«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
статья по теме

Васильченко Наталья Михайловна

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в развитии, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, но и внедрение основополагающих принципов и направления развития современной системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан (1998)

Сегодня дошкольные образовательные организации работают в эпоху перемен, в период инноваций, модернизации и развития. Эти процессы затрагивают каждое образовательное учреждение, так как на федеральном уровне меняется нормативно – правовая база: вступил в силу новый Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с 1января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Это закономерно влечёт за собой изменение и обновление форм, содержания и методов дошкольного образования.

В связи с вступлением в силу нового Закона об Образовании, где дошкольное образование является первой ступенью большой взаимосвянной цепи системы образования подрастающего поколения, общество предъявляет новые требования к воспитательно — образовательному процессу детей дошкольного возраста. Сегодня назрела необходимость внедрения вариативных организационных форм дошкольного образования. Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в развитии, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, но и внедрение основополагающих принципов и направления развития современной системы образования.

Говоря об образовательном процессе в новых формах дошкольного образования, следует отметить, что это взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования. Это прежде всего и выбор содержания (в рамках ФГОС ДО), и средств, и способов деятельности, и общения. Это и ценностно — смысловое отношение личности к целям, содержанию и процессу образования.

Новых форм дошкольного образования не так и много, но все они отличаются целями и задачами реализации образовательного процесса. Но приоритетно для всех форм одно — это необходимость обеспечения равными стартовыми возможностями детей из разных социальных групп и слоев населения, обеспечение условий для качественной подготовки их к обучению в школе.

Всё это требует от педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений умения работать с быстро обновляющейся информацией, системно анализировать её, точно ориентироваться в разнообразных массивах данных, выделять актуальные, приоритетные направления работы, воспитывать в себе культуру инновационного поведения.

Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от рождения и до семи лет традиционно оказывается за пределами дошкольного образования. Это ухудшает возможности их включения в социум, обедняет ресурсы развития, создает дополнительные проблемы для последующего обучения в школе.  

Низкий экономический статус части семей, отсутствие системной адресной социально - педагогической помощи ограничивает стартовые возможности детей. Родители таких детей, как правило, не знают, как общаться с ними дома, бояться сделать что-то не так, думают, прежде всего, о том, чтобы найти принципиально новый способ лечения, который позволил бы все изменить. Так постепенно формируется родительская беспомощность, возникает барьер между родителями и детьми. Дети практически находятся в состоянии депривации (сенсорной, педагогической).

Тем более сами профессионалы поддерживают мнение о том, что взаимодействовать с такими детьми очень сложно. Способствовать решению данной проблемы может введение новых организационных форм помощи.

Инновационные формы дошкольного образования

Центр игровой поддержки развития ребенка

ЦИПРР - центр игровой поддержки развития ребенка осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

•        оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

•          разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения;

•         обучение родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

•         консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

•         ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

Служба ранней помощи

Для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Целью такой службы является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях, определение образовательного маршрута ребенка с проблемами в развитии.

Консультативные пункты

Для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в которых можно получить бесплатную консультацию опытных специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников по различным проблемам воспитания, развития и обучения детей.

Семейный детский сад

Семейный детский сад является структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:

•         Воспитатель – 1,0 ст.;

•         Воспитатель по физической культуре – 0,25 ст.;

•         Музыкальный руководитель – 0,25 ст.;

•         Старшая медсестра – 0,25 ст.;

•         Педагог-психолог – 0,25 ст.;

•         Социальный педагог – 0,5 ст.

Данные штатные единицы определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада.

На должность воспитателя семейного детского сада назначается мама многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.

Группы кратковременного пребывания

Для решения проблем, связанных с организацией работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, на базе детских садов созданы разновидовые группы кратковременного пребывания детей.

«Адаптационная группа» открывается с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 6-ти месяцев до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад. Эти группы наиболее востребованы родителями. Они организуются в разных формах: мама и ребенок, дети и воспитатель. Учитывая, что главным условием для благоприятного развития ребенка в младенческом возрасте является его максимальное общение с матерью, режим работы этих групп, строится на основе неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, с учетом запросов родителей. Положительный опыт работы этих групп позволит в будущем проектировать модель постепенной адаптации ребенка раннего возраста к условиям полного дневного пребывания его в дошкольном образовательном учреждении.

Группы развития – для всестороннего развития детей. В таких группах возможен разновозрастной состав детей и это предполагает составление индивидуальной программы развития для каждого ребенка

Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня создаются с целью оказания помощи семье, где родители работают во 2-ю смену или нуждаются в присмотре за ребенком на короткий период времени. Основное содержание работы с детьми в этих группах - увлекательная досуговая и игровая деятельности.

«Играя, обучаюсь» – это группа, в которой с помощью игр ребенок входит в мир реальных, жизненных ситуаций, осваивает социальный опыт взрослых: знаний, умений и навыков, способов действий и моральных норм и правил поведения. Игры подбираются на все линии развития ребенка с учетом возраста.

Группы «Особый ребенок» - создаются для детей-инвалидов, с целью оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи и социальной адаптации детей к жизни в обществе.

Группы для детей, с отклонениями в развитии – это коррекционные группы по самым разным направлениям. Они функционируют в детских садах компенсирующего вида, где в штате работают самые разные специалисты, медики, психологи. Коррекционная работа сочетается с задачами развития ребенка с учетом его возраста.

«Будущие первоклассники». Такие группы создаются с целью выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста перед их поступлением в школу. Содержание работы направлено на формирование навыков будущего школьника, всестороннее развитие детей.

Консультативный пункт "Лекотека" как форма взаимодействия ДОУ с семьей, воспитывающей детей дошкольного возраста на дому.

        Одной из альтернативных форм организации дошкольного образования является создание консультативного пункта на базе действующего дошкольного учреждения.

Консультативный пункт создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки и всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Наш детский сад является специальным коррекционным образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья, который посещают дети с задержкой психического развития, нарушением интеллекта - эти дети имеют своеобразные особенности физического и психического развития. В детском саду сохраняются традиционные для дошкольного воспитания подходы к организации жизни и деятельности детей, но при этом учитываются психологические особенности детей, распределение нервно-психической нагрузки на детей в течение дня, недели, учебного года, которые осуществляются с учетом современных нормативных требований.

Лекотека открыта на в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.№3266-1 на основании приказа Комитета по образованию № 563 от 23.11.10 г. и в целях обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольное учреждения.

Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, осуществления психологической поддержки развития личности каждого ребенка.

Лекотека реализует образовательную программу дошкольного учреждения

  • Основными задачами Лекотеки, являются: достижения максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание благотворного влияния на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности.
  • Столь же важная задача для нас - оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям этих детей.

В преодолении собственных психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нормализацией родительско-детских отношений, оказание помощи в подборе адекватных средств общения с ребенком.

В своей работе мы руководствуемся международными актами в области зашиты прав и законных интересов ребенка, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российский Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Адыгея, приказами комитета образования Администрации муниципального образования «Город Майкоп», Положением об организации деятельности Консультативного пункта (Лекотеки) Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VII-VIII вида) «Детский сад № 18»

Для, функционирования Лекотеки в дошкольном учреждении был издан приказ об открытии, которым утверждалось Положение о Консультативном пункте («Лекотека»),

-режим работы;

-план работы Консультативного пункта «Лекотека»;

-информационный стенд.

Непосредственное руководство Лекотекой осуществляется руководителем.

Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), специалисты Лекотеки.

-Педагог – психолог;

-Учитель-дефектолог;

-Воспитатель;

-Музыкальный руководитель;

-Медицинская сестра.

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки включает следующие разделы:

•        оборудование для развития общей подвижности;

•        игрушки для развития ручных навыков;

•        игрушки для развития тактильного восприятия;

•        игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

•        игрушки для развития слухового восприятия;

•        игрушки для развития мышления;

•        игрушки для развития речи и языка;

•        игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

•        игрушки для игры с водой;

•        игрушки для игры с сыпучими материалами;

•        материалы для изобразительного творчества;

•        музыкальные игрушки;

•        книги для детей;

•        фонотека;

•        видеотека;

•        книги для родителей;

Лекотеку принимаются дети от 5 года до 7 лет, по заявлению родителей, на основании психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ РА «Центр диагностики и консультирования», медкартой справкой о состоянии здоровья ребенка. При зачислении ребенка в Лекотеку заключается договор с родителями (законными представителями).

Движение детей в Лекотеке (прием и отчисление) может происходить в течение учебного года.  

Основными формами коррекционно - образовательной работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и групповые игровые занятия, консультации, и другие формы, например: консультации: «Развиваем руку, а значит речь», «Игра в развитии ребенка», «Как помочь ребенку избавится от страхов и обрести уверенность  в себе», «Роль лечения обучения в преодолении отставания в развитии», занятия: «Урок вежливости в школе игрушек», «Что такое семья?», «Мы улыбаемся друг другу», и др. Обучение проходит в форме игры.

Специалисты Лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей ограниченными возможностями здоровья.   Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА - основной метод Лекотеки

Наполняемость групп при организации подгрупповой работы: 2-3 человека (работает один специалист), групповой – 4 – 6 человек (возможно одновременное участие двух или нескольких специалистов) Продолжительность диагностического сеанса с детьми в Консультативном пункте «Лекотека» составляет 30 мин.

Продолжительность индивидуального игрового занятия – от 20 минут до 30мин.

Продолжительность групповой коррекционной работы составляет от 20 минут до30минут. Групповую работу могут проводить педагог-психолог, воспитатель, учитель - дефектолог, специалисты. В работе группы могут участвовать родители.

Индивидуальная коррекционная работа специалистов с детьми проводится в присутствии родителей (законных представителей). В случаях необходимости проведения работы с ребенком без родителя, последнему предоставляется возможность наблюдения за работой специалиста с ребенком.

Индивидуальная работа по консультированию родителей проводится в объеме от 30 мин. до 1 часа, 2 раза в месяц

Родители, оказавшиеся в этой непростой жизненной ситуации, часто растеряны, подавлены, по разным причинам не могут самостоятельно оказать ребенку необходимую помощь.

Посещая вместе с ребенком Лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к школе.

В связи с тем, что к сожалению, растет число почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, создалась ситуация, когда не все дети могут посещать дошкольное учреждение в связи с нехваткой мест, по состоянию здоровья. Наш многолетний опыт работы помог нам на базе нашего детского сада организовать консультативный пункт "Лекотека".

Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития.

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию. 

Особенный ребенок

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием, а также конкретизирующие их понятия (слепой, глухой, дебил и т.д.), отражающие ненормальность, недоразвитость человека. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство. 

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. 

Есть общие аспекты обучения детей с особыми потребностями образования.

Время начала образования

Нередко при обнаружении психологического или физического отклонения у ребенка все усилия взрослых направляются на медицинскую реабилитацию, а обучение откладывается на потом, однако это может негативно сказаться на формировании ребенка как социально полноценной личности.

Особая организация обучения

  • К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
  • Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
  • Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
  • Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Целью образования детей данной категории в ДОУ является введение в культуру, используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Для решения проблемы реабилитации детей с нарушениями в развитии в дошкольных учреждениях Москвы и некоторых других субъектах РФ организованы инновационные формы работы: Лекотеки, службы ранней помощи (СРП), консультационные пункты (КП), центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР).

В целях реализации прав детей в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу в нашем МБСКОУ № 18 был открыт консультативный пункт «Лекотека».

Традиционная система занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, недостаточна для их полной реабилитации. Такие дети должны посещать детские сады компенсирующего вида, Лекотеки и СРП

Иными словами, она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Педагоги Лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно - обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Педагоги лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей с ОВЗ. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

Самым главным принципом работы нашей Лекотеки является взаимодействие с родителями.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
  • обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающие занятия педагоги Лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в нашей Лекотеке являются:

  • развитие двигательной активности,
  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,
  • развитие сенсорных эталонов,
  • развитие познавательной деятельности,
  • формирование продуктивных видов деятельности,
  • формирование конструктивных навыков и умений,
  • развитие личности ребёнка с двигательными нарушениями.

Таким образом, организация работы с семьями воспитанников способствует повышению уровня мотивации родителей и их компетенции в области проблем воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование позиции родителей как воспитателей в семье.

Для формирования основных психических функций и элементарных форм общественного поведения важен первоначальный опыт, связанный с периодом раннего детства. Ребенок делает свои первые шаги и получает первый опыт социализации в своей семье. Но взрослые члены семей, имеющих ребенка с нарушениями развития, почти всегда сами нуждаются в серьезной поддержке. Именно поэтому колоссальная часть реабилитационной помощи оказывается родителям «особого» ребенка. Для родителей в «Лекотеке» проводятся:

— индивидуальные консультации у психолога по личным вопросам, в том числе связанным с возникновением вторичных психологических проблем (например, угроза распада семьи вследствие рождения ребенка с тяжелым нарушением развития и пр.);

— консультации специалистов по вопросам грамотного сопровождения ребенка с «особыми» потребностями и эффективного взаимодействия с ним;

— семинары и тренинги для родителей на определенную тему;

Формы работы с детьми:

— диагностические сеансы (первичная съемка ребенка: выявление особенностей его деятельности и интересов, взаимодействия с родителями);

— индивидуальные занятия (построены с использованием техник обучения, оптимальных для каждого конкретного ребенка);

— групповые занятия (дети учатся замечать друг друга, учитывать физическое пространство друг друга, интересоваться и взаимодействовать друг с другом).

Каждый ребенок уникален по-своему, а ребенок с ограниченными

возможностями здоровья уникален вдвойне…

Технологии работы с детьми ОВЗ

Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:  Снятие страха - «Ничего страшного...», Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...», Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...». Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...». Педагогическое внушение - «Приступай же...». Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»  

Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания- в центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.  

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности; терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка.  

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.  

Информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Цели - формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.  

Рекомендации педагогу

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.  

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.  

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.  

        Педагоги Лекотеки МБСКОУ № 18 делают все возможное, чтобы мостик родительской надежды был, как можно быстрее построен. И дети смогли воспитываться в коллективе сверстников в одной из групп детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"

Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье - это одна из высших человеческих ценнос...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

«Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями....

Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...