Главные вкладки

    «Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
    методическая разработка на тему

    Зензерова Олеся Владимировна

    Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Зензерова Олеся Владимировна

    старший воспитатель

    МБДОУ г. Иркутска детский сад № 33

    г. Иркутск, Иркутская область

    «Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного  учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»

    Ключевые слова: коммуникативная компетентность, модель управления

    Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров.

    С целью выполнения социального заказа разработан новый Стандарт и в системе профессионального образования и утверждён приказом  Минобрнауки РФ от 14.01.2010 № 35  ("Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки  «Педагогическое образование»), согласно которому педагог должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования и видами профессиональной деятельности.

    На сегодняшний день понятие «коммуникативную  компетентность»  И.А. Ильяева, Э.С. Макарян  отождествляют с «культурой общения», С.Л. Братченко, Ю.Н. Емельянова, Е.В.Руденский с «коммуникативной культурой», М.Н. Вятютнев с «коммуникативной компетенцией», Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Б.Н. Головин с «культурой речи», О.М. Казарцева с «культурой речевого общения», А.К. Михальская с «культурой речевого поведения». Существует множество вариантов понятия «коммуникативная компетентность», нет единого мнения о структуре.

          Но, в своей работе, мы выбрали в качестве опорного, понятие коммуникативной компетентности Ясвина В. А., под которой он понимает совокупность его индивидуальных навыков в сфере общения, приобретенных в результате профессионального образования и специального обучения, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов.

    Анализ теоретико-методологических исследований, учебно-методической литературы и собственный практический опыт работы в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования свидетельствуют о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем коммуникативной компетенции педагогов. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации разработать педагогическую концепцию развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования.

    Анализ исследования проблем развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования, позволил нам выделить ряд противоречий:

    • между социальным заказом общества, определённым Концепцией дошкольного образования, Концепцией модернизации российского образования, на подготовку специалистов дошкольного образования, готовых к работе в условиях конкуренции на рынке труда, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетентности, и сложившейся системой дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), не обеспечивающей в полной мере формирования необходимого уровня коммуникативной компетентности в силу своей унифицированности;
    • между тенденцией педагогического знания к интеграции и отсутствием коммуникативной подготовки педагога ДОУ;
    •  между признанием педагогами дошкольного образования необходимости установления адекватного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и отсутствием системной подготовки в части коммуникативной компетентности для осуществления данного вида деятельности.

    На основании противоречий мы разработали модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования.

    Цель:  Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов ДОУ

    Принципы:

    -принцип опоры на ситуацию профессионального общения,

    -принцип проблемности

    -принцип мотивированности

    -принцип индивидуализации

    Компоненты

    Название

    Цель

    Содержание

    Формы и методы

    Диагностический  компонент

    Определение уровня развития к.к педагогов

    Определение структурных компонентов к.к, выделение критериев и показателей развития к.к., описание и определение уровней развития к.кпедагогов.

    Диагностические методы,

    Мотивационный  компонент

    Актуализация проблемного поля педагога, рефлексирующего начало его деятельности.

    Пробуждение у педагога интереса к особенностям своей “Я-концепции” и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций

    Знакомство с ФГОС ДО   Проведение анкетирования родителей (законных представителей), знакомство с результатами.

    Образовательный компонент

    Развитие коммуникативной компетентности педагогов учреждения

    Выстраивание индивидуальных программ развития  и саморазвития коммуникативной компетентности педагогов, и включение их в практическую деятельность по реализации этих программ

    Коммуникативный тренинг

    И.А. Мальхановой, Г.Г.Мирошиной Отслеживание промежуточных результатов

    Рефлексия

    Самообразование Повышение квалификации

    Процессуальный компонент

    Определение роли и функций руководителей и специалистов ДОУ для их эффективного взаимодействия  по развитию коммуникативной культуры педагогов

    Заведующая – обеспечивает материально-техническое оснащение, материальное стимулирование

    Старший воспитатель  –  осуществляет подбор курсов повышения квалификации, информирует о конкурсах и проектах, разрабатывает и курирует индивидуальные маршруты педагога по развитию к.к.;

    Психолог – проводит психологические тренинги по психологии общения, моделированию речи, культуре речи;

    Инструктор по физической культуре –  проводит комплекс упражнений по дыхательной гимнастике, учит управлять своим телом;

    Логопед – проводит консультации и занятия по технике речи.

    Делегирование полномочий

    Определение полномочий руководителя и специалистов ДОУ по развитию коммуникативной культуры педагога

    Работа во взаимодействии всех участников образовательного процесса

    Контрольный компонент

    Определение эффективности модели

    Повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности.

    Методы диагностического компонента

            Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов ДОУ станет эффективным управленческим средством если она будет обеспеченна системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, и строиться на принципах опоры на ситуацию профессионального общения,  проблемности,  мотивированности, индивидуализации.

     Список литературы:

    1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 495 с.
    2. Зимняя, И.  А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании  [Текст]  / И.  А. Зимняя.  -М.  : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
    3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: (учебное пособие) – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 157 с.
    4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
    5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000 - 456 с.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

    В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребе...

    Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС

    Пишите на olgashulga.87@mail.ru 1. ФГОС общего образования определяет *  1. минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе; 2. избыточный уров...

    "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"

    27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...

    Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

    Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

         Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

    Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

    Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...