Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
статья по коррекционной педагогике

Лопатина Анна Сергеевна

Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написаны Т.А. Куклиной и А.С.Лопатиной. Представлены и вошли в сборник  тезисов "Детский сад настоящего и будущего: ориентир на успех каждого ребенка: сборник материалов из опыта работы (часть II)" – Камышлов, 2022 – 73 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куклина Т.А.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №13»

Лопатина А.С.,

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №13»

Камышловский ГО

Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

В настоящее время одним из приоритетов Российской государственной политики в области образования является создание универсальной безбарьерной среды, которая дает возможность обеспечить полноценную интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данного направления деятельности обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе воспитателя и учителя-дефектолога.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями в работе по речевому и познавательному развитию чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.  Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, образовательной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей – залог успеха в работе.

В нашем учреждении за последние три года накоплен эффективный опыт успешного взаимодействия воспитателей и учителя-дефектолога в работе с детьми с особыми образовательными потребностями со следующими видами нарушений: тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, сенсорики, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве. Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (продуктивную деятельность, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

При сопровождении ребенка с особыми образовательными потребностями совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя выстраивается по следующим направлениям: диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая и просветительская.

Для построения эффективной траектории развития ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо, в первую очередь, определить уровень актуального развития ребенка, выявить причины и механизмы трудностей в обучении.  Мониторинг проводится три раза в год (входящий, промежуточный и итоговый) по разработанным листам оценки, соответствующим особенностям развития ребенка и его возрастным периодам. Для составления диагностики познавательного развития за основу бралась психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста (под редакцией Стребелевой Е.А).

На основании мониторинга разрабатывается план коррекционно-развивающей работы, который является неотъемлемой частью индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Обучение и развитие детей с особыми образовательными потребностями выстраивается при помощи особых методов и приемов: обязательное использование красочной и понятной ребенку наглядности в виде разработанных игровых заданий на липучках, лепбуков, карточек для закрепления графомоторных навыков; интерактивные игры, с возможностью для ребенка «погрузиться» в игру (например, создаются игры с интерактивным героем, который «общается» с ребенком – задает вопросы, озвучивает задания и т.д.); использование разнообразных игр на мелкую и крупную моторику – от самых простых (нанизывание бус и настольных балансиров) до сложных (игры на имитацию вышивки, балансировочные доски); схем и алгоритмов для конструирования. Системное  их применение учителя-дефектолога и воспитателя дает качественный результат по достижению целевых ориентиров при работе  с детьми с особыми образовательными потребностями.

 В рамках дефектологического кабинета активно применяются на практике различные образовательные технологии: как традиционные, так и современные и инновационные: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; технологию уровневой дифференциации, индивидуализации обучения; технологию эмоционально-чувственного погружения; технологию развивающего обучения; информационно-коммуникативные технологии; технологию детского экспериментирования; иллюстративно-объяснительные методы; информационно-коммуникационные методы; Су-джок терапия; элементы арт-терапии; элементы нейропсихологических методов развития.

Так же, неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения является работа с родителями (законными представителями) ребенка.  Целью такого взаимодействия является вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс, как полноправных участников образовательных отношений.

Для этого учителем-дефектологом и воспитателями реализуются следующие формы работы с родителями:

  • индивидуальные консультации по результатам входящей диагностики и по предоставлению результатов итогового мониторинга. Данная форма дает возможность родителю более тщательно ознакомиться с трудностями и успехами своего ребенка.
  • Открытые формы педагогических мероприятий с активным включением родителя в процесс игры. Благодаря данной форме не только ребенок получает знания, но и родитель находит доступные для себя игровые формы взаимодействия со своим ребенком.
  • индивидуальные консультации по запросу родителей.

Эффективность взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми с особыми образовательными потребностями обуславливается: положительной динамикой показателей развития детей; устойчивым интересом родителей и активным их участием в воспитательно-образовательном процессе.  

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. и др. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016.
  2. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-sistema-vzaimodeystviya-uchitelyadefektologa-i-vospitateley-2427360.html

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"

Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье - это одна из высших человеческих ценнос...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...

Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Подготовила : Гогенко С.В. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют ра...