Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тур Лилия Владимировна

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях.

Тур Л.В.

педагог – психолог МБДОУ - д/с № 9

ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края

 Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.

В связи с этим одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения,  безусловно, является работа с семьями воспитанников.

Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого воспитательно – образовательного пространства «детский сад - семья». Решая эту задачу, педагоги детского сада ищут новые формы и методы работы с родителями.

Наряду с традиционными формами работы необходимо использовать современные инновационные подходы.

Все разнообразие форм и методов взаимодействия с родителями, применяемых в детском саду можно разделить на следующие группы

1. Информационно аналитические:

  • анкетирование,
  • тестирование,
  • интервьюирование,
  •  почта доверия, почтовый ящик психолога
  • вопросы – ответы,
  • книга отзывов и предложений

2. Наглядно – информационные:

  • Стенд детского сада для родителей
  • Уголки для родителей в групповых приемных
  • Уголки психолога, логопеда и музыкального руководителя в групповых приемных
  • Папки-передвижки
  • Стенгазеты
  • Информационные бюллетени
  • Книга полезных советов
  • Размещение информации на сайте ДОУ
  • Публикации в печатных изданиях.

3. Познавательные:

  • Индивидуальные  беседы
  • Индивидуальные и групповые консультации.
  •  Консультации узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель)
  • Общие и групповые родительские собрания
  • Семинары – практикумы.
  • Тренинги.
  • Совместные занятия в паре «Мама - ребенок».
  • Мастер-классы.
  • Круглые столы.
  • Совместное создание развивающей среды.
  • Переписка  по электронной почте
  • Дни открытых дверей.

4. Досуговые:

  • Открытые просмотры детской деятельности.
  • Выпуск семейных газет и журналов.
  • Совместные детско-родительские проекты.
  • Творческие конкурсы.
  • Тематические выставки детско-родительских работ.
  • Выставки родительских работ.
  • Выставки семейных коллекций.
  • Тематические выставки для родителей в соответствии с годовыми задачами ДОУ.
  • Праздничные утренники.
  • Дни здоровья,  
  • Совместные детско-родительские мероприятия.

           Все мероприятия, проводимые с родителями в ДОУ, регламентируются следующей правовой документацией: Основная образовательная программа ДОУ, годовой план работы дошкольного учреждения.

В годовом плане работы ДОУ должны быть предусмотрены:

  • Перспективный план работы с родителями на учебный год;
  • Тематика общих родительских собраний;
  • Тематика групповых родительских собраний;
  • План работы родительского комитета.

Кроме того, работа с родителями отражается в перспективном и календарном планировании в группах.

Ежегодно планируется три общих родительских собрания и четыре тематических групповых. 

Проводимые мероприятия направлены на  педагогическую поддержку семей, повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей, укрепление взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Работа с родителями в  ДОУ  начинается с того момента, когда они  впервые переступают порог детского сада.

Первое родительское собрание с семьями будущих воспитанников традиционно проводит заведующий детским садом.

Экскурсия по детскому саду, знакомство с оформлением групповых помещений, оборудованием кабинетов специалистов, музыкального и спортивного залов, богатой развивающей средой групп не оставит равнодушным даже самых скептически настроенных родителей.

Знакомство с будущими воспитателями, с режимом дня и графиком работы группы, с меню детского сада -  вот лишь неполный перечень освещаемых на собрании вопросов. Каждый родитель получает буклет, в котором сообщается краткая информация о режиме работы группы, особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, даются рекомендации, как облегчить этот процесс.

Еще задолго до того, как ребенок начнет ходить в детский сад каждый родитель имеет возможность посетить группу, увидеть, как и чем живет детский сад, убедиться в том, что его ребенку будет здесь хорошо. Кроме того, родители получают возможность ознакомиться с режимом дня группы и заранее подготовить своего малыша к грядущим переменам.

В период адаптации воспитателями совместно с педагогом-психологом проводится активная работа по организации тесного взаимодействия  родителей и педагогов группы: анкетирование и индивидуальные беседы с родителями дают возможность выяснить индивидуальные особенности личности, физического и психического развития, состояния здоровья ребенка, его вкусы и   интересы, что позволяет оптимизировать процесс привыкания ребенка к условиям ДОУ.  

Кроме того, в первые месяцы пребывания детей раннего возраста в детском саду целесообразно организовать группу «Мать и дитя». Занятия в группе проводит педагог-психолог. Особенность организации работы в группе заключается в том, что она проводится в паре «мама-ребенок».

Дети и родители вместе участвуют в игровой деятельности, вместе выполняют творческие задания. Консультативный материал подкрепляется тренинговыми занятиями. Работа в группе позволяет смягчить процесс адаптации, способствует развитию навыков взаимодействия родителей с детьми. Позволяет родителям лучше понять своего ребенка. Ведь иногда дети кажутся взрослым пришельцами с другой планеты. Об эффективности работы группы красноречиво говорят положительные отзывы родителей.

У входа в дошкольное учреждение родителей встречает общий информационный стенд. Здесь родители могут ознакомиться с:

1. Документацией, регламентирующей работу ДОУ (режим работы ДОУ, выдержки из приказов, распоряжений и т.п.)

2. Стендовой информацией по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Информацией по духовно-нравственному воспитанию детей.

Кроме того, общий стенд для родителей содержит поздравления с текущими праздниками. Здесь можно увидеть адрес сайта ДОУ и фотоотчеты о мероприятиях, проводимых в детском саду. Содержание общего стенда обновляется не реже одного раза в неделю.

Родители всегда с нескрываемым интересом относятся к новой информации.

 Красочное оформление групповых площадок с первых шагов по территории детского сада формирует у родителей позитивный настрой и хорошее настроение.

Групповые приемные – лицо детского сада. Оформление приемных несет большую смысловую нагрузку. Войдя сюда родители могут сделать выводы о том, над какими основными задачами ведет работу детский сад, какие важные общественные события происходят в стране, узнать чем занимались сегодня дети в детском саду и многое, многое другое. В знакомых всем групповых родительских уголках созданы новые рубрики. На стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу. В рубрике «Ваш ребенок талантлив» родители могут узнать о сегодняшних успехах своего ребенка.

Большое внимание в нашем детском саду уделяется взаимодействию с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.  На общем стенде детского сада есть рубрика, посвященная этой теме. Во всех возрастных группах функционируют уголки духовно-нравственного воспитания «Лучик», которые стали неотъемлемой частью жизни детского сада.  «Лучики» предлагают родителям: консультации по вопросам духовно-нравственного воспитания детей; информацию о текущих православных праздниках; рекомендации православных педагогов и психологов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Литературный материал духовно-нравственного содержания: стихи, рассказы, сказки, притчи, жития святых помогают родителям восполнить пробелы в вопросах православного воспитания детей, повысить свой духовный и культурный уровень.

 Мини-стенд «С именинами» - напоминает родителям, в какой день отмечаются именины их ребенка, тем самым, приобщая семьи к православным традициям. Родителям всегда приятно, когда  именно их ребенку уделяется особое внимание. В день именин ребенок получает в подарок именную иконочку. Конечно же, вся эта работа начинается с анкетирования родителей и проводится с их письменного согласия.

            Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей.

            Педагогический коллектив детского сада должен использовать различные формы и методы работы, направленные на привлечение родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Одной из широко применяемых форм работы являются совместные детско-родительские проекты. Использование данной формы работы позволяет объединить детей, родителей и педагогов в процессе совместной творческой деятельности.

Тематика педагогических проектов может быть очень разнообразной и определяется образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

«Моя первая снежинка», «Будь здоров», «Жить нельзя нам без воды», «Сундучок сказок», «Новогодняя елочка», «Сказка для любимой мамочки», «Древо моей семьи» и др.

Корни нравственных качеств личности ребенка, конечно же, находятся в семье. Чувство причастности к своей семье дает ребенку азы патриотического воспитания. Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения. Прекрасным поводом для организации совместной деятельности детей и родителей может послужить создание семейного герба.

Подобная деятельность дает возможность родителям задуматься о том, какие интересы объединяют членов семьи, чем удивительна и самобытна их семья, какую огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности. Результатом проектной деятельности становятся выставки, презентации, совместные детско – родительские мероприятия, на которых каждая семья получает возможность продемонстрировать свои таланты.

Тематика детско-родительских мероприятий так же разнообразна:

«День здоровья»; «Кубанские посиделки»; КВНы различной направленности и многое другое. 

На традиционных праздничных утренниках родители становятся не просто зрителями. Они и костюмеры, и дизайнеры причесок, и активные участники праздничного действа. Утренники не как театральные представления или концерты, а как яркая форма общего досуга взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Ещё одной традицией в группах детского сада являются встречи с родителями, когда родители приходят в группу с интересными историями, играми, увлекательными заданиями. Дети, чьи родственники приходят в группу испытывают большую гордость. А повод для такой встречи можно найти всегда. Будь то месячник оборонно – массовой работы или подготовка к спартакиаде.  

Совместно с родителями организуются тематические выставки, например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды», «Эти теплые мамины руки», «Моя мама рукодельница», «Игрушки для мальчиков, игрушки для девочек». Участие в выставках дает возможность родителям проявить свою яркую индивидуальность, а детям испытать гордость за своих маму и папу.  

Выставки детско-родительских работ объединяют родителей и детей в процессе совместной деятельности, способствуют оптимизации детско-родительских отношений.

Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников воспитательно - образовательного процесса

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням. С этой целью в групповых приемных  функционируют информационные уголки здоровья, которые летом выносятся на групповые площадки, проводится индивидуальное и групповое консультирование, организуются мастер-классы.

В ДОУ практикуется такая форма работы, как семинары-практикумы.

Взаимно полезным будет участие родителей в работе семинара-практикума по теме «Портрет современного педагога». Участники получат возможность обменяться мнениями о том, каким должен быть воспитатель, составить портрет педагога, отвечающего требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.

Активное участие родителей в круглых столах по духовно-нравственному и физическому воспитанию способствует их приобщению к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Специалисты ДОУ: учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель так же принимают активное участие в организации работы с семьями воспитанников. Проводят индивидуальные и групповые беседы и консультации, семинары, выступают на общих и групповых родительских собраниях. Педагог-психолог организует тренинги для родителей, осуществляет индивидуальное консультирование с использованием песочной терапии. В уголках психолога, логопеда, музыкального руководителя, расположенных в каждой группе детского сада, необходимо предоставлять информация о психологических особенностях детей дошкольного возраста; информация по вопросам развития и коррекции речи дошкольников; информация по вопросам музыкального воспитания и творческого развития малышей; рекомендации по подготовке детей к обучению в школе.

        Важно создать в детском саду информационное поле, обеспечивающее двустороннюю связь между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: почта доверия, почтовый ящик психолога. Ответы на свои вопросы родители могут получить как в индивидуальном порядке, так и в родительских уголках.

Для информирования родителей о жизни детского сада на страницах сайта ДОУ регулярно предоставляется текущая информация в разделах «Работа с родителями», «Наши мероприятия» и «Нормативно-правовая база». Размещение статей о жизни детского сада в периодической печати города или района так же способствует популяризации дошкольного образования и позволяет поддерживать контакт с родительской общественностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствует оптимизации детско – родительских отношений и  создает оптимальные условия организации качественного взаимодействия в системе педагог – родитель с целью  педагогической поддержки семей, повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей, укрепления взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

План работы методического объединения по введению ФГОС ДО педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Рябинка» на 2015 год

Одной из активных и эффективных форм работы с педагогами была и остаётся организация методических объединений. В настоящее время, когда все дошкольные организации находтся в процессе введения ФГОС ДО,...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» комбинированного вида п. г. т. Уруссу Ютазинского муципального района РТ Из опыта работы воспитателя Маркеловой Татьяны Николаевны по теме:

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования ег...

Анализ работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад за учебный год.

СодержаниеI. Введение1.  Общая характеристика образовательного учреждения II. Основная часть1. Условия образовательного процесса 1.1. Организация образовательного процесса 2. Резул...

Годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №32" на 2018-2019 учебный год

Годовой план работы дошкольного учреждения- это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, орг...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 на 2019 – 2020 учебный год

ГОДОВОЙ  ПЛАН  РАБОТЫМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5на 2019 – 2020 учебный год...