Карта лучшей практики по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.
статья на тему

Чудесница

Опыт работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта лучшей практики

по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.

  1. Наименование муниципального образования, в котором был применен данный опыт

МО ГО «Воркута»

МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Воркуты

  1. Отраслевая разбивка лучшей практики

Образование

  1. Исходная ситуация, описание проблемы

 Детский сад-лучшее место для приобретения ребёнком не только знаний и умений, но, самое важное, первого социального опыта. По разным причинам малыши могут не посещать дошкольное учреждение. Недостаточность мест, мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребёнком», бабушка, желающая воспитывать внуков самостоятельно и дети которые не могут посещать ДОУ по состоянию здоровья.

 Закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2012 году и вступил в силу 1 сентября 2013, впервые в истории отечественного образования ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. (гл. 1, ст. 2, п.16) и Перечислил категории детей с ОВЗ

В соответствии с законом- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья это  физические  лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ .

Медико-психолого-педагогическая комиссия,  в заключении указывает условия образования ребенка в образовательной организации, так же указывает рекомендации, направления развития детей  и вид образовательной программы.

 

В соответствии с  ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (гл. 11, ст. 79, п. 5) дети с ОВЗ могут получать образование в группах, классах  как общеразвивающей, так и комбинированной и коррекционной направленности),  по адаптированным образовательным  программам  для детей с определёнными нарушениями в развитии-  например тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и др.).    В соответствии с этим  И  приоритеты в модернизации  образовательной политики представляются в виде решения задач:  по созданию  в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование,  и решение задачи  постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду  с нормально развивающимися детьми..

     В современной педагогической науке и практике, такая  интеграция в образовании, иначе называемая «инклюзия» -( введение  воспитанников с ОВЗ в среду с нормально развивающимися сверстниками.)

В соответствии с законом  «Об образовании» вводится определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Такая система образования, исходит из идеи адаптации не воспитанников  к системе, а системы образования к индивидуальным особенностям различных категорий  воспитанников. И предполагает обучение детей с ОВЗ не в специализированном, а в обычном образовательном учреждении, применяя особые образовательные программы, отличные от стандартных. Это позволяет активнее включать детей с ОВЗ в жизнь социума и прививать им навыки общения,

Мониторинг потребности образовательных услуг  населения микрорайона определил такие категории потребителей образовательных услуг  : дети с ограниченными возможностями здоровья, дети получающие семейное воспитание в соответствии с мировоззрениями родителей и наличие детей от 1 до 1,5 лет не посещающих ДОУ).

   

Оценив свои возможности (материально-техническую базу, без барьерный  доступ в здание ДОУ,  наличие помещений, наличие и профессиональный уровень педагогов), мы пришли к выводу о необходимости внедрения вариативных форм дошкольного образования за счет использования внутренних резервов ДОУ. (Без финансовых затрат на введение дополнительных штатных единиц.)

И С 2014 года на базе нашей дошкольной образовательной организации с целью обеспечения доступности дошкольного образования, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям в поддержке всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения, как с нормой развития, так и с  особыми образовательными потребностями -  реализуются вариативные  формы дошкольного образования – Консультационный центр, Группа кратковременного пребывания  и Лекотека. Данные формы работы стали первоначальной ступенью включения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное учреждение.

Для реализации вариативных форм дошкольного образования были  разработаны Положение о Консультативном пункте; Положение  об организации деятельности Лекотеки, Положение о деятельности группы кратковременного пребывания,  График работы консультативного пункта, Лекотеки и Группы кратковременного пребывания, Годовой план мероприятий  педагогов  привлечённых  к работе консультативного пункта, разработана Программа оказания психолого-педагогической помощи

родителям и их  детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием.

были созданы необходимые условия соответствующие требованиям и нормам действующего законодательства,  оборудована и оформлена семейная игровая комната, созданы условия для игровой, двигательной деятельности, развития речи, детского творчества и познавательной активности. Материальную базу пополнили специальным оборудованием и играми для детей : фитболы, массажные мячи, корректоры осанки, массажеры для рук и стоп, игрушками для развития ручных навыков, тактильного восприятия, зрительного восприятия, слухового восприятия, развития мышления, развития речи и языка, игры с водой, сыпучими материалами, материалы для изобразительного творчества, музыкальные игрушки, фонотека, видеотека, электронными образовательными ресурсами для коррекционной работы и др.

Для  организации образовательной деятельности с данным ребенком специалистами, учителем –дефектологом и педагогом-психологом была  разработана  адаптированная образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО, «Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой  и основной образовательной программы  нашего учреждения. Программа адаптировалась на основании результатов психолого-педагогической диагностики, с учетом рекомендаций индивидуальной  программы реабилитации  центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Воркуты (рекомендаций ГУ РК «Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». ) и была согласована  с родителями(законными представителями) ребенка.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

   

  Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где воспитанники, родители  и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Детский сад-лучшее место для приобретения ребёнком не только знаний и умений, но, самое важное, первого социального опыта. По разным причинам малыши могут не посещать дошкольное учреждение. Недостаточность мест, мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребёнком», бабушка, желающая воспитывать внуков самостоятельно и дети которые не могут посещать ДОУ по состоянию здоровья.

Реализовать поставленную государством цель можно в рамках следующих приоритетных направлений:

1.        доступность дошкольного образования – это не только строительство и введение новых зданий, а так же и развитие вариативных форм дошкольного образования;

2.        развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования – обеспечение доступности образования по определенным образовательным маршрутам для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

3.        психолого-педагогическая поддержка семьи – оказание консультативно-методической помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Проведя маркетинговые исследования запроса населения на образовательные услуги в микрорайоне, были определены категории потребителей имеющие особенные образовательные потребности (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети получающие семейное воспитание в соответствии с мировоззрениями родителей и наличие детей от 1 до 1,5 лет не посещающих ДОУ).

Оценив свои возможности (материально-техническую базу, наличие помещений, профессиональный уровень педагогов), мы пришли к выводу о необходимости внедрения вариативных форм дошкольного образования за счет использования внутренних резервов ДОУ. Целью внедрения нами вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Что предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, оказание консультативно-методической помощи родителям дошкольников. Таким образом, создание гибкой системы предоставления образовательных услуг создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников образовательными услугами, соответствующими их запросам.

  Для обеспечения доступности дошкольного образования  детям дошкольного возраста с учётом их образовательных потребностей, способностей,  состояния   здоровья, на базе нашей дошкольной образовательной организации созданы несколько вариативных форм дошкольного образования:

-Консультационный пункт,

- Лекотека,

- Группа кратковременного пребывания.      

      1.  Цель деятельности консультативного пункта: обеспечение доступности дошкольного образования,  обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)  в поддержке всестороннего развития личности детей,  не посещающих образовательные учреждения, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении  в школу.

  1. Суть предложения, поэтапные мероприятия реализации

   Пройдя успешно этап установления доброжелательных отношений с взрослыми и сверстниками, девочка начала  посещать детский сад  в соответствии с Индивидуальным  режимом посещения ребёнком ДОУ, который  устанавливался на основании договора с его родителями.

Пройдя успешно этап установления доброжелательных отношений с взрослыми и сверстниками, дети начинают посещать детский сад,  в соответствии с Индивидуальным  режимом посещения ребёнком ДОУ, который  устанавливается на основании договора с его родителями.

Для детей с ОВЗ педагогами и специалистами МБДОУ  ( воспитателями группы,  которую  посещает воспитанник, педагогом –психологом, учителем дефектологом, инструктор физкультуры, музыкальным руководителем) разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты,  где отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребёнка, педагогов  и специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей)).  И разработаны Адаптированные  образовательные программы дошкольного образования  для детей с синдромом Дауна младшего и старшего дошкольного возраста на основе рекомендаций ГУ РК «Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Также вопросы развития и воспитания детей с ОВЗ решаются во взаимодействии с специалистами  МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Воркуты.

  1. Создание группы единомышленников.

  1. Определение целей и задач, номинаций конкурса, разработка положения о проведении фестиваля, афиши.
  2. Реклама фестиваля.
  3. Оформление заявок для участия в конкурсе по номинациям.
  4. Организация работы по подготовке фестиваля:

- проведение семинаров – практикумов, консультаций  для родителей по выбору музыкального репертуара и постановке творческих номеров;

-индивидуальные репетиции (по запросу участников);

-оформление дипломов, вымпелов.

  1. Создание сценария концертной программы фестиваля «Зажги свою звезду!», работа с ведущими.
  2. Художественное оформление зала.
  3. Проведение концертной программы фестиваля «Зажги свою звезду!»,
  4.  Создание памятных буклетов и презентации.

  1. Затраты на внедрение опыта

Внутренние ресурсы учреждения

  1. Проблемы внедрения, что было предпринято для их решения

  1. Полученные результаты

Данный проект успешно реализуется в нашем дошкольном учреждении в течение 4 лет.

Анализируя работу по организации и осуществлению коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна, мы достигли положительных результатов:

-разработана система взаимосвязанной деятельности  участников образовательного процесса (администрации, педагогов и родителей ) по адаптации детей с синдромом Дауна к условиям детского сада.

- разработаны Адаптированные  образовательные программы дошкольного образования  для детей с синдромом Дауна для младшего и старшего дошкольного возраста на основе рекомендаций ГУ РК «Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Также вопросы развития и воспитания детей с ОВЗ решаются во взаимодействии с специалистами  МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Воркуты.

- Увеличилось количество детей с ОВЗ, охваченных дошкольным образованием;

 У  родителей, имеющих  детей с ОВЗ появилась возможность в получении качественного и доступного  дошкольного образования, не только в специализированном, но и в обычном образовательном учреждении. В данный период  с 2014года  наше образовательное учреждение посещают 4 ребёнка с  синдромом Дауна.

- создана нормативно-правовая  база, обеспечивающая деятельность разных вариативных форм дошкольного образования;

- Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в  ДОУ является воспитание, как у детей, так и у родителей, у педагогов - терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

- Можем сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех  участников образовательного процесса

- Мы научились  видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения. Изменилась  установка взрослых : к каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции «чего он не может в силу своих дефектов», а с позиции «что он может не смотря на имеющиеся у него нарушения в развитии»; развивается педагогическая толерантность- способность понимать и принимать ребёнка таким какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитание у сверстников толерантного поведения и уважительного отношения к детям с ОВЗ.»

- у здоровых детей в группах  сформировалось толерантность, терпимость к  недостаткам сверстников, дети проявляют  заботу и внимание, организовывают совместные игры, предлагают помощь.

у детей с ОВЗ сформировалось  положительное отношения к сверстникам и адекватное социальное  поведение,  а также Были достигнуты  значительные результаты в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни.

В нашем детском саду у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности (режимные моменты, занятия, прогулки) находиться среди своих сверстников, учиться взаимодействовать с друг другом, общаться, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы

Таким образов можно говорить о том ДОУ успешно реализует инклюзивную практику:

• все дети , включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии, в том числе  дети с ОВЗ

• дети с ОВЗ адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

родители детей с ОВЗ

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;

педагоги

• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания проходят обучение на КПК, принимают участие в реализации индивидуальных планов и индивидуальных адаптированных  программ развития в дошкольных образовательных учреждениях;

•  взаимодействуют с родителями, специалистами

специалисты психолого-педагогического сопровождения

• участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ

• действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;

• эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами ДОУ;

Руководитель ДОУ

• создает  условия для развития и поддержки инклюзивной практики

  1. Контактная информация

Почтовый адрес: 169907, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина,57В,  

Контактное лицо: Схабовская Наталия Ивановна

Тел.:  8(82151) 6-73-73

E-mail: ya.mdou55@yandex.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...

Организация инклюзивного образования в дошкольном учреждении - возможности и проблемы.

 Мир «особого» ребёнка - интересен и пуглив.   Мир «особого» ребёнка - безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.   Мир ...

Организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях возможности и проблемы

Актуальность тумы:—Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти.—Дети с ОВЗ —  оказывались изолированы и, соответственно, ли...

Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написа...