Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
методическая разработка по логопедии

Мешкова Елена Александровна

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Слайд 2

В связи с тем, что дошкольные образовательные учреждения являются структурными единицами системы образования в нашей стране и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законом № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», деятельность педагогов предполагает проектирование и реализацию рабочей программы учебного курса, дисциплины.

На основании ст. 48 ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Слайд 3

Ст. 2. п. 9 ФЗ устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурнаяединица учебно-методической документации.

(Ст. 2. п. 9) ФЗ-273 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий… календарного учебного графика, рабочих программ, а также оценочных и методических материалов.)

Слайд 4

Логопедическая деятельность относится к педагогической и имеет все компоненты учебного курса.

ПРИКАЗОМ от 18 октября 2013 г. N 544н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА определены трудовые действия педагога.

В соответствии с обобщенной трудовой функцией А (проектирование и реализация образовательного процесса) необходимо овладение трудовыми действиями (по общепедагогической функции. Обучение):

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Разработчиками рабочей программы являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя – логопедыучителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно.

Слайд 5

Рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).

Слайд 6

Рабочая программа педагога образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация, разрабатывается в соответствии

с Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образованияразработанной и утвержденной образовательной организацией

Слайд 7

В связи с тем, что, что законом «Об образовании в Российской Федерации»не определены требования к рабочей программе, педагог имеет право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Однако необходимо отметить, что во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одном учреждении, на уровне дошкольного образовательного учреждения необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, учителей-логопедов, закрепив данные требования локальным актом – Положением о рабочей программе педагога дошкольного образовательного учреждения.

Положение о рабочей программе обсуждается на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочия в соответствии с уставом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программеоформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Положение утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации).

Слайд 8

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положение. Сроки реализации рабочей программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования.

Рабочие программы педагоговразработанные и оформленные в соответствии с утвержденным Положением, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года) коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации.

Слайд 9

На сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены.

Каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документаРабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО (пр. от 17.10.2013г. N 1155).

Педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)

Слайд 10

• Титульный лист

• Содержание (страницы указать)

I. - Целевой раздел (пояснительная записка; целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы)

II. - Содержательный раздел (содержание образовательной работы, перспективное тематическое (комплексно-тематическое) планирование, модель организации образовательного процесса, формы работы и др.)

III. - Организационный раздел (условия реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования)

Слайд 11

Содержание рабочей программы учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопедаучителя-дефектолога – документ, определяющий содержание, объем, структуру коррекционной работы, основывающийся на содержании адаптированной образовательной программы дошкольного образованияразработанной образовательной организацией и учитывающий психофизические особенности, особенности нарушений развития воспитанников с ОВЗ, определенные по результатам обследования

Слайд 12

Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников с ОВЗ и особенностей образовательного процесса образовательной организации в текущем учебном году.

Слайд 13

Структура рабочей программы учителя-логопеда

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи коррекционной работы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1.2. Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников

2.2. Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое)

2.3. Учебный план реализации ООП ДО в группе (в виде таблицы).

2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями)воспитанников.

3. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия

3.2. Организационные условия

3.3. Материально-технические условия

Слайд 14

Рекомендации к содержанию рабочей программы учителя-логопеда

Титульный лист

Оформление титульного листа рабочей программы учителя-логопеда традиционно включает в себя следующие элементы:

– наименование дошкольного образовательного учреждения;

– наименование рабочей программы

– указание группы дошкольного образовательного учреждения либо возраста детей, с которыми проводится логопедическая работа в соответствии с содержанием рабочей программы;

– период времени, отводимого на освоение рабочей программы детьми;

– фамилия, имя, отчество учителя-логопеда, его квалификационная категория и/или ученая степень;

– город, год разработки рабочей программы;

– грифы для согласования и утверждения рабочей программы учителя- логопеда.

Примерный титульный лист рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения приведен в приложении 1.

Слайд 15

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка включает в себя основные концептуальные положения рабочей программы учителя-логопеда.

В пояснительной записке указываются:

-Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);

-Сроки реализации рабочей программы;

-Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с ОВЗ.

При проектировании пояснительной записки учитель-логопед описывает возрастные и индивидуальные особенности детей, имеющих нарушения речевого развития и посещающих логопедические занятия, т. е. следует представить клинико-психолого-педагогическую характеристику воспитанников. Недопустимо использовать в этом разделе программы общие фразы, отражающие особенности высших психических функций, в том числе и речи, у детей с каким-либо нарушением речевого развития. Данный раздел проектируется только на основе проведенного логопедического обследования детей и содержитколичественное и качественное описание его результатов. В содержании данного раздела необходимым условием является наличие сводных таблиц и диаграмм, отражающих состояние речевых и неречевых функций у обследованных детей.

В структуру пояснительной записки входят следующие элементы:

1.1.1. Цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, характеристика контингента детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности развития, др.);

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

Недопустимо простое перечисление принципов, учителю-логопеду необходимо раскрыть их содержание, т. е. каким образом данные принципы применяются в проектировании и реализации рабочей программы.

При проектировании рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать и следующие коррекционно-педагогические принципы:

– системность;

– комплексность;

– принцип развития;

– рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;

– онтогенетический принцип;

– этиопатогенетический принцип;

– принцип учета структуры речевого дефекта; – принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;

– принцип учета зоны ближайшего зоны ближайшего и актуального развития.

Также необходимо учитывать такие общедидактические принципы, как наглядность, доступность, дифференцированный и индивидуальный подход и др. Принцип наглядности в проектировании рабочей программы учителя- логопеда дошкольного образовательного учреждения регламентирует подбор наглядного материала. Принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребенка. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при разработке рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения отражается на комплектовании групп и подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.

1.2. Планируемые результаты

При проектировании раздела рабочей программы, описывающей планируемые результаты освоения детьми с нарушениями речи содержаниякоррекционно-развивающей деятельности необходимо учитывать структурунарушений речевого развития, а также содержание реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования.

Проектирование критериев и показателей достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития осуществляется с опорой на нормативы логопедического обследования детей, обозначенных в программах коррекции нарушений речевого развития. Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей. При проектировании данного раздела программы, необходимо учитывать ряд принципов: – принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы); – принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных); – принцип динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития); – принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности); – принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Объектом изучения при обследовании, которое проводит учитель- логопед, является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста. Периодичность обследования речи устанавливается специалистами дошкольного образовательного учреждения с опорой на рекомендации парциальных программ коррекции нарушений речевого развития. При разработке этого раздела программы необходимо указать сроки проведения логопедического обследования детей. Например, входное обследование 1– 2 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января; контрольное обследование 3– 4 неделя мая. В рабочей программе не стоит описывать методики изучения разных сторон речи и моторно-психологической базы у детей, достаточно их перечислить и обозначить авторов, их разработавших.

Слайд 16

2. Содержательный раздел рабочей программы

2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников. Основное содержание коррекционной работы определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями нарушений развития, индивидуальными возможностями и потребностями воспитанника.

2.2. Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое) с определением основных видов деятельности воспитанников (на учебный год с учетом срока реализации рабочей программы).

Форма перспективного тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой адаптированной программой дошкольного образованияразработанной и утвержденной в образовательной организации.

2.3. Учебный план реализации программы в группе (в виде таблицы).

2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями)воспитанников.

Слайд 17

Организационный раздел рабочей программы.

В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса и условия реализации программы.

Психолого-педагогические условия:

• комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников

• разработка индивидуального образовательного маршрута

Организационные условия:

• формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия)

В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационныеформы логопедической работы: – индивидуальная логопедическая работа (в подготовительной группе может использоваться термин «занятие»);

– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;

– фронтальная логопедическая работа, которая также проводится в непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.

Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении (наличие групп компенсирующей направленности, работа логопункта).

• образовательная нагрузка (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

• особенности распорядка дня и создание специального режима дня в определенные периоды (напримерорганизация режима молчания для заикающихся и др.)

Материально-технические условия:

• использование специального оборудования

• создание специальной развивающей предметно - пространственной среды,

• учебно-методические средства обучения (учебно- методические пособия, учебно-наглядные пособия, информационные образовательные ресурсы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС

Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эсте...

Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО...