 2016 г.на\Синквейн\Фото1\120420167081.jpg    Максим, 6 лет

http://www.maam.ru/upload/blogs/50db911ab1079a9b15993b48eace5df4.jpg.jpg   Полина, 6 лет