Главные вкладки

    Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
    статья (средняя группа)

    Ирина Андреевна Веретельник

    В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повышению уровня функциональной грамотности, формирования ключевых компетенций,  способность к саморазвитию и самосовершенствованию, то есть, способность к обучению, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennaya_obrazovatelnaya_deyatelnost_v_dou.docx22.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

    ВеретельникИ.А.

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

     вида №26 «Кораблик»

    В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повышению уровня функциональной грамотности, формирования ключевых компетенций,  способность к саморазвитию и самосовершенствованию, то есть, способность к обучению, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.

    Важная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми:  проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Образовательная деятельность должна быть интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных умений, знаний  и навыков. Но процесс обучения остается. При планировании образовательной деятельности, воспитатель должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования:

    Участники занятия

    Воспитатель партнер в совместной деятельности

    Взаимоотношение «Взрослый - ребёнок»

    Воспитатель и ребёнок наравне

    Основная форма работы с детьми

    Подгрупповая: в форме мастерских, викторин и т.д.

    Планирование образовательной деятельности

    Внесение изменений в план с учетом потребностей и интересов детей

    Позиция активности «Взрослый - ребёнок»

    Воспитатель и ребёнок в равных позициях (импровизация).

    Основная деятельность и её цель

    Открытые временные рамки.

    Мотивы обучения

    Внутренний мотив детей (интерес).

    Методы обучения  

    Опосредованные методы обучения

    Формирование учебных действий является центральной идеей   – умение учиться. Системно — деятельностная парадигма стандарта диктует, что  присвоение и усвоение накопленного социального опыта  обучающимися, возможно, путём деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности с ровесниками, с взрослыми. В системе образования развитие личности обеспечивается, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой воспитательного  и образовательного  процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач [1, с.37].Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Становление интеллектуальной активности личности, развитие её творческого потенциала. Компетентностный подход носит развитие обучения. Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

    Выделяются:

    - общекультурная компетенция

    - коммуникативная компетенция

    - социальная компетенция

    - интеллектуальная компетенция

    - личностная компетенция

    У детей фундамент этих компетенций становится на разных ступенях образования и закладываются в дошкольном возрасте, что формирует у детей творчество и познавательную активность. А от педагога требует пробуждать активную позицию ребенка в образовательном процессе, умение создавать проблемные ситуации.

    Педагог должен учить детей добывать знания. Каждый ребенок должен овладеть универсальными, учебными действиями.

    Анализ характера взаимодействия с детьми, это многоплановая, неоднозначная задача связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современных целей образования.
    Дошкольное образование в этих условиях призвано обеспечить создание основного базового развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добычи» знаний. Средствами развития ребенка для реализации этой важной цели являются образовательные технологии, которые обязательно должны включать в себя такие факторы, как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать творческие (интеллектуальные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативных – умение общаться со взрослыми и сверстниками.

    Если эти базовые основания в дошкольном возрасте не применяются и заменяются на обязательное образование, ребенок становится пассивным и неспособным к саморазвитию. Чтобы избежать этого, воспитатель детского сада должен знать особенности детей дошкольного возраста и реализовать их обучение в конкретных областях деятельности, таких близких к их естественной функции, как конструирование, игра, изобразительная деятельность, музыка, театр и т. д., согласно которым, соблюдая комплексный подход, происходит наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника. [2, с.74].

    От доступной формы подачи учебного материала зависит успешность образовательной деятельности , создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на образовательной деятельности  - все это помогает дошкольнику лучше усваивать материал. Воспитатель и дошкольник — это единое целое, помогаем друг другу, учимся вместе, роль воспитателя — контролировать, направлять.

    Таким образом, изменяется  система проведения и организации образовательной деятельности. Общаться с детьми, педагог должен на равных. Ему необходимо легко взаимодействовать  с детьми на их уровне.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва "Просвещение" 2011. -159 с.

    2.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 -192с.

    ru.wikipedia.org

    http://www.dou75.ru/68/images/stories/fgos/obraz_deyatelnost.pdf

    http://moluch.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности в ДОУ: опыт работы воспитателя условиях реализации ФГОС

    ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. На современном этапе одной из актуальных пр...

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

    Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил»....

    МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

    «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...