Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Писарева Валентина Викторовна

Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества в эстетической деятельности. 

В Государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга  ведётся проектная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию детей. Использование музейно-педагогических программ способствуют развитию личностной культуры восприятия  и эстетического опыта путём общения с произведениями искусства, с опорой на возрастную психологию и педагогику, на знания и практический опыт дошкольного воспитания. Жизнь в мегаполисе, высокая занятость родителей, отдалённость от культурного центра города накладывают свой отпечаток на воспитательный и образовательный процесс. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья к конференции "Семья 2016"24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении,

в условиях реализации ФГОС

Писарева В.В., бакалавр художественного образования,

педагог-организатор, ГБДОУ детский сад №44 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества в эстетической деятельности.  

В Государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга  ведётся проектная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию детей. Использование музейно-педагогических программ способствуют развитию личностной культуры восприятия  и эстетического опыта путём общения с произведениями искусства, с опорой на возрастную психологию и педагогику, на знания и практический опыт дошкольного воспитания. Жизнь в мегаполисе, высокая занятость родителей, отдалённость от культурного центра города накладывают свой отпечаток на воспитательный и образовательный процесс. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Большое значение в процессе взаимодействия факторов влияющих на эстетическое развитие дошкольника приобретает связь с родителями, т.е. затрагивается проблема семейного воспитания. Круг первоначального общения ребёнка ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребёнка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребёнка идёт особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Опыт педагогической практики показывает, что необходимо время и большое терпение, чтобы настроить ребёнка на общение со сверстниками, чтобы рисование стало процессом увлечённого творчества не только ребёнка, но и родителей.

 Маленького человека переполняют чувства и знания, обретённые во время творческой деятельности, он торопится показать свои рисунки и рассчитывает на такое же внимание, восторг и удивление, которые только что испытал в общении с педагогом  и другими детьми. И как часто именно в этот момент обнаруживается полное непонимание детей родителями. Приведем пример: начало года в средней группе, первая живописная работа - яркая, эмоциональная, на большом листе. Таких работ девочка не рисовала дома никогда. Быстрее несёт работу самому родному человеку-маме. Мама смотрит на рисунок - «Ой, что же это ты нарисовала? Ничего не разобрать!» Конечно, мама не подумала, что этими словами обидела своего ребёнка. Ей не пришлось увидеть ни дочкиного волнения, ни старания, ни творческого поиска, и в итоге - непонимание и взаимное разочарование.

Как правило, родители дошкольников выражают недоумение в ответ на вопрос, прислушиваются ли они к мнению своего ребёнка, доверяют ли его интуиции. Работа с родителями – дело более кропотливое и деликатное чем непосредственные занятия с детьми. Одними объяснениями и беседами нельзя объяснить, что ребёнок  отображает действительность лучше и правильнее, чем кажется взрослому.

Наше решение этой проблемы – это обучение самих родителей, включать их в творческую деятельность детей.

С этой целью использовались  активные формы и методы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

-мастер-классы с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с детьми при создании и организации выставок совместного творчества детей родителей и педагогов: информация, переживания, действия.

•        Информация – это то новое и важное, о чем узнают дети, участвуя в создании выставки.

•        Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.

•        Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать  воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребёнка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Существует книга отзывов для посетителей выставок. Такие отзывы поддерживают нас, побуждают искать новые методы работы. В конечном итоге, от этого польза всем участникам педагогического процесса.

На родительских собраниях определяются задачи, и раскрывается программа работы с детьми, даётся установка на участие родителей в этой работе. С ними проводятся беседы, консультации, открытые занятия, мастер-классы, даются рекомендации по совместному посещению музеев с детьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Интересно, что даже самые робкие и обычно очень тихие дети чувствуют себя вполне расковано и испытывают эмоциональный комфорт, так как рядом с ними, самый близкий и надёжный человек, который не только присутствует, но и помогает.

Выставки совместного творчества являются настоящим праздником для детей. Ребята долго и кропотливо готовятся к ним, приводят в изостудию родителей, чтобы показать им свою работу ещё до начала выставки. И, безусловно, радуются, когда выставка, наконец, открывается и их работа является гордостью не только для них самих, но и самой лучшей для их родителей.

      Само экспонирование творчества малышей – одна из форм занятий, момент привлечения взрослых к  детскому искусству. Только научившись воспринимать такие эмоциональные по цвету и такие, как иногда кажется, несовершенные  по форме живописные творения самых маленьких людей, взрослый человек сможет ощущать чувственную иррациональность живописных произведений некоторых направлений профессионального искусства современных форм и получать наслаждение от посещения выставок современного искусства. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Список литературы:

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1997
  3. Детское творчество и музей. Автор - составитель М.А. Литвинова, Б.А. Столяров ФГУК «ГРМ» 2010
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.,1985.
  5. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  6. Концепция художественного образования в Российской Федерации gzalilova.narod.ru/KonhudobrRF.doc (дата обращения 18.03.2016)
  7. Система эстетического воспитания в детском саду. /Под редакцией Н.А. Ветлугиной. М.1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...